рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы

Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы

| |

| |

| |

|Санкт-Петербургский |

|Международный |

|Институт Менеджмента |

|(ИМИСП) |

| | |

| |Факультет менеджмента, |

| |группа “Бакалавр менеджмента”, |

| |дисциплина: философия. |

| | |

| |

|Реферат |

|на тему: |

|Жизненный путь и философия |

|Бенедикта Спинозы. |

| |Выполнила студент |

| |Морозова Д. Б. |

|Санкт- Петербург |

|1999 |

Оглавление.

Введение. 3

Часть I. Историческая справка. 4

Жизненный путь и работы. 4

Основа и развитие философской системы. 7

Посмертное влияние Спинозы. 8

Материализм и атеизм Спинозы. 9

Часть II. Философская концепция Спинозы. 11

Картина мира. 11

Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14

Учение о человеке. 15

Предрассудки людей в их понятии Бога. 19

Заключение. 21

Список литературы. 23

Введение.

Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы

рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677

год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не

так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются

великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был

последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях

человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход,

применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских

работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его

произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой

философии. Цель моей работы доказать это.

Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать

условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в

которых ему приходилось работать. Поэтому я разделила свой реферат на две

части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В первой

части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его

философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и

которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части

я обозначу и раскрою основные положения философской концепции Спинозы:

общая картина мира, учение о Боге и учение о человеке.

В работе над рефератом я использовала как произведения самого Бенедикта

Спинозы, так и книги о нём, а так же материалы, размещённые на страничке в

Internet, посвящённой философу.

Часть I. Историческая справка.

Жизненный путь и работы.

SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп.

Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля

1677, Гаага).

Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за

преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив

фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с

Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на

Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную

должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком.

Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям

и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего

шесть лет.

Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение

он начал в еврейском шестиклассном училище, которое готовило раввинов.

Основными предметами были древнееврейский язык, богословие; изучались

работы Ибн, Маймонида, Крескаса итд. Училище было известно своими

преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и, возможно, немецкого

Спиноза брал у немца Фельбиндера. (К тому времени Спиноза уже знал

испанский и португальский - как языки своего отца; голландский от своего

окружения; немного французский и итальянский). В училище Спиноза проявил

себя как очень способный ученик.

После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de

Prado, высказывавшем «неортодоксальные» мысли о природе Бога, ангелах,

бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате

своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь

заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали

деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655

Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым

современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не

для того, чтобы перейти в христианство. «В системе Спинозы, — писал

еврейский философ Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные

названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от

природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула

Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу

такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от Сириуса,

чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой»[1].

Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на

сверхъестественном откровении.

27 июля 1656 Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской

синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель

(возможно, месяцев) в Оверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем

возвратился в Амстердам.

Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием

отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы.

Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей

ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: “Будь он проклят,

когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов.

Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все

проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под

небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских...”[2]

Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не

должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов

от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не

разговаривал ни с одним евреем.

Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое имя на латинский

эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»). В 1656-1660 гг. в

школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои

познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую

философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ

Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его

коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило

его взгляды в области философии.

Вокруг него сгруппировался кружок преданных ему друзей и учеников (круг

которых позже Спиноза из соображений осторожности расширял неохотно) -

Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян Риувертц.

В 1660 Амстердамская синагога официально запросила муниципальные власти

осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден

покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ Лейдена (в то

время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе

Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно учитывая его

теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь

он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге, человеке и

его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бульшую часть «Основ

философии Декарта» и первую книгу «Этики», содержащую учение о бытии

(первоначальное название - «О боге, о разумной душе и высшем счастье

человека»), которая должна была, соответственно, состоять из 3 частей и

быть изложена в виде диалога.

В июне 1663 Спиноза переехал в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он

опубликовал в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение

изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими

размышлениями». Первый документ, свидетельствующий о сложившемся мнении о

Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха

допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный

анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) лишь укрепил

это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе

государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу.

Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую

грамматику».

