рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Античная философия классического периода

Античная философия классического периода

Античная философия

классического периода

План.

1. Софисты и Сократ.

2. Мир идеи Платона.

3. Аристотель:Онтология и этика.

Философия-одна из древнейших сфер духовной жизни.Вся многогранная культура

обуславливающая различные цивилизации,существовавшие в прошлом и

существующие в наши дни,в качестве важнеишеи составляющеи включает в себя

ту или иную сумму философских знаний.

Софисты появились и могли появиться только тогда,когда развитие

греческой демократии уже сильно размыло те границы,которые существовали

между сословиями.Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и

ценностных установок,ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.Индивид

почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '',а самостоятельным

лицом и осознал, что всё,прежде принимавшееся им на веру,должно быть

подвергнуто критике.Субъектом критики он считал самого себя.Вот это

выделение индивида,как самостоятельной реальности и было той почвой ,на

которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до н.э.

в Греции возникло интеллектуальное течение,называемое софистикой.Слово

происходит от двух слов:любовь и мудрость.

Софисты способствовали дальнейшему развитию

индивидуализма,релятивизируя всё то,что прежде выступало в качестве

традиционных истин.Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим

философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно

политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий

софистов.

Софистов справедливо называли представителями греческого

Просвещения.Они не только углубляли философские учения прошлого,сколько

популяризировали знания,распространяя в широких кругах своих многочисленных

учеников то,что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.

Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг

на пути к созданию науки о языке,в частности Протагор занимавшийся

категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы

учения о синонимах,а Гиппий-граматики.

Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех

вещей,существующих в том,что они существуют,и несуществующих,в том,что они

не существуют.Горгий доказывал в своих трудах,что бытие и небытие-суть одно

и тоже.Отсюда делал софистический вывод о том,что вообще ничего не

существует,либо существует только небытие.Трасимах и Критий скептически

относились к социальной справедливости.

Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения споров,с

помощью которого используются уловки,позволяющие обескуражить других,любой

аргумент,лишь бы добиться поставленной цели.Протагор говорил:’’То что я

думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.

Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым

превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить

противника любым аргументом-стратегия софистов.

Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали деньги.

Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых известных

персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом философских

размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.

Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его была

яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и повивальной

бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и

Платона.Мудрейший из всех ничего не написал,так как проповедовал свою

философию только в устнои форме,полагая,что только живое слово и

непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего.Афиняне любили

Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.

По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном

плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его

спрашивали почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы

живёте для того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой

простой ответ,но сколько в этих словах мудрости!

Сократ учил,что есть обязательные для всех неписанные моральные

законы,но овладеть нравственностью удаётся лишь немногим,которые смогли

этому научиться и следовать получённым знаниям .Добродетель,высшее и

абсолютное благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо только она даёт

счастье.

Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что

просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как

неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет

им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь

предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-

диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника

последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется

истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый

человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока

предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а

следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности

прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с

повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.

Он собирал возле себя большое количество молодёжи,которая жадно

внимала учениям босого мудреца,но ирония,с какой он обличал человеческую

глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много

врагов.

Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому

строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть

в государстве принадлежала компетентным людям.

Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к

Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за

развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.

Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа

была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и

духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в

зависимости от своих нужд.

Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать или

не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.

Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он

размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода,которой дирижирует не

рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое

Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое

множество.

В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия

в отличии от многомудрия и суемудрия софистов.Софистический рассудок не

только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что

истина не существует.

Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для разумномыслящего

нет субъективного интереса.

Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае

размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.

Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек

есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При

этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания

разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не

данного единства формы и содержания или целомудрия.

Мир идей Платона.

Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя Аристокл-

широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное

телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное

образование.Стал учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что

определило всю его жизнь и творчество.

Платон как великий политический мыслитель,приложил все усилия к

тому,чтобы разработать проект государственного устройства,основанного на

справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.

Учение о государстве,теория идей,этика и гносеология-основные

составляющие платоновской философии.

Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали

огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.

Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а также

соотношением единичного и общего.

Был он также комическим поэтом,представителем древнегреческой

комедии.В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и

злая,остроумная критика.

Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины.Оно

является чисто интеллектуальным,это не просто мудрость,но любовь к

мудрости.Каждый,кто занимается каким либо видом творческого труда,находится

в таком состоянии духа,когда истина или прекрасное представляется во

внезапном озарении.

В своём ,,Государстве” Платон подводит читателя через разные

предворительные рассуждения,чтобы заставить увидеть мир идей.

