рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физкультура и здоровый образ жизни

техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям.

«Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками, представляет

собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность

превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов

выполнения двигательных действий.

2.2. Представления о механизмах двигательных умений и навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным

естественным закономерностям.

Каждое двигательное действие начинается с синтеза чувственных

возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на основе

доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими

воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и

оценку обстановки предстоящего действия. При этом определяется, оценивается

и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых

должно осуществляться действие.

Принятие решения, видимо, непосредственно сопровождается

возникновением программы действия, представляющей собой систему

исполнительных возбуждений, которые доводятся до органов движения в

зависимости от биомеханической структуры двигательного акта. Начинающий

возникать одновременно с программой действия сличительный аппарат

формируется как чувственная модель предстоящего действия, по которой

сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналами

при двигательных действиях являются зрительные, проприоцептивные,

тактильные и другие афферентные возбуждения, отражающие кинематические,

динамические и ритмические характеристики техники действия.

2.3. Перенос навыков

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет

взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых

параллельно. Например, владение навыком метания малого мяча значительно

облегчит обучение метанию гранаты: легче будет идти и начальное обучение

метанию копья. В этих случаях обучению способствует «положительный перенос»

навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер

(«отрицательный перенос»). Например, если был выработан прочный навык

«подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться

существенным препятствием для овладения «подъема одной»; то же самое

возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г.

Соколов).

Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных

действий имеют сходство наряду с различиями. Характер сходства

обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так,

приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника

движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а

главное—в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще

всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в

ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навыков можно

объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая

функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в

зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой

архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или

отрицательным, полным или частичным.

Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения

двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют

последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом,

чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению

другими.

При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный

состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных

навыков используется при разработке системы подводящих упражнений. Они, как

правило, представляют собой относительно законченные двигательные действия,

по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого

действия.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так

планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование

«конкурирующих» навыков, избрав такую последовательность обучения, при

которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего

переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не

обнаруживается) в первую очередь должен формироваться тот навык, который

нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков,

появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга,

«сталкивая» их при поочередном исполнении действий; это к тому же

содействует выработке тонких координаций.

Основы обучения движениям

1. Предпосылки и этапы в процессе обучения

1.1. Готовность к освоению действия как предпосылка обучения

Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно

установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов,

провести предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с

помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте и

обеспечивается посредством подготовительных упражнений. Она характеризуется

в основном тремя компонентами: степенью развития физических качеств,

двигательным опытом и психическими факторами.

Удачно выполнить с первых же попыток новое двигательное действие

обычно удается лишь в тех случаях, когда оно имеет сравнительно простую

структуру. При более сложных структурах скорость образования нового

двигательного умения существенно зависит от двигательного опыта

обучающихся. Чем шире и разнообразнее этот опыт, тем больше предпосылок для

успешного освоения нового действия на основе переноса ранее приобретенных

умений и навыков. Этим определяется роль упражнений, направленных на

расширение фонда двигательных умений и навыков в процессе обеспечения

готовности к обучению сложным двигательным действиям.

Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным

действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет

играть воспитание этих качеств с помощью общеподготовительных и

избирательно-направленных упражнений. При обучении же действиям, связанным

с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими

отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сформировать

позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к

преодолению психических трудностей и выработать необходимую уверенность.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям решается

в целом на основе умелой реализации принципов доступности и

индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

1.2. Общая характеристика структуры процесса обучения

В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному

действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым

соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и

навыка. Если действие доводится в процессе обучения до стадии более или

менее совершенного навыка, для этого процесса характерны три этапа,

различающихся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения. На

первом этапе происходит начальное разучивание двигательного действия, чему

соответствует стадия образования умения воспроизводить технику действия в

общей, грубой, форме. Второй этап характеризуется углубленным,

детализированным разучиванием. В результате на этом этапе происходит

уточнение двигательного умения, оно частично переходит в навык. На третьем

этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование

двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык; он

приобретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в

различных условиях двигательной деятельности.

Фактически структура процесса обучения конкретизируется в зависимости

от направленности занятий, особенностей изучаемых действий, а также

особенностей контингента обучаемых.

2. Этап начального разучивания

На этом этапе преследуется цель—обучить основам техники двигательного

действия, сформировать умение выполнять его хотя бы в «грубой» форме.

Частные задачи на пути к данной цели обычно состоят в том, чтобы:

а) создать общее представление о двигательном действии и установку на

овладение им;

б) научить частям техники действия, не освоенным ранее;

в) сформировать общий ритм двигательного акта;

г) предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники

действия.

3. Этап углубленного разучивания

Цель обучения на этом этапе—довести первоначальное, «грубое» владение

техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе

осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется

детализированное освоение ее.

Основные задачи обучения на этом этапе:

1) углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;

2) уточнить технику действия по ее пространственным, временным и

динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями

обучаемых;

3) усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного

выполнения движений;

4) создать предпосылки вариативного выполнения действия.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями

совершенствования двигательного умения, частичного перехода его в навык.

Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения

действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По

мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений

увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык.

4. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Цель обучения на этом этапе—обеспечить совершенное владение

двигательным действием в условиях его практического применения, для чего

необходимо решить следующие частные задачи:

1) закрепить навык владения техникой действия;

2) расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного

выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных

проявлениях физических качеств;

3) завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой

степенью развития индивидуальных способностей;

4) обеспечить в случае необходимости перестройку техники действия и ее

дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.

Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части

автоматизированная система движений еще не обладает устойчивостью к

различным неблагоприятным факторам. На третьем этапе предстоит упрочить

сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе

с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления

действия к различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от

характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно

самостоятельную фазу закрепления навыка или закреплять навык, одновременно

увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с

развитием физических качеств.

Основы развития физических качеств

1. Воспитание силы (СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)

1.1. Сила как физическое качество

В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное

понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:

1) силу как механическую характеристику движения;

2) силу как определенное качество человека.

В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения

служит объектом изучения механики. Во втором — предметом исследования в

теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения

силы как физического качества использоваться термины: силовые возможности,

силовые способности, мышечная сила.

Силу человека можно определить, как его способность преодолевать

внешнее сопоставление либо противодействовать ему посредством мышечных

напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления

понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе —

действующие по ходу движения.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

1) без изменения своей длины (статический, изометрический, режим);

2) при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический, режим);

3) при ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим). Преодолевающий и

уступающий режимы объединяются понятием «динамический режим».

Так как в этих условиях характер двигательных действий различен,

приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых

способностей.

1.2. Основы методики воспитания силовых способностей

Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического

качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и

обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах

двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.). Частными задачами

будут:

1) приобретение и совершенствование способности осуществлять основные виды

усилий — статические и динамические, собственно силовые и скоростно-

силовые, преодолевающие и уступающие;

2) гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышечных групп

двигательного аппарата;

3) развитие способности рационально пользоваться силой в разнообразных

условиях.

Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной

деятельности решаются специфические задачи по специализированному

воспитанию силы.

Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным

сопротивлением — силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления

силовые упражнения делятся на 2 группы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления

обычно используют:

а) вес предметов;

б) противодействие партнера;

в) сопротивление упругих предметов;

г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, например).

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Применяются также

упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом

внешних предметов.

В отношении функционального воздействия на организм природа фактора,

вызвавшего сопротивление, не особенно существенна. Во всех случаях

воздействие на организм будет сходным, если только величина сопротивления

одинакова. Однако некоторой спецификой в методическом отношении различные

упражнения все же обладают.

Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью

можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные

группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд

нежелательных черт. Исходное положение в упражнениях с тяжестями часто

связано со статическим удержанием груза.

Для упражнений с преодолением сопротивления упругих предметов

характерно возрастание напряжения к концу движения.

Упражнения, по ходу которых преодолевается тяжесть собственного тела,

выполняются обычно при дистальной опоре конечностей. При этом характерный

для мышечного аппарата нашего тела проигрыш в силе оказывается не столь

высоким, как в случае движения при проксимальной опоре. Таким образом, если

в каком-либо движении приходится преодолевать вес собственного тела или

внешнего отягощения, то в первом случае движение в силовом отношении

оказывается более легким.

Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать

деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму

функционирования мышц — статические и динамические, собственно силовые и

скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие.

Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в

соответствии с общими методическими принципами физического воспитания.

2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей

2.1. Воспитание быстроты

2.1.1. Характеристика быстроты и виды скоростных способностей

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека,

непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики

движений, а также время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

3) частоту движений.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в

особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве

случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания

считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи

проявления быстроты. Практически, конечно, наибольшее значение имеет

скорость целостных двигательных актов, а не элементарные проявления

быстроты. Однако скорость в целостном сложнокоординационном движении

зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин.

Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают

две фазы: 1) фазу увеличения скорости (фазу разгона) и 2) фазу

относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является

стартовое ускорение, второй — дистанционная скорость. Способность быстро

набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью —

относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым

ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.

Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой,

непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных

движениях. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у

физически слабо подготовленных людей.

2.1.2. Методика воспитания скоростных способностей

В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том,

чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма,

определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной

деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-

либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда

других факторов—уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т.

п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с

воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения,

которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения).

Они должны удовлетворять трем требованиям:

1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных

скоростях;

2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время

движения, основные волевые усилия были направлены не на способ, а на

скорость выполнения;

3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения

скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся

к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже

у квалифицированных спортсменов 20—22 сек.

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы

повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная

тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою

максимальную скорость.

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное

состояние возбудимости ц.н.с., которое может быть достигнуто только в том

случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому

скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в

системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня

отдыха.

Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет

использование в занятиях игрового и, в особенности, соревновательного

методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют

проявлять значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению

результата.

Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны,

чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно

повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию

двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации

параметров движения. Стабилизация скорости — главная причина, мешающая

значительному повышению скоростных возможностей.

Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы, не

специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а, применяя иные

средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов.

Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном,

неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах.

В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют

специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления

его.

В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких

дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной

скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в

облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее

время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с

прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.