В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts -

сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза

отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в

Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в

высказывании мыслей. В 1675 он закончил «Этику» - труд, который в

систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но

после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в

результате государственного переворота), он не решился опубликовать его,

хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза

познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676

остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер от болезни легких, которой

страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества

(которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том

числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме

посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе

Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает

«Оставленные письмена».

Основа и развитие философской системы.

В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно

последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о

природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих

двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи

Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и

структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его

стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился

сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия.

Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют

слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ

философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики»

(Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом

порядке…»).

Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое

время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как

единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы

посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим

современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя.

Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения

картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с

другой, - реакция на эту влиятельную философию. «Несомненно, что из всех

ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось

сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»[3], - пишет

Радлов.

«Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза не

всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в

целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в

картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности:

трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и

приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал

чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом[4]) - эти доктрины делают

мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял

методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения

знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до Спинозы»,

пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки

к стоическому учению. Безусловно «родственной» философской системой

является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на

зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х.

Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с

аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке

Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что

Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с

Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической

философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних

произведениях - «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье»,

«Метафизических мыслях».

На формирование социологических воззрений Спинозы большое влияние оказал

его старший современник Т. Гоббс. Часто его философия характеризуется и как

вариант пантеизма (который предполагает представление о Боге как едином

мировом духе). Однако он принадлежал скорее к рациональному, чем

мистическому пантеизму, фактически все, что осталось от мистицизма -

концепция интеллектуальной любви к Богу.

Посмертное влияние Спинозы.

Несмотря на то, что его философией пренебрегали фактически в течение

столетия после его смерти, Спиноза занимает почетное место в

интеллектуальной хронологии Западного мира (вместе с тем, его прямое

влияние на естественные науки невелико). В 18 веке он пользовался плохой

репутацией атеиста. Пьер Бейль в своем «Историческом и критическом словаре»

определил учение Спинозы как «систему атеизма». Даже Д. Юм говорил об

«отвратительной гипотезе» Спинозы.[5]

Спиноза стал изучаться профессиональными философами с начала 19 века.

«Реабилитация» спинозизма была осуществлена представителями литературной

критики, особенно Г.Э. Лессингом и И.В. фон Гёте. В немецкой философии

спинозизм составил часть так называемого «спора о пантеизме» (послужив его

началом). Влияние Спинозы в разной степени испытали Г.В.Л. Лейбниц, (третий

(во времени), после Р. Декарта и Б. Спинозы крупный представитель

рационализма), В. фон Чирнгаус, И.Х. Эдельман, И.Г. фон Гердер; Ф.В.Й. фон

Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель (которых А. Шопенгауэр назвал неоспинозистами), в

какой-то мере И. Кант, Л. Фейербах. Среди поэтов и писателей Г. Гейне, П.Б.

Шелли, Б. Ауербах. Схожие идеи высказывали Л.М. Дешан; Г.Т. Фехнер и А.Н.

Уайтхед.

И абсолютные идеалисты, и материалисты видят в философии Спинозы свои

собственные доктрины (достаточно посмотреть, например, соответствующие

заявления розенкрейцеров и диалектических материалистов).

Материализм и атеизм Спинозы.

Одним из предметов, которые интересовали Спинозу являлось понятие Бога, и

другие вопросы связанные с существованием Бога. С одной стороны, обычно он

рассматривает этот вопрос в неразрывной связи со своим учением о человеке и

этике. С другой стороны, явно видно, что этот вопрос волнует его сам по

себе. Отношение Спинозы к проблеме Бога можно охарактеризовать как

пантеизм, но пантеизм несколько специфический. Специфичность его пантеизма

была настолько высока, что в советской философской традиции его принято

было рассматривать как материалиста. Это связанно с тем, что Спиноза не

рассматривал Бога как некую субстанцию, которая одухотворяет и направляет

природу, будучи «разлита» в ней, а как субстанцию, которая одновременно

есть Бог и природа. Таким образом, Бог действительно утрачивает свое

специфическое положение и его творческая роль оказывается разлитой в

природе. Однако более внимательное прочтение работ Спинозы, особенно его

более поздней и зрелой «Этики», убеждает, что Спиноза не в коем случае не

был материалистом, поскольку все его доказательства и теоремы, в том числе

творческого начала в природе, в той или иной мере базируются на

внечувственном, высшем образе Бога.