Истинным бытием по Платону,обладает только идея.Идея –это то,что

обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае берётся не как

лишь некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе существующее,как

сущность.Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными

душами.Он говорит,что душа устремляется туда,где сияют истины и бытие,она

воспринимает их и познаёт,а это показывает её разумность.А когда она

уклоняется в область смешения со мраком-она тупеет.Это приводит к образу

платоновской пещеры.

Тех,кто лишены философии,можно сравнить с узниками пещеры,которые

способны видеть лишь в одном направлении,где в глубине мерцание зажжённых

факелов,которые отбрасывают тени.Распознать,где тени,а где реальные

предметы-задача Платона.

Идея-греческое слово( род,вид,форма,образец).Любовь к идеям Платон

называет Энтузиазмом.Энтузиазм-есть первое порождение идей,но в разумной

развитой форме идеи извлекаются через познание.Мир материальных вещей это

только подобие идей.Число идей велико,говорит Платон:идеи математических

объектов(треугольников и др.),идеи видов живых существ(идея

четвероного),идеи всех нравственных и эстетических качеств.Идеи расположены

в иерархическрм порядке,выше всех,а значит ближе к Богу-идея блага.

Значение блага в философии Платона своеобразно.Знание и

истина,говорит он,подобны благу,но благо следует ставить выше.Реальность,в

противоположность видимости является полным и совершенным

благом.Воспринимать благо,означает воспринимать реальность.

Платон стремится найти первоначала мира:такими идеями являются для

него идеи,материя( как источник зла),демург(Бог),эрос(как любовь к

идеальному),мировая душа( по воле которой идеи соединяются с материей).

Что касается сооотношения чувственных идей и вещей,Платон указывает 3

вида:

1. Во-первых,вещи лишь причастны идеям,т.е. они возникают через

причастность особой идеальной сущности.

2. Во-вторых,вещи стремятся к идеям или подражают идеям.

3. В-третьих,идеи присуствуют в вещах,благодаря чему вещи становятся

похожими на идеи.

Теория идей представляет важный шаг вперёд в философии,поскольку является

первой теорией,которая подчёркивает проблему универсалий.Платон

полагал,что идеи существовали во времени всегда,они не созданы

человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.

Аристотель:онтология и этика.

Аристотель-величайший из древнегреческих философов,основоположник

дуализма, ,,отец” логики,ученик и решительный противник Платона.Он

родился в 384 году до нашей эры в Стагире в семье врача.

Литературная-научная и философская продуктивность Аристотеля была

чрезвычайно велика.По существу в его сочинениях охвачены все отрасли

современного философского и научного знания.

Этика

Аристотель выделил этику в особую и притом значительную проблему

философии.С именем Аристотеля связывают три сочинения по

этике:,,Никомахова этика”, ,,Евдемова этика” и ,,Большая этика”.

Основой этики Аристотеля служит психология.Этика изучает

индивидуальное поведение человека,его политику.Является по преимуществу

социально-политической этикой т.е. областью знаний,исследующей

нравственные задачи гражданина и государства,вопросы воспитания хороших

граждан и заботы об общем благе.

В древности ,,этика”-учение о нравственности,означала жизненную

мудрость, ,,практические” знания относительно того,что такое счастье и

каковы средства для его достижения.Этика-это учение о нравственности, о

привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств,необходимых ему в

первую очередь в общественной жизни,а затем и личной.Она учит

практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.Но

Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него человек

–существо общественно-политическое.Этика Аристотеля тесно связана с его

политикой,с учением о сущности и задачах государства.

Согласно Аристотелю,поступки нераздельно связаны с человеком,с его

деятельностью,со свободным выбором,с общими нравственными и правовыми

нормами граждан общества.

Нравственная деятельность направлена на самого человека,на развитие

заложенных в нём способностей,особенно его духовно-нравсвенных сил,на

совершенствование его жизни,на реализацию смысла своей жизни и

назначение.В сфере ,,деятельности”,связанной со свободой воли,человек

,,выбирает”личности,сообразующей своё поведение и образ жизни с

нравственным идеалом,с представлениями и понятием о добре и зле,должном и

сущем.

Человек должен родиться со стремлением к истинной цели,чтобы хорошо

выбрать истинное благо,т.е. быть благородным.И такой человек будет

владеть прекраснейшим и совершенным.

Согласно Аристотелю, в нашей власти и добродетельность,и

порочность, и воздержание.Добродетели-приобретённые свойства,возникающие

при действии,направленном на отыскание середины.Она середина между двумя

пороками:избытком и недостатком.

