рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии (часть I)

История философии (часть I)

Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.

факультет социально-политических наук

Часть I

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Подготовил: Григорьев П. В.

Колёскин К.Ю.

.

Ярославль 2003

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия – ее предмет и роль в обществе

Понятие мировоззрения

Предмет философии

Роль философии в жизни человека и общества

2. Философия античности (Зрелая классика)

Философия Платона

Философия Аристотеля

3. Философия возрождения

Общая характеристика Гуманизма

Платонизм и Неоплатонизм, философия Н.Кузанского

Натурфилософия эпохи возрождения, Дж.Бруно

4. Философия Нового времени

Эмпиризм Ф.Бэкона

Рационализм Р. Декарта

5. Немецкая классическая философия

Философия Гегеля

Общая характеристика философии марксизма

Продолжатель марксистской философии Плеханов

Продолжатель марксистской философии Ленин

6. Иррационализм

Философия жизни Бергсона

Философия истории Г.Шпенглера

Позитивизм О. Конта

Позитивизм Г. Спенсера

Приложение (позитивизм)

7. Современная западная философия

Философия экзистенциализма

Философия Герменевтики

Феноменология

8. Постмодернизм

9. Русская философия

Общая характеристика и основные проблемы

Идея всеединства

Русский космизм

Учение о цельном знании Соловьева

Теория Познания Франка

Интуитивизм Лосского

1. Философия – ее предмет и роль в обществе

Вопрос №1

Понятие мировоззрения. Структура, типы и функции мировоззрения. Структура

философского мировоззрения.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на

мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком

смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность

обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых,

нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований,

убеждений и идеалов людей.

Структура мировоззрения

УРОВНИ

ФОРМЫ СОДЕРЖАНИЕ

| | | |теория | | | | | |К|

| | |МИРОПОНИМАНИЕ|гипотеза | |политическая | |Убеждения | |А|

|М | | |умозаключение| |правовая | |знания | |Р|

| | |теоретический| | |моральная | |ценности | |Т|

| | | |суждение | |эстетическая | |идеалы нормы| |И|

| | | |понятие | |философская | |принципы | |Н|

| | | | | |религиозная | |традиции | |А|

| | |МИРООЩУ-ЩЕНИЕ|представление| |естественнонау| |вера | | |

| | | | | |чная | |воля | | |

| | |обыденно-псих|восприятие | |и др. | |сомнение | |М|

| | |ологический |ощущение | | | |чувства | |И|

| | | | | | | | | |Р|

| | | | | | | | | |А|

НОСИТЕЛИ: индивид, социальная группа, класс, нация, общество.

Мировоззрение - совокупность определённо общих взглядов на мир и человека в

их сложных отношениях.

Типы мировоззрения.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и

материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим,

религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение,

признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно

материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание

есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное

бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле.

|МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК СИСТЕМА |

|ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ | |ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ | |ЦЕННОСТНАЯ |

|ПОДСИСТЕМА | |ПОДСИСТЕМА | |ПОДСИСТЕМА |

Поведение человека имеет под собой две опоры: знания и ценности.

|ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА |

| | | |

|ЗНАНИЯ | |ЦЕННОСТИ |

объективны

субъективны

Знания и ценности полярны: полученные знания должны быть объективны, а

ценностное сознание - это субъективное отражение исходящее из целей,

потребностей, интересов людей.

Знания и ценности взаимосвязаны: ценностное определение во многом

зависит от уровня знаний.

Состояние мировоззрение в различные эпохи

Картины мира

|ЭПОХИ |СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ |МИРОВОЗЗРЕНИЕ |

| |ПРИНЦИП | |

| | |Картина мира |

| | |складывалась из |

|В древнем мире |Действие |разобщенных мифов, |

| |сверхъестественных сил. |объяснявших |

| |Мифы. |происхождение Вселенной,|

| | |животных, растений, |

| | |человека. |

| | |Мировое круговращение. |

|В эпоху античности |Космос. Микрокосмос. |Символ: круг, сфера, |

| | |процесс вращения. |

| | |Взаимодействие |

|В эпоху средних веков |Бог творец всего. |человеческой души и |

| | |божественного начала. |

|В эпоху Ренессанса и |Законы механики. |Мир - огромный часовой |

|Нового время | |механизм. |

| |Принципы и законы |Формирование научной |

|Современная эпоха |диалектики. Основные |картины мира всеми |

| |принципы синергетики. |науками. |

Мировоззрение и философия

Соотношение мировоззрения (М), научного мировоззрения (НМ), философского

мировоззрения (ФМ) и научно-философского мировоззрения (НФМ).

М М

НМ

ФМ

НФМ ФМ

НФМ

История познания и создания научной картины мира убеждает в том, что только

часть философских учений можно отнести к области научно-философского

мировоззрения. К ним относятся учения философского материализма и метод

материалистической диалектики как основополагающий

Вопрос №2

Проблема предмета философии, специфика философского знания.

1. Единого ответа на вопрос «Что такое Философия?» - нет.

2. Если восстановить исходную этимологию этого слова, то «филео» с

греческого есть «любовь», а «софиа» - мудрость, таким образом философия

изначально понималась как “любовь к мудрости”.

3. В действительности древнегреческое понятие “мудрости” значительно более

емкое и сложное, чем в современном толковании. Если мы привыкли

вкладывать в него многознание, нравственную сторону или жизненный опыт,

то древние греки под софией имели в виду определенный порядок вещей в

жизни человека и определенные способы обращения с ними. (Некую

технологию, алгоритм деятельности).

4. Но философия с точки зрения древних греков, это не только любовь к

мудрости, но это и стремление к знанию, причем знанию всеобщему (сущ.

