рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Восстановление физической работоспособности

Восстановление физической работоспособности

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский Государственный Университет

Реферат на тему:

Восстановление физической работоспособности.

Выполнил: Сахнов А.А

Проверил: Кокин В.Ю.

Введение 2

Психическое воздействие с помощью физических факторов 3

1. Ионизация воздуха 3

2. Электростимулирование 6

Психологические и педагогические средства воздействия 7

1. Психотерапия и психопедагогика 7

2. Аутогенная тренировка 10

Психологические причины спортивных успехов и неудач 13

Рациональное питание как важный фактор восстановления работоспособности

18

Основы рационального питания при развитии физических качеств 18

Медико-биологические средства восстановления физической работоспособности

20

Гидротерапевтичсские средства восстановления работоспособности 23

Витаминные препараты 25

Литература: 25

Введение

Одной из основных и актуальных задач спортивной психологии является

разработка эффективных практических методов психологической подготовки,

которые помогали бы спортсменам приспособиться ко все более интенсивным

нагрузкам на тренировках и соревнованиях.

В данной работе рассмотрено несколько методов и приемов, которые иногда

используются при психологической подготовке спортсменов. Эти приемы и

методы оказались действенными, хорошо себя зарекомендовали. Они

способствуют повышению уровня психической активности, сохранению

психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению

психической энергии, затраченной спортсменами на специфические усилия, и в

целом укреплению умственной работоспособности. Кроме того, эти методы не

являются единственно определяющими. Они имеют гигиеническое,

профилактическое, лечебное значение, оказывающее воздействие в более

широком плане - содействуют формированию физически крепких людей, способных

преодолевать любые трудности. Из множества существующих приемов мы

используются только те, которые отвечают требованиям следующей триады:

положительный эффект, отсутствие побочных эффектов, доступность и легкость

применения.

Психическое воздействие с помощью физических факторов

1. Ионизация воздуха

В широком смысле под ионизацией воздуха понимается процесс, при котором

частицы, присутствующие в воздухе, двигаясь в электрических полях,

обусловливают электрическую проводимость. Известно, что смесь газов,

входящих в состав атмосферы, с точки зрения теории электричества является

нейтральной. Превращение нейтральных атомов или групп атомов в ионы,

которые обладают электрическим зарядом из-за потери или поглощений

электрона, и является процессом ионизации.

Ионизацией воздуха серьезно заинтересовались исследователи, так как было

замечено, что смесь газов в воздухе или аэрозолей, несущих различные

электрические заряды, способна вызывать определенные изменения в процессах

жизнедеятельности организма.

Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования показали, что

отрицательные ионы оказывают положительное воздействие на организм - факт,

который используется в терапии (аэроионотерапия).

Ионизация воздуха может произойти как естественным путем, благодаря

действию некоторых факторов (дождь, движение воды в горных потоках,

электрические разряды и т. п.), так и искусственным путем при помощи

специальных аппаратов (термоэлектрических, гидродинамических, аппаратов,

дающих слабый электрический разряд, генераторов радиоактивных ионов и т.

д.).

Положительные эффекты ионизации воздуха на организм обусловливаются

определенной концентрацией отрицательных ионов и временем их воздействия.

К настоящему времени собран богатый фактический материал о воздействии

ионизации воздуха на человеческий организм. Ценный вклад в это внесли

исследования, проведенные в России, США, ГДР, Италии, Франции и Румынии.

Сфера биологического воздействия ионизации воздуха очень широка. Она

охватывает основные системы жизнедеятельности организма — сердечно-

сосудистую, процессы дыхания и обмена веществ, физико-химические и

морфологические свойства крови, эндокринное функционирование и основные

свойства нервной системы.

Ионизация воздуха экспериментально применялась во многих странах как

фактор, способствующий повышению работоспособности спортсмена. В этом

отношении особенно интересны исследования, проведенные Минхом, Лепехиной и

Вытчиковой в СССР, Деляну и группой ученых Центра спортивных исследований в

Румынии, которые констатировали улучшение некоторых физиологических

параметров под воздействием аэроионизации. Эти исследования показали, в

частности, что отрицательная ионизация воздуха оказывает благотворное

воздействие на мускульную силу, вызывая повышенную физическую

сопротивляемость статической и динамической нагрузке и увеличивая скорость

восстановительных процессов после выполнения тяжелой работы.

Данные специальной литературы, свидетельствующие о положительном

биологическом воздействии отрицательной ионизации на организм, побудили

исследователей к изучению в экспериментальных условиях возможностей

применения аэроионизации и как фактора интенсификации нервно-психических

возможностей спортсменов.

Ниже излагаются некоторые результаты воздействия отрицательной ионизации

на нервно-психическую сферу спортсмена, полученные экспериментальным путем.