Аристотель высоко ценит добродетели

человека:мудрость,мужество,справедливость и дружбу.

Философ исходит из того,что люди не одинаковы по своим

способностям,формам деятельности и степени активности,поэтому и уровень

счастья или блаженства разный.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос:воспитание

добродетелей и формирование привычек жить добродетельно для достижения

счастья.Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной

нравственности мало,необходимы ещё законы.

Онтология.

Учение о бытие стали называть онтологией-от греч.онтос-учение о

существе или о сущности,бытии,сути.

Всякое единичное имеет свою суть,которая постигается умом,а не

чувствами.Такая суть вечна и в себе неизменна,неподвижна,совокупность

этих сутей образует высший,сверхчувствительный уровень бытия.

Сущность-ключ к сущему.Аристотель говорит,что сущностью признают

субстрат,суть бытия и то,что из них состоит,а также-

всеобщее.(vii,13.с.133)

Сущность-это единичное,обладающее самостоятельностью бытие.Она

отвечает на вопрос:,,Что есть вещь?''.

По Аристотелю,для нашего понятия и познания единичное бытие есть

сочетание ,,формы'' и ,,материи''.

Модель бытия Аристотеля воплощается в четырёх причинах.Его

задача:научиться различать объекты и идеи.Суть учения:чтобы определить

вещь,необходимо и достаточно знать четыре основания:

1. Материальные,то из чего состоят вещи,их субстрат.

2. Формальные,в которых форма проявляет себя,образуя сущность,субстанцию

бытия.Каждая вещь есть то что она есть.

3. Действующие или производящие-рассматривающие источник движения и

превращения возможности в действительность,энергетическая база

формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина,отвечающая на вопрос:,,Почему?'' и ,,Для

чего?''.

В плане бятия форма-сущность предмета,в плане познания-понятие о

предмете.Форма,согласно Аристотелю-это активное начало,начало жизни и

деятельности.Высшие сущности он называет чистыми формами.Форма не

существует сама по себе:она как бы оформляет вещи и тогда становится

сутью бытия.

Материя амфорна и бесформенна:она как бы является неопределённым

бытием,хотя она и источник вещей,но без формы она не творит

вещи.Материя даёт лишь как бы возможность вещи,а её действительность

возникает из оформленности материи.

Возможность-одна из форм существования небытия.Материя может

обладать формой,но может быть и лишена её.Лишённость-это и есть

небытие.

Поэтому у Аристотеля ,,форма'' и ,,материя''-два первоначала

всего сущего.

Аристотель всегда связывает движение с соответствующей

энергией,без которой не может произойти превращение из потенциального

в актуальное.Высшее,безусловно единство действительности и

возможности,всеобщее тождество энергии мышления и дела,осуществляемое

им,Аристотель называет энтелехией.Форма уже наперёд содержит то,что

должно возникнуть.Это-ум,его содержание есть цель,идея,которая

осуществляется посредством деятельности творца,замыслившего что-то и

реализующего свой замысел.Понятие энтелехии вносит в движение

теологический характер.Теологизм Аристотеля находит своё высшее

развитие в его учении о Перводвигателе.Движение вечно и поэтому должно

существовать нечто,что приводит в движение все тела.Это и есть первый

Двигатель.Без первого Двигателя не может быть никаких других

двигателей,не может быть никакого движения.Перводвигатель есть

энергия,чистая деятельность.Будучи энергией,Перводвигатель не обладает

,,материей'',в нём нет костного,он есть чистая форма-цель.Как вечная и

невозникшая причина мирового процесса,как причина всех происходящих в

мире движений,Перводвигатель мира есть,согласно мысли Аристотеля,Бог.

В этом акте соединяются понимание и понимаемое.Мысль понимаемое

в субстанцию.Следовательно,сама жизнь предстаёт в форме созерцательной

активности разума.Высшее её воплощение-Бог как неподвижный

Двигатель,сверхчувственная субстанция,чистый акт,мышление о

мышлении.Бог- не действующая причина.Мир не сотворён Богом,ибо в таком

случае до акта творения должна была быть потенция-хаос.Универсум

Аристотеля вечен,Бог,оставаясь неделимым,неизменным и

бесстрастным,лишь двигает его к совершенству.

Литература:

1. Кессиди Ф. ,,Сократ’’

2. Поппер К. ,,Чары Платона’’

3. Асмус В. ,,История античной философии’’

4. Аристотель ,,Метафизика’’

Ии


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.