рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физкультуры в регулировании работомпособности

аккуратность, уровень ДА.

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических

процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности

человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под

влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных -

внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.)

факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют

биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде

деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий)

ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими

ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью

изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с

неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени

работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и

вечерние ("совы") типы.

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны;

приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее

работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее

адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их

биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно

ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в

первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных

условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов

целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов

устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя

группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в

процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов

претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня,

недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой

продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу

сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и

более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня.

Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением

работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет

продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние

студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той

учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением

начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и

положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает

утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания

продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности,

которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее

повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое

уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и

угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг

возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный

оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает

самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при

самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом,

психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.9.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена

и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным

переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары,

лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном

учебном цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале

(понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда -

четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу

отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва"

(рис.9.5).

Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора

нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни

недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие

в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

Учебный семестр и учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5

недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным

повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев

(середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце

семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность

начинает снижать ся. В период экзаменов снижение кривой работоспособности

усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к

исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием

средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной

работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания,

продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до

1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины

февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот

уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются

признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением.

В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено

резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более

медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

5. Средства физической культуры в регулировании умственной

работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния

студентов

Среди мероприятий направленных на повышение умственной

работоспособности студентов, на преодоление и профилактику

психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать

следующие:

систематическое изучение учебных предметов студентами в се

местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

* ритмичную и системную организацию умственного труда;

* постоянное поддержание эмоции интереса;

совершенствование межличностных отношений студентов между

собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

организацию рационального режима труда, питания, сна и отды

ха;

отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти

ков, курения и токсикомании;

* ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ

ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

* обучение студентов методам самоконтроля за состоянием орга

низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор

ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной

деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с

именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц

работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное

бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной

деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки

до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают

высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не

менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими

упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших

полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает

благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-

сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус

всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует

активному протеканию восстановительных процессов.

5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда

студентов

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов

относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,

микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений

(физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но

достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-

трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное

состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает

дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада,

накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает

кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную

системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более

продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство

повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания

организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она

призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения

их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй

пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает

снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий

работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в

начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня

физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х

часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов

самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые

признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом

помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать

работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-

трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы

проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на

5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических

упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде

студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния

отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3

мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности

скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.

Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов,

выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими

(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или

позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного

сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей

конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через

каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2

часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким

ритмичным дыханием.

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов

играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении

работоспособности.

5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме

учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий

для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и

переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим

совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование

средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию

достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и

работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического

воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась

целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в

такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение

работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на

последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении

всего учебного года.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется

тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате

наступившего утомления.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий

физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в

начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа)

повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в

последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-

20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В

течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками

в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший

подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая

время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие

таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего

оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в

непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает

уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она

снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к

исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется

на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается

восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов

проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых

оказывает положительное воздействие на работоспособность и

психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.

Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,

легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой:

упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и

спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после

экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные

двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами.

Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда -

физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной

интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол,

спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена

продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через

каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс

упражнений;

5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в

экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию

сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2

»<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-

минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч.

умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5

часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных

занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться

играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны

носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я

группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где

отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована

физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке,

пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно

упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об

изменении умственной работоспособности приведены в табл. 9.3.

Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под

влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о

том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется

процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА

оптимально организована, но не связана с общей структурой

жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в

период экзаменов не обеспечивается.

При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов

следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

Таблица 5.1

Изменение умственной работоспособности студентов за экзаменационный

период, к исходному уровню, принятому за 100%

|Период обследования |Группы |

| |1-я |2-я |3-я |

|Сразу после третьего |23,1 |31,4 |46,7 |

|экзамена | | | |

|На следующий день |80,3 |82,2 |99,8 |

|Сразу после завершения |64,5 |78,9 |89,4 |

|всей сессии (четырех | | | |

|экзаменов) | | | |

|Через неделю после сессии |82,3 |89,3 |100,5|

Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться

совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как

профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень

тренированности.

6. Заключение

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения

нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего

рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной

устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает

негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и

питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние

общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается

во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств

физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными

характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в

учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности

студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение

работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность

к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих

основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая

устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального

фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

7.Список литературы

1. Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие. /

Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.

2. Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. /

Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.

3. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное

пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.

4. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического

воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ,

1995.

5. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием

организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива.

МГСУ, J997.

6. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред.

Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.

7. Врачебный контроль за физическим развитием, подготовленностью и

функциональным состоянием организма в процессе занятий

физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под

ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.

8. Методические подходы к проведению занятий со студентами по

лечебной физкультуре в специальных медицинских группах. Учебное

пособие. / Под ред М.М.Щепотова, В.В.Садовского, М.В.Вдовина.

Пензенская ГАСА, 1999.

9. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под

ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.

10. Физическая культура. Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. – М.:

АСВ, 2000

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.