рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Жизнь, смерть, бессмертие

Жизнь, смерть, бессмертие

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ : “ ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ...”

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

Москва 1999

АННОТАЦИЯ.

Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий

приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну

человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и

почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить

жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой

вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции

или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и

стать бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире- жизнь или

смерть. Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята в этой

работе.

Работа адресована философам, и всем интересующимся мировоззренческой

проблематикой.

СОДЕРЖАНИЕ.

ПРОПЕДЕВТИКА

............................................................................

... 4

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В ИСТОРИИ НАУКИ ...................….......... 4-9

ИМЕЕТ ЛИ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-ЛИБО СМЫСЛ? …. 9-12

О ДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ .................…....... 12-15

О СМЫСЛЕ СМЕРТИ ИЛИ СМЕРТЬ, КАК ОТРИЦАНИЕ ЖИЗНИ

............................................................................

.........……………...... 15-18

ПЛАТА ЗА СОВЕРШЕНСТВО ...........................................….......

19-21

В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ .............................................….......

22-26

СМЕРТНАЯ ДУША

..............................................................…...... 27-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДОСТОИН ВЕЧНОГО ПОКОЯ ............…....... 29-31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................…...... 32-33

1.ПРОПЕДЕВТИКА.

Из вопросов ,одинаково интересных для науки, философии религии ,для

каждого человека ,быть может, важный и безнадежный: что такое жизнь?

На эту тему написано множество работ .Исследованиям проявлений жизни

посвящены особые науки, не говоря уже о целом комплексе биологических

дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире. Однако

там на уровне атом и простых молекул господствуют стандартные объекты,

лишенные

индивидуальности ,а также механические взаимодействия...Или иной подход

отражает прежде всего наше незнание сути жизни?

Как бы то ни было ,ответов на вопрос “Что такое жизнь?” - имеется слишком

много. Каждая наука и тем не более каждое философское или религиозное

учение предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что

ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока

не удастся постичь смысл смерти.

Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней?

Возможно ли бессмертие для живых существ?

Подобные вопросы затрагивают каждого из нас .От них мы переходим не

только к области теоретических умозрений, но вольно или невольно

задумываемся: как жить на этом свете? А есть ли иной мир?

2.ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В ИСТОРИИ НАУКИ.

Человек- это прежде всего живое существо. Для того, чтобы выявить

специфику человеческой жизни среди других организмов, нужно определить,

что такое жизнь, в чем ее сущность и качественное своеобразие.

Люди с давних пор пытались постигнуть тайну жизни. Уже древние мыслители

в явлениях жизни усматривали нечто существенное отличающее их от явлений

неживой природы. Так великий древнегреческий философ Аристотель, понимая

живое существо как единство материи и формы, тела и души, главным

признаком жизни считал способность к самостоятельному движению. Но в

связи с тем, что материя сама по себе, по его мнению неспособна к

движению, то жизненной силой, которая движет и направляет тело в его

развитии, как он думал, является душа и форма.

В далекой древности людей уже интересовал вопрос не только о том, что

такое жизнь, но и вопрос о ее происхождении, о том как появились растения

,животные ,человек. Это нашло отражение в мифах разных народов.

Древнегреческий миф о Пирре и Девкалионе повествует , как Зевс приказал

Девкалиону и его жене Пирре произвести человеческий род из “костей

великой родительницы”. Под родительницей подразумевалась общая всем мать-

Земля, а под костями ее камни. Из камней брошенных Девкалионом, произошли

мужчины, а из камней, брошенных Пиррой,- женщины. По некоторым другим

древним сказаниям, человек был создан из глины или земли, из дерева или

бесформенных живых существ. То же утверждал в системе своей

материалистической философии Демокрит. По его представлениям, атомы

сплетаясь образуют различные вещества, а также растения и животных не

беспричинно, а “на каком-нибудь основании и в силу необходимости”. Чуть

подробнее он объяснял так(цитирую по Диодору): “Земля сперва затвердела,

когда в следствии согревания поверхность стала приходить в брожение, она

во многих местах подняла вверх кое-какие из влажных(веществ), и(таким

образом) возникли на их поверхности гниющие(образования) покрытые тонкими

оболочками...Когда влажные(вещества) в следствие согревания...начали

рождать жизнь, они(гниющие образования) тут же стали получать по ночам

питание от влаги, осаждавшейся из окружающей атмосферы, днем же

отвердевали от жары”. В конце концов из них “возникли разнообразные формы

животных”. Также распространено мнение восходящее к Аристотелю, о

саморождении личинок многих организмов в гниющем мясе.

С распространением христианства в европейских странах стало обще принятым

библейское сказание о создании жизни на земле богом. Библейская мифология

отрезала пути всякому исследованию действительных причин возникновения

мира, и средневековым мыслителям осталось лишь “выяснять” какова

продолжительность жизни Адама, “уточнять” на каком языке он разговаривал

с Евой и т.п. Правда у некоторых отцов церкви мы наблюдаем примирение

библейских сказаний с представлениями древних мыслителей. Так например,

один из отцов христианской церкви, Блаженный Августин(354-430),

утверждал, что всякое развитие протекает естественным путем благодаря

тому, что бог вложил в материю действенную силу. Этот процесс, по его

словам, по его словам можно воочию увидеть на примере роста дерева из

семени, в котором уже заложены будущие ветви, листья, но создаются они

постепенно, в результате действия вложенной богом потенциальной силы.

Исходя из этого, Августин утверждал, что сказания Библии о шести днях

творения нельзя понимать буквально, а нужно верить, что именно с этой

поры началось течение времени.

Наука нового времени на основе строгого метода научного исследования

прямых или косвенных наблюдений вскрыла систему фактов, связанных между

собой определенными отношениями, и установила что только на посредством

их общения можно прийти к открытию общих законов. Метод ,с помощью

которого мыслители нового времени начали решать вопросы о природе и

явлениях окружающего нас мира, опровергал всякие мистические домыслы. Так

в 18 веке было доказано, что явления жизни строгой закономерности.

Эксперименты показали ,что в составе живых организмов нет таких простых

веществ, которых не было бы в неорганической природе, что многие

соединения получающиеся в организмах в результате превращения одних форм

вещества в другие, можно создавать искусственно, лабораторным путем.

Большое значение для выяснения единства процессов, совершающихся в живой

природе, и установления закономерностей существования живой материи имело

учение о клеточном строении живых тканей. Сравнительная физиология, как

писал Энгельс в 60-ых годах прошлого века, вскрыла бесконечное количество

фактического материала, ниспровергающего идеализм. Но перед наукой встал

вопрос о генезисе существующих организмов. Ответ на этот вопрос дала

эволюционная теория Ч. Дарвина “Происхождение видов путем естественного

отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”(1859)

Благодаря этой теории “...не только стало возможным объяснение

существующих представлений органической жизни, но и дана основа для

предыстории человеческого духа, для прослеживания различных степеней его

развития, начиная от простой, бесструктурной ,но ощущающей раздражения

протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека”.(К.

Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,Т.20,стр.512). Для происхождения видов Дарвин

пользовался идеей естественного отбора, борьбы за существование и

наследование приобретенных признаков. Ни один вид не был кем-то сотворен.

Населяющие этот мир бесчисленные виды, постепенно изменяясь и удаляясь от

первоначальных типов, приобретали совершенство строения и определенное

приспособление органов соответствующим функциям. Дарвин показал, какими

средствами природа достигает постепенного совершенства своих созданий.

Этим он разрешил одну из проблем жизни.

Из ученых 20 века на этот вопрос большинство ответит примерно так.

Некогда на Земле сложились условия для химической эволюции, в результате

которой синтезировались сложные органические молекулы. А из них после

бесчисленных проб и ошибок сформировались крохотные сгустки органического

вещества, способные осуществлять обмен веществ и размножение... (сошлюсь

на труды Джона Бернала “Возникновение жизни” М., 1969 или Д. Голсмит и Т.

Оуэн “Поиски жизни во вселенной” М.,1983). У этих гипотез есть

единственный серьезный недостаток: нет ни единого факта, подтверждающего

теоретическую возможность самопроизвольного зарождения живых организмов

на Земле из неорганических веществ. Сложнейшие лабораторные эксперименты

проводились много лет в разных странах, но искусственный техногенный

синтез хотя бы примитивнейшего организма все еще не удался.

Более убедительными были факты, полученные в результате “путешествий во

времени”, в глубины геологического прошлого. Ведь если организмы

появились некогда на Земле, пусть даже в “виде семян”, занесенных из

других обитаемых миров, то ее история должна начинаться с эры, лишенной

жизни. Поиски такой эры продолжаются с прошлого века и поныне

безрезультатно.

В начале нашего века немецкий ученый О. Леман предложил оригинальную

теорию формирования первичных форм жизни из жидких кристаллов-

своеобразных веществ совмещающих свойства жидкости и твердого тела. Он

провел эксперименты и представил фотографии капель жидких кристаллов,

напоминающих одноклеточные организмы.