Работа проводилась с группой спортсменов в возрасте от 18 до 23 лет,

находящейся на сборах, клинически здоровой. В течение 18 ежедневных сеансов

длительностью от 1 час. до 1 час. 15 мин. при концентрации 100 000

ионов/см3 группа спортсменов подвергалась отрицательной ионизации.

На протяжении всего эксперимента температура и атмосферная влажность в

лаборатории находились в пределах нормы, а концентрация озона не превышала

допустимых пределов (0,0001 мг/л). Воздействие ионизации на нервно-

психические функции фиксировалось с помощью клинических и экспериментальных

данных. Клинические и психологические наблюдения позволили судить о

психической реактивности и способности к определенному поведению у лиц с

учетом следующих показателей: сон, аппетит, состояние бодрости или

усталости, особенности восприятия. Особое внимание обращалось на состояние

«нервозности», раздражительности, неудобства, а также на достигнутые

спортсменами результаты, регистрируемые в специальных хронограммах.

Ежедневно в начале и в конце периода воздействия аэроионизации проводились

психологические измерения времени реакции, памяти, теппинг-тест и т. д.

Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных до и после

сеанса воздействия ионизации, выявил следующие положительные эффекты:

Субъективные состояния хорошего настроения, комфорта и психического

равновесия. Еще Десауер, один из основоположников аэроионизации, утверждал,

что отрицательные ионы вызывают у больных людей состояние субъективной

умиротворенности, внутренней успокоенности, хорошее настроение. Исходя из

этого, Десауер рекомендовал использовать отрицательную ионизацию при

состояниях усталости и психической депрессии. Подобные результаты получил и

Хаппель, который нашел, что после воздействия отрицательной ионизации

пациенты с психологической точки зрения были более активны.

Исследования, проведенные среди спортсменов, подтвердили данные,

полученные в результате наблюдений за больными, выявили сдержанную,

последовательную психологическую картину воздействия отрицательной

ионизации, характеризующуюся состоянием психического оживления,

подвижности, гибкости умственных процессов с более быстрым протеканием

сенсомоторных процессов.

Таким образом, клинические наблюдения показали, что при кратковременном,

легком воздействии отрицательных ионов люди приходят в состояние покоя и

психического равновесия.

Состояние расслабления и покоя. В противоположность психической сфере,

где отмечается подвижность и «ясность» умственных процессов, в

психомоторной области наблюдаются эффекты расслабления.

В наших исследованиях при проверках, которые проводились сразу же после

воздействия ионизации, было отмечено, что под ее влиянием быстрота действия

верхних конечностей и сила сжатия динамометра были меньше по сравнению с

измерениями, проведенными в начале опыта. Все это результат появления

состояния нервно-мускульного расслабления, свидетельствующий о возможностях

вызывать спад напряженности и вхождение в состояние более глубокого отдыха

нервно-мышечных групп. После воздействия ионизации, время которой

варьировалось от 15 мин. до 1 часа, скорость выполнения и сила сгибательных

мышц спортсменов восстановились до первоначальной величины, а иногда и

превосходили ее. Проявление психического успокоения, вызываемого мускульным

расслаблением, с психологической точки зрения несет положительный эффект.

Влияние на время реакции. Время психомоторной реакции является

показателем, который особенно часто используется при исследованиях,

проводимых среди спортсменов. Минх и другие советские авторы отмечают,

например, уменьшение времени реакции после воздействия аэроионизации.

Кнолль и его сотрудники, используя генераторы радиоактивных ионов, исследуя

действие ионизации во время реакции на простые раздражения, отметили, в

частности, изменения быстроты реагирования при концентрации легких

атмосферных ионов. Результаты, однако, колеблются в зависимости от

реактивности субъектов. Американские авторы сравнивают воздействие

ионизации с действием психотропных лекарств — кофеина и никотина.

Исследования Кнолля подтверждают более раннее положение Бисса и Вейдемана,

согласно которому действие атмосферных ионов зависит от механизма и

гомеостатического состояния организма. Ионизация действует на время

психомоторной реакции в основном как катализатор.

В проведенных экспериментах, время реакции постоянно улучшалось. По

мнению некоторых специалистов, противоречивые результаты, полученные

Кноллем, объясняются изменением знака электрических зарядов ионизации на

протяжении одного и того же эксперимента, что и определяет противоположные

эффекты.

Положительное воздействие на умственные процессы и состояние бодрости.

