рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции

и «История животных». Что касается третьей группы сочинений, то в

большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде.

Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам

последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не

были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только

после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой

тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким

образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля

оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до

н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.

Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как

«Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир» («Симпосион»), «О

философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-

видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще

молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено

риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В

этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само

искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар

красноречия.

Диалог «Евдем» представляет Аристотеля как убежденного платоника.

Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о

потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих

вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и

смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой

некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав

в этот мир и воплотившись. Аристотель объявляет союз души и тела

противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта

Феогнида: «Самое лучшее для человека – вовсе не родиться, родившись же –

скорее умереть».

В «Увещеваниях», обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель

прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание

философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она

имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она

не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной

жизни. Науки (а в «Увещеваниях» философия трактуется как знание вообще) уже

многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель

доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они

связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему

прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых

пленниками).

Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской

Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах. Об

этом свидетельствуют его сочинения «Об идеях» и «О благе», диалог «О

философии» и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов.

Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно

разделить на восемь основных подгрупп:

сочинения по логике («Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика»,

«Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании»), известные в

истории философии под названием «Органон»;

произведения, посвященные проблемам «первой философии», объединенной

Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»;

физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,

«Метеорологика»);

биологические («История животных», «О частях животных», «О происхождении

животных», «О движении животных»);

психологические («О душе» и восемь работ, объединенных затем под общим

наименованием «Parva naturalia»);

этические («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»);

политико-экономические («Политика», «Экономика»);

искусствоведческие («Поэтика», «Риторика»).

С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос –

вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав

трактатов «книг», а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядов

Аристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа

немецкого ученого Вернера Иегера «Аристотель». Иегер первый попытался

реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность

аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве

Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что

Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем

говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер

отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский

издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон

показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного

Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому

они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во

второй период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес

биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей

периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения

души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии

Аристотеля» иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля.

Обратимся к следующей таблице:

Таблица 1

| |Иегер |Нуйенс |

|I |Все диалоги, кроме диалога «О |«О философии», «Протрептикус»; |

|Первый |философии»; «Протрептикус»; |«О возникновении и |

|афинский |«Физика» I, II, VII; «О небе» I; «О|уничтожении»; «Физика» I-VII; |

|период |душе» III; «Политика» II, 2-3 |«О небе»; «Категории»; «Топика»|

|(367-347) | | |

|II |«О философии», ранняя часть |«Метафизика» I, III, IV, XI, |

|Годы |«Метафизики»; «Физика» III, IV, V, |1-8, XIII, 9-10, XIV; все |

|странствий|VI; «О небе» II, III; «О |биологические работы, за |

|(347-335) |возникновении и уничтожении»; |исключением некоторых частей «О|

| |«Политика» II, III, VII, VIII; |происхождении животных» и «О |

| |«Евдемова этика» |частях животных»; «Никомахова |

| | |этика» |

|III |Поздняя часть «Метафизики»; |«Метафизика» XIII, 1-8, VII, |

|Второй |«Физика» VIII; «О душе» I, II; |VIII, IX, XII; «О душе»; |

|афинский |«Никомахова этика»; «Политика» I, |поздние части «О возникновении |

|период |IV,V, VI; все биологические работы |животных» и «О частях |

|(335-322) | |животных»; позднейшая часть |

| | |«Метафизики» XII, 8 |

Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы

Аристотеля.

Расшифруем теперь, что имеется в виду под ранней и поздней частями

«Метафизики». Прежде всего, отметим, что сам термин «метафизика» был

Аристотелю неизвестен; это неологизм издателя Аристотеля Андроника

Родосского. Он поместил собственно философские книги Аристотеля после книг

по физике и, не зная, как это назвать, обозначил словами «то, что после

физики» (та мета та фюсика), откуда путем выпадения артикля и слияния и

получилось слово «метафизика». «Метафизика» Аристотеля сложилась стихийно

из разных частей, написанных в разное время. Отсюда ее противоречия и

повторы. Например, ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и

VI книг. Поздняя часть XIII книги – новый вариант XIV и частично I книги (4-

я и 5-я главы XIII книги – прямое переложение 6-й и 9-й глав первой книги

«Метафизики»). Книга XII самостоятельна. Так же самостоятельны вся XIV и

частично XIII книги. Самостоятельна V книга – первый словарь философских

терминов. Вернером Иегер различил в «Метафизике» ранние и поздние части, а

внутри их – основные и побочные (в соответствии с содержанием). Отсутствие

второй книги объясняется тем, что она считается неаристотелевской и,

издавна, обозначалась строчной альфой, в результате чего числовой номер

книг «Метафизики», начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в

греческом алфавите плюс единица. Из таблицы видно, что более или менее

связное целое образуют I, III, IV, VI, VII, IX книги «Метафизики». Изучение

«Метафизики» следует начинать с них. Предварительно можно изучить книгу V –

словарь философских терминов.

Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой

сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения

принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и

отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он

колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и

«линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как

объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.

Аристотелевская классификация наук

Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика»,

«Политика» и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий,

уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя

положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием,

Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного

индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

«…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда,

ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это

собирается вместе, получается заметная величина».

Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.

Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда

она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии,

софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным

чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев

достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался

построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время

отрасли знания.

Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с

тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную

область, они занимаются этой областью…».

Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется

только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для

поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью

достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих»

наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что

создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая

способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение

происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».

Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной

деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять

объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели

не должны исказить этой «правды вещей».

«Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию»,

математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные

«материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от

тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же

свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет

изучения философа- метафизика». «Первая философия» обнаруживает неизменные

«начала» сущего.

Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в

следующей схеме.

Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко

всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением

наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников,

наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и

творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические

дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма

интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем

платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть

исходила из представлений о частях души (см. далее)..

Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается,

прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки

о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой

философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются

Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом;

связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем

введения критерия «ценности» объекта познания.

Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной

Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В

греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная

попытка создать единую систему наук.

Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя:

«возникновение рождающихся вещей»;

«то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь рождается»;

«это – источник, откуда получается первое движение в каждой из природных

вещей – в ней самой, как таковой»;

«природою называется тот основной материал, из которого или состоит или

возникает какая-либо из вещей»;

«далее, в другом смысле, природою называется сущность существующих от

природы вещей»;

«природа, это – форма и сущность».

Первая философия или метафизика

Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том,

существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо

самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным

образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме

материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая

формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных

сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если

существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря

современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и

сверхприродной.

ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»

Согласно Аристотелю, философия изучает не природу – «природа есть

только отдельный род существующего», - а эту самостоятельную причину,

сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка

разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия» по

Аристотелю, изучает «начала и причины всего сущего… поскольку оно берется

как сущее». Аристотель называет эти причины «высшими», а начала –

«первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем «метафизическое»,

ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал

должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности,

но и материя, ведь бБог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить

начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то,

что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, в которой он

видит «начало для всех других аксиом». Назовем ее «первоаксиомой».

ПЕРВОАКСИОМА

Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе

существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и

то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же

смысле». Аристотель называет эту аксиому «самым достоверным из всех начал»,

входящим (поскольку она и вытекающие из нее аксиомы «имеют силу для всего

существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами

сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякое доказательство

покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления.

БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия

и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не

затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то

от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и

наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по

Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает

свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит

в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита,

который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, по

Аристотелю, «невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и

том же». Но здесь нужно выяснить, что же Аристотель понимает под

противоположными вещами.

ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ

Аристотель различает «противолежащее», «противоположное» и

«противоречащее». Противоречащее противолежащее отличается от

противоположного: между двумя противоречащими друг другу сторонами не может

быть ничего среднего, а между противоположными может. В возникновении и

уничтожении нет среднего, и потому они относятся к противоречию.

Применительно к проблеме бытия первоаксиома означает, что существует или

бытие, или небытие.

БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать не-

сущему существование. Согласно же аксиоме, вместе существовать и не

существовать нельзя. Поэтому правда в том, что сущее существует, а не-сущее

не существует. Сказать, что «не-сущее существует», - значит сказать, что

несуществующее есть существующее, то есть то, что одно и то же не

существует и существует, а это противоречит аксиоме бытия и мышления. Таким

образом, у Аристотеля все, что есть – сущее. Он сочувственно цитирует слова

Парменида: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует».

Парменид, как известно, полагал, что небытие не существует потому, что оно

немыслимо и несказанно, а коль скоро мы его мыслим и о нем говорим, то оно

становится бытием. Аристотель же полагает, что небытие можно мыслить и о

нем можно говорить, не превращая его тем самым в бытие. Так что можно

сказать, что предметом «первой философии»» является у Аристотеля не только

сущее, но и не-сущее (первое абсолютно, второе же относительно).

УРОВНИ БЫТИЯ

Аристотель говорит о том, что сущее есть совокупность «единичных

предметов», «этих вот вещей», «отдельных вещей», «сущностей, воспринимаемых

чувствами», «чувственных сущностей». Это то, что можно видеть, слышать,

осязать, обонять, и вкушать. Чувственный мир для Аристотеля реален. Однако

он не согласен с теми, кто думает, что сущим является лишь то, что

воспринимается чувствами.

СУЩНОСТЬ

Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания

проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира

направлено все внимание Стагирита, у которого «вопрос о том, что такое

сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность». Проблеме

сущности посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики». Аристотель далек

от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования

вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми,

кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а

также всеобщее». Вообще же о сущности говорится если не в большем числе

значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и

род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий

в основе субстрат». Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайней мере,

шесть возможных определений сущности:

1) субстрат;

2) суть бытия;

3) то, что состоит из бытия и субстрата;

4) всеобщее;

5) общее;

6) род.

ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ

Критериями сущности, по мнению философа, являются:

1. познаваемое в понятии;

2. «способность к отдельному существованию».

Парадокс в том, что эти два критерия противоречат друг другу. Ведь

Аристотель признает, что лишь единичное «обладает самостоятельным

существованием безоговорочно». Но единичные вещи не постигаются умом, они –

до понятия, им нельзя дать определения. Аристотель ищет золотую середину.

Рассмотрим вышеперечисленные определения сущности.

СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ

Субстрат («подлежащее») определяется Аристотелем как «то, о чем

сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом».

Субстрат «лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь…

или как материя для осуществленности».

МАТЕРИЯ

Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное

вещество: «То, что само по себе не обозначается ни как определенное по

количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает

определено сущее». Такова первая материя. Во-вторых, в более широком смысле

слова, материя – это «то, из чего вещь состоит» и «из чего вещь возникает».

Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь, в конечном счете, все

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.