В тоже время была опубликована брошюра биохимика С.П. Костычева “О

появлении жизни на Земле”. Он критически отозвался о всех предлагавшихся

гипотезах самозарождения организмов. По его мнению случайное появление

живой клетки совершенно невероятно: “Если бы я предложил читателю

обсудить, насколько велика вероятность того, чтобы среди неорганической

материи путем каких-нибудь естественных, например вулканических процессов

случайно образовалась большая фабрика- с топками, трубами, котлами, то

такое предложение в лучшем случае произвело бы впечатление неуместной

шутки. Однако простейший микроорганизм устроен еще сложнее всякой

фабрики, значит, его случайное возникновение еще менее вероятно”. Общий

вывод Костычева таков: “Как отзвуки споров о самозарождении окончательно

заглохнут, тогда все признают, что жизнь только меняет свою форму, но

никогда не создается из мертвой материи”. Через 10 лет, в 1923 году, В.И.

Вернадский по-своему развил эти идеи в докладе “Начало и вечность жизни”.

Он попытался обосновать положение о коренном различии живой и мертвой

материи. И выдвинул тезис: жизнь геологически вечна. Иначе говоря, в

геологической истории мы не можем обнаружить эпохи, когда на нашей

планете отсутствовала жизнь.

Дальнейшее же развитие научной мысли беспощадно развеяло подобные

надежды.

3.ИМЕЕТ ЛИ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-НИБУДЬ СМЫСЛ ?

Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и

постоянно озабочены тем как бы “убить время” , Эти люди сами обесценивают

и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни.

На земле человек- единственное существо, которому дарованы способность

целесообразной практической деятельности, сила созидания и т.п. Людям

необходим понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть

наилучшие пути преобразования бытия.

Людей, которые идут в ногу с историей, не пугают проблемы жизни. Им

приходится не только задумываться над этими проблемами, но и ставить

перед собой определенные цели и добиваться их осуществления. Эти цели

придают жизни определенный смысл, вселяют в сердца людей надежду на

будущее. Осмысление жизни рождает в человеке силу, способную перестроить

мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на

земле. Вопросы о смысле ,цели и ценности жизни имеют не только

теоретическое ,но громадное практическое значение. Вот почему люди с

самого возникновения общественной жизни проявили к ним не угасающий

интерес.

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития истории вызывал

ожесточенные споры. Различные философские и богословские системы не

только с разных точек зрения подходили к объяснению смысла жизни, но и

делали этот вопрос предметом мировоззренческих споров. Проблема смысла

жизни по словам Г. Гейне ,стала “проклятым” вопросом философии и истории.

Только марксизм впервые дал научный всесторонний анализ проблемы смысла

жизни.

“До сих пор ,- писал Ф. Энгельс, -вопрос всегда гласил :что есть бог? -и

немецкая философия решила его так: бог есть человек. Человек лишь должен

познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных

отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно

по человечески, согласно требованиям своей природы, -и тогда загадка

нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных

потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то

“боге”, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а

гораздо ближе в собственной груди человека. Собственная сущность человека

много величественнее и возвышеннее чем воображаемая сущность всех

возможных “богов”, которые ведь представляют собой лишь более или менее

неясное и искаженное отображение самого человека”. (К. Маркс и Ф. Энгельс

Соч. Т.1 стр. 593-594.)

Защитники религии считают, что ни наука, ни философия не могут дать

ответа на вопрос “какой смысл человеческой жизни” и только они призваны

ответить на этот вопрос. Для примера можно привести проповедь о смысле

жизни, которую прочитала Вера Шишкова в одной из общин баптистов.

“... Каждый человек ,братья и сестры, задает себе вопрос о смысле

человеческого бытия. ...Есть ли в жизни смысл? Многие пессимисты видят в

жизни лишь мрачное. Человек не верующий видит в жизни муки, слезы,

кладбище. Но есть ли единая мысль которая правит Вселенной? Есть. Ведь в

каждом человеке существует жажда добра, красоты справедливости. Нет ни

одного человека душа которого не рвалась бы к прекрасному. Значит, и

смысл жизни должен быть прекрасным, вечным, непреходящим...

Смысл должен быть доступен каждому, этим он и ценен. Он будет только

тогда ценным, когда общество не будет знать неравенства. Но если найдется

хоть один человек, которому смысл не доступен, то этот смысл не будет

иметь никакой ценности...

Высшая цель человека- уподобление Христу...

Итак ,цель, смысл, ценность жизни есть. Наш оптимизм не слащавый, мы не

сказки говорим. Выше нашей цели- жить для бога- нет”.

Эти отрывки свидетельствуют о стремлении служителей культа вызвать у

слушателей определенные переживания. Проповедница убеждала своих

слушателей, что с религиозной точки зрения смысл жизни человека- знать

бога, любить его, служить ему и славить своими делами. Такая постановка

вопроса о цели жизни приводит к выводу, что жизнь вообще не имеет смысла.