Хаппель отмечал, что умственные процессы, измеренные при психологических

проверках, под воздействием отрицательных ионов улучшаются. Мы также

проследили воздействие ионизации воздуха на процессы памяти и отметили, что

процесс быстрого запоминания постоянно улучшается. Во время всего

эксперимента было обнаружено и улучшение концентрированного и

распределенного внимания, а также повышение точности психомоторной

деятельности. Упомянутые положительные эффекты проявлялись очень быстро еще

во время проведения опыта, сохраняясь затем в течение некоторого времени,

которое изменялось в зависимости от особенностей каждого человека.

Воздействие на психические состояния. Большой интерес представляют

наблюдения, связанные с влиянием отрицательной аэроионизации на психические

состояния. Так, анализируя поведение спортсменов чем-то взволнованных,

которое контролировалось на протяжении всего экспериментального цикла и

регистрировалось в ежедневных хронограммах, не было отмечено отрицательных

изменений. Напротив, появились положительные эффекты, выражающиеся в

появлении некоторого «светлого» психического состояния.

Замеченный эффект имеет важное практическое значение для тех видов

спорта, которые требуют особого нервного напряжения.

Механизм действия отрицательной ионизации. Несмотря на то, что ведутся

многочисленные исследования, объяснения механизма воздействия

ионизированных газов на нервно-психическую деятельность до сих пор еще не

дано. Одни придерживаются того, что нервно-рефлекторное действие ионов

осуществляется через дыхательные пути. Другие считают, что они

непосредственно воздействуют на нервную систему. Противоположной точки

зрения придерживается Эдстрем. Он объясняет воздействие ионов на нервно-

психическую сферу первоначальным действием ионов на вегетативную нервную

систему, посредством которой отрицательные ионы вызывают расширение

капиллярных кровеносных сосудов. Как следствие этого наступают

успокаивающее действие отрицательной ионизации на кору головного мозга,

состояние расслабления и психического покоя.

Таким образом, на основе исследований, проведенных учеными различных

стран, можно полагать, что аэроионизация является физиотерапевтическим

методом, который следует включать в арсенал средств, способствующих

развитию физических возможностей спортсмена.

Метод отрицательной ионизации может быть использован на любой спортивной

базе, так как не требует дорогостоящего оборудования и сложных приемов

применения.

2. Электростимулирование

По некоторым сведениям, электростимулирование не использовалось в

спортивной или медико-спортивной практике как фактор нервно-психического

укрепления. В лечебных же целях оно занимает признанное место и с успехом

применяется при различных клинических заболеваниях, в том числе и

психических.

В лаборатории Исследовательского центра Национального совета по

физическому воспитанию и спорту был создан специальный аппарат, который

позволил применить стимулирование при помощи электрического тока в

специальных условиях для укрепления основных свойств нервной системы и,

предположительно, психической деятельности. В этом аппарате стимулы

образуются с помощью генератора низкой и средней модулированной частоты

(синусоидальной и полусинусоидальной).

Общей схемой применения является нейромускульное стимулирование,

напряжение мускульной массы и успокаивающие эффекты путем расширения

кровеносных сосудов в тех местах, которые подвергались воздействию.

Психический эффект является косвенным, вызванным общим или местным

расслаблением, которое, вызывая мускульную релаксацию, предопределяет

появление состояния психического покоя с успокаивающими эффектами нервной

системы. С психологической точки зрения эффект подобен психическому

состоянию, вызванному при помощи произвольного, частичного, положительного

расслабления, достигнутого по методу Якобсона, с тем отличием, что эффект

биостимулирования достигается немедленно.

Этот аппарат имеет то преимущество, что он производит ионизацию некоторой

нейротропической субстанции, которая усиливает успокаивающее действие

нервно-мускульного расслабления спортсменов. При этом отмечалось улучшение

некоторых психофизиологических функций (положительное воздействие на

память, время реакции, состояние бодрости, а также на устранение или

исправление нежелательных явлений, таких как головные боли, бессонница,

состояние нервозности и т. д.).

3. Водные физиотерапевтические средства

В спортивной практике хорошо известно успокаивающее и расслабляющее

действие водных физиотерапевтических процедур. При правильном применении

они оказывают большое влияние на психическую сферу спортсмена.

Опыты показывают, что положительное воздействие водных

физиотерапевтических методов значительно повышается, если при их применении

учитываются два основных типа соматопсихической реактивности:

— тип циклотимический, с живой психикой, веселый, подвижный, хорошо

переносящий холод;

— тип шизотимический, приятный, малоподвижный, с замкнутой психикой,

хорошо переносящий жару.

Теплые или холодные водные процедуры, применяемые в соответствии с этими

двумя типами психической реактивности, оказывают прямое или косвенное

положительное воздействие на всю центральную нервную систему.

