![]() |
|
|
Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Грецииp> С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос – вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав трактатов «книг», а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядовАристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа немецкого ученого Вернера Иегера «Аристотель». Иегер первый попытался реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во второй период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии Аристотеля» иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля. Обратимся к следующей таблице: Таблица 1 Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы Расшифруем теперь, что имеется в виду под ранней и поздней частями Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой
сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения
принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и
отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он
колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и Аристотелевская классификация наук Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика», Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э. Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания. Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…». Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих» наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает». Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей». «Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию»,
математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в следующей схеме. Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников, наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть исходила из представлений о частях души (см. далее).. Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается,
прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки
о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой
философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя:
Первая философия или метафизика Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и сверхприродной. ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ» Согласно Аристотелю, философия изучает не природу – «природа есть
только отдельный род существующего», - а эту самостоятельную причину,
сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка
разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия» по ПЕРВОАКСИОМА Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Аристотель называет эту аксиому «самым достоверным из всех начал», входящим (поскольку она и вытекающие из нее аксиомы «имеют силу для всего существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякое доказательство покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления. БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия
и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не
затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то
от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и
наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ Аристотель различает «противолежащее», «противоположное» и БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать не-
сущему существование. Согласно же аксиоме, вместе существовать и не
существовать нельзя. Поэтому правда в том, что сущее существует, а не-сущее
не существует. Сказать, что «не-сущее существует», - значит сказать, что
несуществующее есть существующее, то есть то, что одно и то же не
существует и существует, а это противоречит аксиоме бытия и мышления. Таким
образом, у Аристотеля все, что есть – сущее. Он сочувственно цитирует слова УРОВНИ БЫТИЯ Аристотель говорит о том, что сущее есть совокупность «единичных предметов», «этих вот вещей», «отдельных вещей», «сущностей, воспринимаемых чувствами», «чувственных сущностей». Это то, что можно видеть, слышать, осязать, обонять, и вкушать. Чувственный мир для Аристотеля реален. Однако он не согласен с теми, кто думает, что сущим является лишь то, что воспринимается чувствами. СУЩНОСТЬ Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира направлено все внимание Стагирита, у которого «вопрос о том, что такое сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность». Проблеме сущности посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики». Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми, кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также всеобщее». Вообще же о сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий в основе субстрат». Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайней мере, шесть возможных определений сущности: 1) субстрат; 2) суть бытия; 3) то, что состоит из бытия и субстрата; 4) всеобщее; 5) общее; 6) род. ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ Критериями сущности, по мнению философа, являются: 1. познаваемое в понятии; 2. «способность к отдельному существованию». Парадокс в том, что эти два критерия противоречат друг другу. Ведь СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ Субстрат («подлежащее») определяется Аристотелем как «то, о чем
сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом». МАТЕРИЯ Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное
вещество: «То, что само по себе не обозначается ни как определенное по
количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает
определено сущее». Такова первая материя. Во-вторых, в более широком смысле
слова, материя – это «то, из чего вещь состоит» и «из чего вещь возникает». ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, И РОД И КАТЕГОРИИ Что касается рода в качестве сущности, то Аристотель пишет: «Если
взять философов современных, они скорее признают сущностями общие моменты в
вещах (роды – это общие моменты), а как раз родам, по их словам, присущ
характер начал и сущностей в большей мере, ибо они разбирают вопрос под
углом понятия». Аристотель не согласен с «современными философами». Он
утверждает, что «роды не существуют помимо видов». Не является сущностью и
всеобщее: ведь оно «по своей природе присуще многому». Но в таком случае
оно будет сущностью или у всех вещей, которые тем или иным всеобщим
объемлются, или не будет ни у одной. Но у всех всеобщее сущностью быть не
может. А если всеобщее будет сущностью у одной вещи, тогда и все остальные,
к чему относится это вообще, будет этой же вещью. Итак, делает вывод КАТЕГОРИИ Под всеобщим Аристотель понимает также и категории – наиболее общие и
соответствующие структуре сущего роды высказывания о вещах. В «Метафизике»
категории упоминаются нередко, но не в полном объеме и в разном составе. По мнению Аристотеля, и о не-бытии можно говорить в различных смыслах, как это имеет место по отношению к бытию. Ведь и «не быть человеком – это значит не быть этой вот вещью, не быть прямым – не быть этой вот вещью, не быть прямым – не быть вот таким-то по качеству, не быть трехметровым – не быть вот таким-то по длине (по количеству)». Таким образом, и не-бытие существует категориально. Таков первый смысл допущения Аристотелем существования относительного не-бытия. ЕДИНИЧНОЕ Аристотель подчеркивает, что главными отличительными чертами сущности
является способность к отдельному существованию и данность в качестве вот
этого определенного предмета. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что
им может быть наряду с материей вот эта вот отдельная вещь. Но эту вот
отдельную вещь Аристотель называет «чувственной сущностью», а также СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ Аристотель склоняется к тому, чтобы принять за сущность вид. Он говорит, что «последнее видовое отличие – это будет сущность вещи и ее определение», а «определение вещи – это формулировка, состоящая из видовых отличий и притом – из последнего из них». Это определение и выражает сущность, или суть бытия вещи, или, что то же самое, форму, или первую сущность. «Формою я называю, - пишет философ, - суть бытия каждой вещи и первую сущность». Кроме того, Аристотель подчеркивает, что «для чувственно воспринимаемых единичных сущностей… нет ни определения, ни доказательства», ибо они «наделены материей, природа которой такова, что она может быть и нет: вследствие чего они подвержены уничтожению все остальные вещи, принадлежащие сюда». Поэтому «суть бытия не будет находится ни в чем, что не есть вид рода». МАТЕРИЯ И ФОРМА Итак, каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто составное:
она слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой сущности). ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Отношение между формой и материей углубляется и конкретизируется ЭНТЕЛЕХИЯ,. ТЕЛЕОЛОГИЯ. «Осуществление» выражается у Аристотеля древнегреческим словом ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА Четвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет как движущую. Он
говорит, что «всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во
что-нибудь». Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель
исходит при этом из догмы, согласно которой «движущееся вообще должно
приводиться в движение чем-нибудь». Материя у Аристотеля пассивна. С другой
стороны, философ допускает, что «сущность и форма, это – деятельность». |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |