![]() |
|
|
Жизнь и творчество СократаЖизнь и творчество СократаДепартамент образования г.Москвы Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Колледж сферы услуг №29
Реферат На тему: Жизнь и творчество Сократа
По дисциплине: Основы философии Специальность ( 100201 ) «Туризм»
Выполнила Студентка 2 курса Группы Т-611 Соловьевой Натальи
Личная подпись: Соловьева Руководитель: Мильвид О.Г.
МОСКВА 2007 Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа…………………………………………7 Глава 2. Классический период античной философии до Сократа…………. Глава 3. Понимание души человека по Сократу……………………………. Глава 4. Философия Сократа…………………………………………………. Глава 5. Сократические школы………………………………………………. Глава 6. Краткий обзор событий времени жизни Сократа…………………. Глава 7. Известные высказывания Сократа…………………………………. Заключение…………………………………………………………………….. Библиографический список…………………………………………………... Приложение Дата: 27-12-2007 Введение Я выбрала
тему посвященную Сократу потому, что он был одним из древнейших философов Древней
Греции. Сократ первым совершил философский поворот от природы к человеку. Но
больше всего мне понравилось его манера вести диалог. Сократ выбирал известного
политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот
прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем
вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой
умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на
такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный
вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в
свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса,
собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова и это доходило до того, что
собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому
ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный
собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же
совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей
исключительностью, гениальностью, избранностью и манерой вести диалог Сократ
мне понравился. Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием – иронией. Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем. "
Я знаю только то, что ничего не знаю." – это излюбленное выражение, кредо сократовской
собственной позиции. " Я ничего не знаю" – это значит, что как бы
далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не
обманываю себя иллюзией, что нашел истину. Не будем забывать, что Сократа сопровождали
не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно
возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать
правое и неправое своей профессией. Смерть Сократа явилась
последним и самым обличительным, самым гениальным его философским
произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс
на протяжении многих веков человеческой истории.
Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа. Сократ был древнегреческим философом . Дата жизни 469 по 399 гг. до
н.э. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты.Всю жизнь прожил в Афинах.
Письменных сочинений не оставил, проповедовал на улицах и площадях Афин. Считал
себя не мудрым, а На рубеже V и IV вв.,до н. э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинен в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые божества и тем самым развращает юношество. Существует легенда, что: как известно афиняни послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд; Подлинной причиной казни Сократа явилась зависть к его мудрости, друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьми, но он отказался; он подчинился судьбе, рассуждая: «Разум – выше моя добродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвинным». К чести афинян нужно сказать, что в последствии они наказали обидчиков Сократа и всячески возвышали его личность. В центр своей философии Сократ поставил проблему человека. Познание природы —
дело богов, человек же должен познать самого Философия по Сократу – это «экзамен души», «экзамен на мудрость, честность, свободы». · Сократ совершает коренной перелом в философии (духовная революция) · Натурфилософы бились над решением проблемы: что такое природа? Сократ, поняв, что натурфилософы безразличны к человеку, отвечает: «Человек существо познающее, разумное. Человека отличает от других – душа». Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым, моральным, добродетельным. Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хотел понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичными для него является рассуждение о прекрасном. Современник и свидетель успехов софистического движения, Сократ оказался одновременно представителем известных особенностей софистики – таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т.д. – и борцом против нее («человек и сознание – тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор и Горгий. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вечей: существующих – в том, что они существуют, - и несуществующих – в том, что они не существуют»)» Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми ранее занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию. Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь – искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики, о которой речь будет вестись более подробно в последующих параграфах. Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Это была не философского писателя, а учителя философии, излагавшие свои учения только устно (как упоминалось ранее, в форме беседы или спора), по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о диалектике Сократа. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. (Это изречение было написано на стенах храма аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто является мудрейшим из эллинов, назвал Сократа). В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже выступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судье над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе диалогов, когда собеседники критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством – знаменитой иронией, с помощью которой он порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д. Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделать добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельством о том, что в античном обществе V века до н.э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма («релятивизм – идеалистическое философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний») софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных «мудрецов», подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399г. до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов (как уже упоминалось ранее); что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом. Тем самым Сократ признал над собой законы государства – те самые, в подрыве которых он был обвинен. Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастлив. Главное в беседах Сократа — постижение сути добродетели. Основные добродетели — сдержанность (умение укрощать страсти), мужество (способность преодолевать опасности) и справедливость (стремление соблюдать божественные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу, это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания — сократический метод, который состоит из иронии и «майевтики».
Глава 2. Классический период античной философии до Сократа Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. до н. э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля .- Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классическийг период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера. Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии
софистов (от греч. sophistes — мудрец, искусник, знаток). Софистами стали
называть древнегреческих просветителей V-IV вв. до н. э., за деньги обучавших
«мудрости и красноречию». Софисты
были первыми
философами-профессионалами. Наиболее известными Особенности философии софистов: · Критическое отношение к окружающей действительности. · Неприятие опыта прошлых цивилизаций. · Отрицание старых норм, законов и привычек. · Субъективизм в оценках и суждениях, · Следование логике в практике и процессе познания. Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности,
а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого
философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать,
доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство
доказывать любые, даже Человек находился и в центре всех философских рассуждений Сократа. Сократ не оставил письменных сочинений, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия; а не саму действительность. Поэтому его часто называют «первым философом», «отцом философии», «олицетворением философии» и т. п. При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного
наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического.
Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой», т. е. повивальным
искусством. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в
рассуждениях фи- В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими вопросами были
проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит
поступать иначе, чем велит знание», — передавал слова Сократа Платон. Основными
добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество,
сдержанность, справедливость. Глава 3. Понимание души человека по Сократу Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее, в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В понимании Сократа, человек - это его душа. А под душой Сократ понимает разум, способность к самосознанию и морально ориентированное поведение. «Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа», и высшую и благую задачу Сократ видел в том, чтобы научить людей самовоспитанию души. «...убеждаю каждого из вас, молодого и старого, - читаем мы в «Апологии», - заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной». Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает наличие того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит в познании тем, кто следует призыву «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас есть хорошего или плохого?». Сократ призывает познать самого себя, но не в духе ранних мыслителей, напоминавших человеку об ограниченности его возможностей и о необходимости положиться на богов. Познать у Сократа не значит воспринять уже данную истину, он требует познавать, искать самого себя, испытывать себя знающий ли, добрый ли ты или нет. Сократ считал, что, заботясь о душе человек должен сосредоточить основное внимание на подлинных добродетелях - истине, справедливости, свободе, мужестве, воздержанности. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |