рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Врачебный контроль, его цели и задачи

Врачебный контроль, его цели и задачи

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)

О.Г. Черноусов

Дисциплина: «Физическая культура»

Реферат.

Тема: «Врачебный контроль, его цели и задачи».

Выполнил студент Дмитриченков Владимир Геннадиевич

Проверил преподаватель___________________________________

г.Сургут

2001г

План:

1. Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля.

2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей

школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами,

студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

3. Врачебный контроль за женщинами занимающимися физкультурой и спортом.

4. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности.

Отрицательные явления в процессе тренировки.

5. Антидопинговый контроль.

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным

для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения

лиц, занимающихся физической культурой и спортом называется врачебным

контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой

самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья,

физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически

занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и

практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с

комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной

физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль

составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие

эффективному использованию средств и методов физического воспитания для

укрепления здоровья, повышения физического развития и физической

подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и

работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

наблюдение за правильным использованием средств и методов физического

воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической

подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных

явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и

др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий,

предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству

врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также

проводится подготовка врачей- специалистов по физической культуре в

системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной

физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за

постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и

спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России

(раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-

методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и

крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые

непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами,

обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований,

контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют

ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях,

спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских

и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных

заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных

сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первичные,

повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются:

врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими

упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями

проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение

спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание

массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий:

медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-

просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в

условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в

лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, определение

физического развития, физикальное обследование систем и органов,

комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи,

электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография

сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение

воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса,

частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии. веса тела

и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными

нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение

кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет

показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и

дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в

соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за

физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в

1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят

медицинское освидетельствование, антропометрические измерения.

Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и

спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по

назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников.

Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами

среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным

возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более

чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и

др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно

спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют

гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация,

достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным

заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая

костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В

этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие,

приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются

выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита

координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление

утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры

следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны

правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в

любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до

занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную

костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено,

нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие

физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения

сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой,

прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом

(развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков.

Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое

сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее

неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к

физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении

занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к

занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной

систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину,

особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.),

увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается

мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает

двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ

здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от

нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная

двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной

активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической

работы в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При

этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный

дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития

девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий

физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры,

физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя

гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть

достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья

школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-

педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является

определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в

последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием

школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только

медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно

шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий,а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся

физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе

тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на

соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения

занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-

педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все

формы физического воспитания в школе — уроки физкультуры, занятия в

спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И

главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока

физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления),

достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на

медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в

состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они

занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или

иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение

осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка

выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест

проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение,

покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и

обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных

снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной

плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и

внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими

перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к

занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные

заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на

гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после

восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям

физкультурой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина — 14-28 дней,

следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит — 7-21 день; отит — 14-28 дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит

— 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый

радикулит — 60 и более дней; переломы костей — 30-90 дней; сотрясение

головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30-

60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры — профилактика

спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами

травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении

и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на

снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим

заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие

другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и

здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это

аксиома. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму

движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно

разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания;

физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую

деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти

части тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж

(определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая

длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения

с помощью специальных приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к

поясу и по показанию счетчика определяют количество километров,

пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые

вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном

устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный

счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе

(беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная

величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в

школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая

(0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный

рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно

выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток

(гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной

активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание,

корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие

физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в

юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению

иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам.

Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду,

акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как

правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с

нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких

случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом

предусматривает:

диспансерное обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической

работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной

болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных

повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований,

инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать

фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности,

режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к

соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие

задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования.

Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным

особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя физическая

подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов

в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст,

позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит

от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или

иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика — с 8—10 лет;

баскетбол, волейбол — 10—13;

бокс — 12-15;

борьба — 10-13;

водное поло — 10—13;

гребля академическая — 10—12;

легкая атлетика — 11-13;

лыжный спорт — 9—12;

плавание — 7-10;

тяжелая атлетика — 13—14;

фигурное катание — 7-9;

футбол, хоккей — 10-12;

гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных

особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста

спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических

состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них

наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или

специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организованное (в

количественном и качественном отношении) питание детей является

обязательным условием их нормального физического развития и играет важную

роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма

инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к

различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-

риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями

растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная

калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется

интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между

поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая

наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и,

соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры

поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет —

378 см2, у взрослых — 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом

относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить

в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82

ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они

содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития является

соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление

углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как

потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании

так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира;

снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным

заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны

к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает

приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д

возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен).

Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строиться

дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых

веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое

значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют

потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и

успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах

должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в

сельской местности при отдаленности жилья — 30-35%.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.