рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра философии и отечественной истории

Р Е Ф Е Р А Т

по философии на тему:

«Информатизация как механизм социального управления

(философский аспект)»

Выполнил: аспирант А.В. Юрасов

Рецензент: док. филос. наук

А.М. Старостенко

ОРЕЛ 2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему

информатизации………………………………………………………………….5

2. Информационное общество: сущность, тенденции, проблемы развития

развития………………………………………………………………………….18

3. Современное состояние информатизации в России и перспективы

её развития………………………………………………………………….…...33

Заключение……………………………………………………………………...51

Список использованных источников………………………………………….54

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и

индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как

«информационное общество». В последние годы информация стала одним из

важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими,

финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации –

информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом

общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу

эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и,

прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и

доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом

научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль,

место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются

теории постиндустриального и информационного общества.

Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых

становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в

век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций

без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально

изменит экономические и социальные стороны жизни общества.

Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении

многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о

том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная

сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной

стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или

культурной точки зрения.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила

революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких

масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения.

Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества,

вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного

движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена

управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие

локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.

Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во

многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения

относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного

направления, формулировок и понятий.

Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного

общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом

плане, так и в практическом.

Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального

управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к

проблеме информатизации.

2. Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития

информационного общества.

3. Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и

перспективы её развития.

Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит

из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных

источников из 42 наименований.

1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему

информатизации

В современных условиях информация становится реальным социальным

ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку

адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к

постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения,

соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом

социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы

её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных

ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию

уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни

общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией,

расширяются сферы применения новых информационных технологий.

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни

современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что

это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она

уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его

применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь

предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и

обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной

науке.

Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы

применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых

толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется

много определений понятия информации, от наиболее общего философского –

«информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического –

«информация есть все сведения, являющиеся объектами хранения» [18].

Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и

характеристики:

- информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира

(академик Г.Поспелов) [25];

- информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми

другим людям устным, письменным или каким-либо другим

способом [16];

- информация является одним из универсальных свойств материи [9].

- под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их

отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей,

символов, образов [8].

В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое

сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и

т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого

определения информации пока ещё нет.

Самое простое, классическое, докибернетическое определение

информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру

информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в

процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего

мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему).

Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой

устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется

внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь).

Имеются ещё и такие определения как: информация – передача

разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера

сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора

(Т. Яглом) [42] и др.

Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество

значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она

понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых,

проявленных, реальных смыслов» [33] .

Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной

философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода,

две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и

функциональная.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а

функциональный связывает информацию лишь с функционированием

самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя

подходами? Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя

из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем

признать, что информация – признак, характерный не только для живой

материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт

информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и

организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко

рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой

взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть

и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации).

Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение

многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как

передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как

передающую часть, сторону отображения [36].

Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане

представления его в классической и постнеклассической методологии.

Понятие «информация» становится всё более многоаспектным,

мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно

подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые

понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным,

письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между

людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного

мира (энциклопедическое определение).

В социальном управлении мы имеем дело с различными видами социальной

(экономической, политической, правовой, социально-психологической,

социологической и т.д.) информации, то есть информации, рассматриваемой с

позиций социальной информациологии.

Итак, в философско-социальном плане информация – это передача,

циркулирование отражённого и взаимоотражённого многообразия жизненного

пространства человека.

В теории информации информация определяется как конечные сведения,

являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Важное значение для

понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С

точки зрения классической теории информации понятие «информация»

определяется через меру уменьшения неопределённости знания о

совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией.

В социальном управлении информация выступает связующим звеном между

объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления

в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в

виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.

Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем

плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании

определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких-

либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и

явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и

систематизированных в пригодную для использования форму» [3]. Однако надо

отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей

информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для

формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об

управленческой информации.

На наш взгляд, информация в сфере социального управления – факты,

сведения о процессах и явлениях окружающей действительности, которые

отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно,

что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается

определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать

сущность информации.

Научное определение информации дается достаточно просто, если

предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в

природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов.

Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все

остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт

взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого

взаимодействия.

Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще

начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали

слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но

информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему,

употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый

уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении

производительности труда на основе новых информационных технологий.

Информатизация общества – это организованный социально-экономический

и научно-технический процесс создания оптимальных условий для

удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,

органов государственной власти, организаций, общественных объединений на

основе формирования и использования информационных ресурсов.

По мнению ряда авторов информатизация включает три взаимосвязанных

процесса:

- медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и

распространения информации;

- компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки

информации;

- интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и

порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала

общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и

последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям

социальной структуры.

Термин «информатизация общества» является более широким понятием,

чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается

широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей

[17]. При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению

технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение

результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации

общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного

использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех

видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является

более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней

схожести и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения

своих потребностей.

Информатизация должна быть слита с процессами социальной

интелектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и

ее информационной среды.

Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к

информатизации общества:

- технократический – когда информационные технологии считаются средством

повышения производительности труда и их использование ограничивается, в

основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается

как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для

производства, но и для социальной сферы.

Концепция информатизации включает, прежде всего, создание

унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной

информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления,

хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для

информационного обеспечения деятельности.

До сих пор несмотря на широкое распространение термина

«информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному

пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение

теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70-

х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного

общества, основные положения которой сводятся к следующему:

- на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации,

совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных

отношений, в которых главное не право собственности, а право

пользования;

- возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с

понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-

экономические последствия;

- информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором

социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные

структуры.

Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические

основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния

с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики

услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и

образования, расширением влияния нового класса квалифицированных

профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места

теоретического знания и информации в общественном производстве. Оставалось

объединить все эти элементы в систему, которая могла бы стать действенным

инструментом социального прогнозирования.

Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества

была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е

годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий –

информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед

за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая

цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в

новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это

новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его

положение в последовательности общественного развития (после

индустриального общества), а основу определения его социальной структуры –

информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в

своих книгах «Приход постиндустриального общества» и «Третья

технологическая революция и её возможные социально-экономические

последствия».

Теории информационного общества делятся на две группы:

1. Теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен).

2. Концептуальные схемы Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и

классовый конфликт в промышленном обществе»).

В концепции информационного общества отмечается, что оно является

особой стадией в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих

историческое место информационного общества. Первый рассматривает

информационное общество как фазу индустриального общества, второй фиксирует

информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за

индустриальным обществом. Д. Белл формулирует одиннадцать фундаментальных

признаков постиндустриального общества. Пять из них автор увязывает

непосредственно с научным прогрессом, три признака занимают первые позиции.

Среди них следующие:

- центральная роль теоретического знания;

- создание новой интеллектуальной технологии;

- рост класса носителей знания.

Если кратко концептуализировать его взгляды, более полно изложенные

выше, то они сводятся к следующему:

- теоретическое знание (а не капитал) является организующим началом

социальной системы;

- технологический рост в производстве товаров обуславливает

информационная и кибернетическая революция.

Белл сформулировал пять основных исходных специфических измерений и

компонентов прогностической модели общества будущего.

1. Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг.

2. Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и

техников.

3. Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника

нововведений и определения политики в обществе.

4. Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими

оценками деятельности.

5. Процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии»,

связанной с ЭВМ.

Д. Белл одним из первых выделил характеристические признаки

информационного общества. Он выделял три аспекта постиндустриального

общества, особенно важных для понимания телекоммуникационной революции:

- переход от индустриального к сервисному обществу;

- решающее значение кодифицированного теоретического знания для

осуществления технологических инноваций;

- превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.