Психологические и педагогические средства воздействия

1. Психотерапия и психопедагогика

Психотерапия — это совокупность приемов лечения болезней психологическими

средствами. Применение ее в большом спорте ограничено прежде всего из-за

несовместимости занятий спортом и психических болезней. Однако мы некоторые

авторами (Уайтин, Гомбравелла, Оджилви, Гошек) допускают, что иногда и в

спортивной практике возникают психические расстройства подобные неврозам,

которые снижают уровень спортивной деятельности. Однако понятие

«психотерапия» в данном случае рассматривается более глубоко, придавая ему

несколько специализированное содержание, в которое включаются методы

предупреждения и устранения психических проявлений, мешающих спортивной

подготовке или снижающих результаты. Психологическое обеспечение в спорте

также характеризуется взаимопроникновением психотерапии и психопедагогики.

На основе многочисленных исследований, проведенных в разное время,

необходимо отметить, что психотерапия не является методом, применяемым на

основе какой-либо технологии. Пока еще нет точной кодификации механизма

воздействия и, следовательно, результаты не лишены ошибок. Неясности,

которые существуют в психотерапии, объясняются отсутствием объективного,

точно измеренного критерия, который мог бы быть подвергнут научному

анализу. И все-таки психотерапия может и должна быть применена в спорте.

Выбор метода зависит от вопроса, который требуется решить.

Возможности применения психотерапии в спортивной работе. В спортивной

работе относительно часто встречаются ситуации, при которых может быть

применена психотерапия. Некоторые авторы требуют обязательного присутствия

психотерапевта в каждой команде, объясняя это тем, что большой спорт волей-

неволей рождает и некоторые отрицательные психические реакции. Гошек и

Гомбравелла часто отмечали появление тревожащих состояний в моменты

наивысшего спортивного напряжения, что обусловливает необходимость борьбы

за их устранение, в том числе и средствами психотерапии.

Психотерапия может быть применена в любом случае потери приспособляемости

(многообразные ситуации с проявлением чисто патологических и предельных

психических состояний, которые отрицательно влияют на спортивную

подготовку) у спортсмена или спортивной группы. Конечно, областью

применения психотерапии являются различные виды признаков вялости,

психических реактивных состояний, вызываемых трудностями на тренировках и

нервным напряжением на больших соревнованиях. Областью применения

психотерапии являются разнообразные стертые формы психогенного

восстановления, часто встречаемого в период перед соревнованиями.

Кроме того, психотерапия применяется, когда необходимо устранить

психические явления отрицательного характера, которые появляются в трудных

ситуациях и могут приобрести постоянный характер.

Из нашего опыта мы можем вспомнить так называемые случаи ятрогений,

вызванные у спортсменов внушениями со стороны руководителей, тренеров,

прессой или публикой. Речь идет о том, что иногда неудовлетворительное

поведение спортсмена объясняется неудовлетворительностью психического

приказа, не всегда во всем реального, который может создать иногда очень

острое осознание этой недостаточности, которую спортсмен фиксирует, давая

ей собственное объяснение. Это сходно с процессом, который профессор Лурия

назвал когда-то «внутренней картиной болезни», т. е. собственным

представлением субъекта о своем состоянии, возникшим в результате

чрезвычайно сложного процесса, обусловленного чувствительностью спортсмена,

силой его воображения и способностью к интерпретированию.

Свойства и формы психотерапии. Особенности применения психотерапии еще не

совсем ясны из-за отсутствия точности методов. Упор делается за применение

различных форм психопедагогики, осуществление психотерапии воспитательными

средствами, так как они имеют то преимущество, что понятны тренерам и не

требуют лабораторной техники. В первую очередь следует использовать приемы,

основанные на «курсе лечения доверием» (советы, разговоры, убеждения и

принуждение, демонстрация). Они применяются тренерами и не вызывают у

спортсменов никаких предубеждений.

В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод

психотерапии, когда спортсмену даются объяснения тех психических явлений,

которые могут появиться или которые уже беспокоят его.

В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки

применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой

при этом является то, что невротическое поведение - это стойкий навык

неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически

нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения

имеет ограниченные возможности применения.

Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на

спортсменов, которые подходят под принцип «случай-проблема». Речь идет о

спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных

индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить

двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы

выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием веры в

собственные силы, боязливых и «нервных», «сложных», «с мрачными мыслями»,

появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные

моменты блокируется. Задача психотерапевтов в том, чтобы помочь этим людям

успокоиться, расслабиться, укрепить веру в собственные силы, способствовать

появлению у них уверенности в себе и т. д.

Хорошие результаты были получены при работе с группой спортсменов,

общеобразовательный уровень которых был невысоким. Путем их

психологического обучения, ознакомления спортсменов с основными

психологическими аспектами спортивной жизни, механизмом и законами

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.