Ибо смысл жизни сводится к общению с несуществующем богом. Проповедь

убеждает в том ,что для верующих людей нет объективного смысла жизни.

Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал,

который постоянно практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни

становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с

фактами существующей действительности. Смысл жизни нельзя представить и

вне человеческих отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован

от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений

он теряет всякое значение.

Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие

потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает

положение о сознательной деятельности человека во имя определенных целей.

4.ОДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Уже на самых ранних этапах истории медицинской науки ставился вопрос, как

сохранить здоровье, как продлить жизнь человека, как отдалить старость.

Уже врач древности Гиппократ давал советы, как сохранить здоровье и

удлинить свою жизнь. В 1 веке нашей эры известный римский философ поэт и

государственный деятель Луций Анней Сенека утверждал, что

“кратковременность жизни мы не получаем, а создаем ее сами”. Для него уже

было понятно, что наследственных генетических особенностей организма еще

не достаточно для того чтобы прожить долгую жизнь. Чтобы у человека не

укорачивалась жизнь, ему нужно создавать благоприятные условия

существования.

Особенно много внимания долголетию и старости уделил ученый,

естествоиспытатель, врач, философ Авиценна. Он уже понимал что старение-

это естественный процесс развития организм, который ведет к

физиологическим изменениям. В своем знаменитом произведении “Канон

врачебной науки” Авиценна писал: “С самого начала мы представляем собой

крайнюю важность. Усыхание которое происходит в нашем теле, есть

необходимость ,которую нельзя избежать”.

Но только с середины 18 века начинается научная разработка этого вопроса.

Вначале врачи ограничивались лишь советами о применении общих

гигиенических мер. Они рекомендовали поддерживать чистоту тела,

заниматься гимнастикой, вести умеренный образ жизни. Уже тогда

задумывались над физическим воспитанием детей, разумной диетой,

воздержанием от алкоголя, курения и т.п. Все эти искания свидетельствуют

о том, что медицина постоянно думала и продолжает думать о человеческом

долголетии.

Среди русских ученых следует отметить вклад в проблему долголетия

выдающегося русского терапевта С.П. Боткина. Он не только уделял

серьезное внимание изучению глубинных процессов старения организма, но и

привлек внимание общественности к старым людям. Именно после него врачи

начали изучать естественное старение организма и преждевременное

старение, связанное с различными процессами в организме. В работах

Боткина и его учеников особенно подчеркивалось влияние внешней среды на

старение организма.

Таким образом, из учения С.П. Боткина явствовало что процесс старения

организма может ускориться при неблагоприятных условиях, и следовательно

у людей есть возможность продлить жизнь, устраняя внешние причины,

пагубно действующие на организм человека. Так перед врачами была открыта

перспектива активной борьбы за долголетие людей.

40 лет экспериментальной деятельности посвятил выдающийся русский ученый

И.И. Мечников естественнонаучному исследованию проблем человеческого

долголетия, “чтобы люди будущего... могли бы достигнуть нормального

предела жизни, значительно более продолжительней ,чем теперь”. (И.И.

Мечников. Этюды о природе человека. М. Издательство АН СССР,1964, стр.9).

И.И. Мечников по праву считается основоположником геронтологии, науки о

старение человека. Создавая цельное воззрение на человеческое

существование, И.И. Мечников указывал :”Человеческая жизнь свихнулась на

полдороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить как всякую

другую”. В другой своей книге “Этюды оптимизма”, Мечников писал, что

одной из причин, по которым человек считает себя несчастным, является

сознание неизбежности смерти. Причиной смерти по мнению Мечникова,

является, во-первых то, что в организме деятельные ткани постепенно

замещаются соединительными тканями. Во-вторых атрофия наиболее деятельных

частей и органов, которая сопровождается поеданием этих частиц

фагоцитами. Как полагает Мечников, человеческий организм вырабатывает

вещества противоборствующие фагоцитам. Однако выделение таких веществ на

определенном этапе прекращается, и тогда фагоциты поедают органы.

Мечников считал возможным на основании применения метода вытяжек обуздать

фагоциты, чтобы дать возможность ослабленным органам продлить свое

существование до тех пор, пока смерть не станет естественной потребностью

организма.

Мечников считал необоснованным мнение некоторых ученых, утверждающих, что

70-75 лет являются естественным пределом человеческой жизни. Великий

физиолог полагал, что хорошее состояние многих людей 70-75 лет в

физическом и умственных отношениях опровергает это мнение. Для примера он

называл имена Платона, Гете, Гюго, Микельанжело, Тициана создавшие лучшие

из своих произведений позднее того возраста, который рядом ученых был

объявлен предельным. Люди в этом возрасте умирают не от старческой немощи

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.