рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


 

 

 

Кафедра философии и отечественной истории




Р Е Ф Е Р А Т

по философии на тему:

«Информатизация как механизм социального управления

(философский аспект)»

 





Выполнил:                                           аспирант А.В. Юрасов

Рецензент:                                              док. филос. наук  А.М. Старостенко

 

 

 

ОРЕЛ  2004


СОДЕРЖАНИЕ:


                   

    Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие,   теоретические   основы,   взгляды   философов   на   проблему

    информатизации………………………………………………………………….5

2. Информационное  общество:  сущность,  тенденции,  проблемы  развития

    развития………………………………………………………………………….18

3. Современное   состояние   информатизации   в   России   и   перспективы

    её развития………………………………………………………………….…...33

    Заключение……………………………………………………………………...51

    Список использованных источников………………………………………….54



















ВВЕДЕНИЕ


Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как «информационное общество». В последние годы информация стала одним из важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации – информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и, прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль, место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются теории постиндустриального и информационного общества.

  Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества.

Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или культурной точки зрения.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.

Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий.

Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом плане, так и в практическом.

Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.           Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к проблеме информатизации.

2.           Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития информационного общества.

3.           Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и перспективы её развития.

Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных источников из 42 наименований.






1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему информатизации


В современных условиях информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к  постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий.

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной науке.

Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется много определений понятия информации, от наиболее общего философского – «информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического – «информация есть  все сведения, являющиеся объектами хранения» [18]. Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и характеристики:

–             информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира (академик Г.Поспелов) [25];

–             информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим             способом [16];

–             информация является одним из универсальных свойств материи [9].

–             под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей, символов, образов [8].

В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого определения информации пока ещё нет.

Самое простое, классическое, докибернетическое определение информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему). Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь).

Имеются ещё и такие определения как: информация – передача разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора              (Т. Яглом) [42] и др.

Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых, проявленных, реальных смыслов» [33] .

Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода, две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и функциональная.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а функциональный связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя подходами?  Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем признать, что информация – признак, характерный не только для живой материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации).

Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения [36].

Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане представления его в классической и постнеклассической методологии.

Понятие «информация» становится всё более многоаспектным, мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного мира (энциклопедическое определение).

В социальном управлении мы имеем дело с различными видами социальной (экономической, политической, правовой, социально-психологической, социологической и т.д.) информации, то есть информации, рассматриваемой с позиций социальной информациологии.

Итак, в философско-социальном плане информация – это передача, циркулирование отражённого и взаимоотражённого многообразия жизненного пространства человека.

В теории информации информация определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Важное значение для понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через меру уменьшения неопределённости знания о совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией.

В социальном управлении информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.

Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму» [3]. Однако надо отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об управленческой информации.

На наш взгляд, информация в сфере социального управления – факты, сведения о процессах  и явлениях окружающей действительности, которые отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно, что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать сущность информации.  

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему, употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении производительности труда на основе новых информационных технологий. 

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

По мнению ряда авторов информатизация включает три взаимосвязанных процесса:

–             медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

–             компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки информации;

–             интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям социальной структуры.

Термин «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей [17].  При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней схожести и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.

Информатизация должна быть слита с процессами социальной интелектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

–             технократический – когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

–             гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Концепция информатизации включает, прежде всего, создание унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления, хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для информационного обеспечения деятельности.

До сих пор несмотря на широкое распространение термина «информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70-х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему:

–             на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не право собственности, а право пользования;

–             возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-экономические последствия;

–             информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры.

Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и образования, расширением влияния нового класса квалифицированных профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве. Оставалось объединить все эти элементы в систему, которая могла бы стать действенным инструментом социального прогнозирования.

Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий – информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его положение в последовательности общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры – информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в своих книгах «Приход постиндустриального общества» и «Третья технологическая революция и её возможные социально-экономические последствия». 

Теории информационного общества делятся на две группы:

1.           Теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен).

2.           Концептуальные схемы Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в промышленном обществе»).

В концепции информационного общества отмечается, что оно является особой стадией в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества. Первый рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества, второй фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом. Д. Белл формулирует одиннадцать фундаментальных признаков постиндустриального общества. Пять из них автор увязывает непосредственно с научным прогрессом, три признака занимают первые позиции. Среди них следующие:

–             центральная роль теоретического знания;

–             создание новой интеллектуальной технологии;

–             рост класса носителей знания.

Если кратко концептуализировать его взгляды, более полно изложенные выше, то они сводятся к следующему:

–             теоретическое знание (а не капитал) является организующим началом социальной системы;

–             технологический рост в производстве товаров обуславливает информационная и кибернетическая революция.

Белл сформулировал пять основных исходных специфических измерений и компонентов прогностической модели общества будущего.

1.           Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг.

2.           Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников.

3.           Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе.

4.           Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности.

5.           Процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии», связанной с ЭВМ.

Д. Белл одним из первых выделил  характеристические признаки информационного общества. Он выделял три аспекта постиндустриального общества, особенно важных для понимания телекоммуникационной революции:

–             переход от индустриального к сервисному обществу;

–             решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

–             превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. 

О. Тоффлер осуществлял анализ будущего на основе «информационного редукционизма»: переход от индустриализма к новой «постиндустриальной»  цивилизации с господством информационных технологий будет осуществляться на основе компьютерной революции. Он будет сопровождаться инновациями способа производства, образа жизни и культуры разрешающими современные глобальные проблемы. 

В работе «Третья волна» образно метафорически Тоффлер нарисовал картину перехода к «постиндустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны – это волны истории, рождающие цивилизации, через которые проходит человечество в своём развитии. Накатываясь одна за другой, эти «волны» образуют фон, на котором развёртывается драма истории в трёх действиях – три цивилизационные волны: доиндустриальная (сельскохозяйственная) цивилизация, индустриальная (промышленная) цивилизация и постиндустриальная (компьютерно-информационая) цивилизация, основой которой являются информационные (гибкие) технологии, качественно преобразующие инфраструктуры общества и образ жизни людей.  О.Тоффлер дает определение информационного общества описательно, через перечисление всевозможных элементов, являющихся радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом меняющие жизнь нынешнего и ближайшего поколения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.