Хотя определение Спинозы как материалиста, вообще говоря, неправильно,

определение его как атеиста имеет под собой почву. Но опять же в несколько

специфическом смысле этого слова. Спиноза не был атеистом в том смысле, что

он отрицал существование Бога. Нет, Бог для него являлся основой

реальности, как он сам говорит, ее «субстанцией». Но понятие Бога у него

настолько своеобразно, настолько отлично от бытового представления о Боге,

что его было трудно понять и продвинутым философам-христианам, не говоря уж

о фанатиках-ортодоксах. Спиноза категорически отвергал внешнюю, наносную

религиозность, считая ее «убежищем незнания» (asylim ignorantiae), что тоже

не прибавляло ему популярности в среде традиционно верующих. В этом плане

обвинения, звучавшие в его адрес, имели под собой почву. Он действительно

был атеистом в том смысле, что он отвергал духовное главенство официальной

церкви и ее понятие о Боге. Он не верил в того Бога, в которого верили они.

Спиноза позволил себе атаковать основу основ любой официальной религии –

традиции и предрассудки, лежащие в ее основе. Для представителей

ортодоксальной церкви призыв к рациональному рассмотрению Бога и вопросов

веры был даже хуже, чем если бы Спиноза действительно отрицал существование

Бога.

Часть II. Философская концепция Спинозы.

Картина мира.

Метафизическая система бытия «в геометрическом порядке» излагается в

первой книге «Этики». Использованный в ней дедуктивный способ предполагает,

что есть установленный первоначально небольшой набор определений, аксиом и

постулатов. Они для рационалистов истинны, так как интуитивно

«самоочевидны». Однако не следует смешивать современный смысл употребления

понятия «интуиция», т.е. род смутного и «полусознательного» чувства, и

понятие об «интеллектуальной интуиции» картезианцев, т.е. способность к

непосредственному ясному и отчетливому постижению сущности вещей.

Проявление «света естественного разума» - высший род познания. Из этих

определений, аксиом и постулатов путем правильных умозаключений (логических

выводов) образуются все остальные положения. Этот же метод лежит в основе

любой аксиоматической системы (например, евклидовой геометрии). Он

гарантирует истинные выводы в случае истинности аксиом. Таким образом,

возможная критика спинозизма может быть либо сомнением в истинности аксиом,

либо нахождением ошибок в вывода.

Спиноза начинает с определения субстанции, как того, что «существует само

по себе и представляется само через себя»[6]. Сегодня можно найти различные

интерпретации понятия субстанции в спинозизме: от «лингвистических»

интерпретаций его как абстрактного термина до более традиционного

понимания, которого придерживаемся и мы. Спиноза использовал понятие

субстанции (как и многие его современники) для обозначения «субстрата»,

«стоящего под» свойствами, т.е. для обозначения вещи, которой свойства

принадлежат. Атрибут - то, что составляет сущность субстанции, определяющее

ее свойство, представление какого-либо атрибута не требует представления

чего-либо иного; модус - состояние (или модус, или модификация субстанции).

Так как существование субстанции входит в ее сущность (она есть causa sui -

причина самой себя),, оно вечно. Ограничить субстанцию может только такая

субстанция, которая имеет с первой нечто общее (т.е. общий атрибут). Но не

может существовать несколько субстанций с одинаковым атрибутом (они были бы

неразличимы), поэтому субстанция бесконечна.

Так же может существовать субстанция, обладающая сразу несколькими

атрибутами (при этом каждый атрибут, по-прежнему, представляется сам через

себя). Бог, по определению, субстанция, обладающая бесконечно многими

атрибутами, и поэтому такая субстанция существует только одна. Бог, или

Природа, не является личностным существом: «в природе Бога не имеют место

ни ум ни воля»[7].

Любая отдельная вещь (res singulares) - единичное проявление (модус)

субстанции, «то, что существует в другом и представляется через другое»[8],

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.