также общее и частное), лежащему в основе мудрости.

5. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого

мышления. Иными словами, она стремится осознать некую основу для всех

сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую

устойчивость во всех изменениях.

6. Как и любая другая наука философия имеет свой предмет – это «весь

объективный мир в целом». Но здесь возникают трудности, т.к. предмет

любой науки, изначально понимается как часть или сторона объективного

мира, которые изучает данная наука. А выделить предмет «весь объективный

мир» не из чего. В результате многие сегодня ведут речь о содержании

философии, подменяя тем самым предметную сторону.

7. В содержание философии входит - природный и общественный мир, а также

человек в их сложных взаимоотношениях (Единая система «человек-мир», или

«я» и «не я»).

8. Философия гонится за сущностью мира и человека. Для нее важен поиск

абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов, общих свойств.

Причем философы всегда строят свои рассуждения на изначальных допущениях.

Их не интересует не мир сам по себе, не человек как целостность. Они

рассматривают мир только в его взаимосвязи с человеком.

9. В ведение философии относятся всеобщие взаимосвязи. (сущ. также общие и

отдельные). Они проявляются у всех людей, в любой цивилизации, в любом

обществе.

10. Виды всеобщих взаимосвязей:

. Онтологические (всеобщие принципы бытия)

. Гносеологические (познавательные отношения)

. Аксеологические (ценностные отношения)

. Праксеологические (практические отношения)

11. И. Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей

совокупности составляющих сущность философского знания:

1) что я могу знать?

2) на что я могу надеяться?

3) что я должен делать?

4) что такое человек?

Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание

всех предшествующих. Существует и другая система философских вопросов,

имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы:

1)соотношение мышления и материи

2)что первично – материя или сознание

3)как соотносятся душа и тело

4)есть ли жизнь после смерти и т.д.

Данные вопросы получили название смысложизненных, и они также составляют

содержание (предмет) философии. На них дает свой ответ религия, искусство,

но философия рассматривает их на своем, более высоком уровне.

Вопрос №3.

Роль философии в жизни человека и общества.

Основные функции философии.

Жизнь требует от человека совершенствования, энергичной

любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной

интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны глубже постичь тайны

природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины

человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу.

Все знания человечества многообразны и удивительно дифференцированы

между собой и внутри себя. Но для более эффективного познания бытия

необходим другой, обобщающеемудрый взор (как бы с высокой горы),

проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с

помощью веками отработанной системы предельно обобщающего категориального

строя разума.

Философия – это всё единосущее, «схваченное в мыслях».

Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть

загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому

размышлению. Он всегда задавал сам себе вопросы, на которые не мог

ответить. На эти вопросы могло ответить только научное знание.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом

сложении – это сумма обрывков. Философия же даёт систему знания о мире как

о целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а

интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строит систему знания

о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании,

о нравственности и т.п.

Именно философия даёт наиболее глубокие и обоснованные ответы на

Смысложизненные вопросы.

Функции философии:

Они характеризуют роль философии в жизни общества его модернизации,

разрушении догм, расширении границ и человека и представляют собой основные

направления ее применения для реализации своего назначения, цели и

конкретных задач.

Мировоззренческая функция - способствует формированию целостного взгляда

на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в

мире принципов взаимодействия природы, общества, человека.

Методологическая функция - выражается в разработке философией всеобщих

методов дознания природы, общества, человека, мышления, являющихся

методологической основой развития наук (философия не решает проблем частных

наук, а обосновывает подходы к их разрешению)

Гносеологическая функция - заключается в адекватном отражении

действительности, осмыслении природы познания и его возможностей,

выявлении условии его истинности.

Функция экспликации - заключается в выявлений универсалий культуры.

Аксиологическая функция - заключается в ценностном, морально-

нравственном, этическом, эстетическом, социальном, идеологическом и др.

восприятии явлений окружающего мира.

Социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на

процессы происходящие в обществе, причины его возникновения, развития.

Перспективы, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, источники и

движущие силы, способы и формы его существования.

Критическая функция - выражается в критическом осмыслении достигнутых

знаний об окружающем мире, его модернизации, разрушений догм, расширении

границ познания.

Интеграционная функция - заключается в интеграции наук, разрешении

возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких

результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня

обобщения, интеграции с другими достижениями, не могут подняться на

новый уровень знания).

Воспитательная функция - способствует социализации личности, ее

воспитанию на гуманистических ценностях, идеалах и нахождении смысла жизни.

Прогностическая функция - выражается в прогнозировании тенденции

развития природы, общества, человека на основе философских знаний об

окружающем мире.

2. Философия античности (Зрелая классика)

Вопрос №1

Философия Платона

Платон (427—347 до н.э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими

тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет

нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон

был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является

выражением его жизни, а его жизнь — выражением его философии.

Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова умеющий

затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на

гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого

дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не

было и не будет»(Г. Гегель).

Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит:«МИР - это не просто

телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с

единичным, а космическое - с человеческим». Космос — это своего рода

художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей.

Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а

управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон

божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили

тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По

Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых

предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и

исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное

бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между

бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии[1].

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто

идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды

или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это

смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь:

они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им

свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы,

парадигмы (от греч. paradigma— образец), по которым из бесформенной и

текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал

идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины,

заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения

координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она

своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название

Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в

христианстве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего

сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах.

Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов.

Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на

граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола,

приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все

дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому

наказанию «нечестивцев».

Напомню одну мысль А.Ф. Лосева: Платон — восторженный поэт, влюбленный в

свое царство идей, противоречил здесь Платону - строгому философу,

понимавшему зависимость идеи и вещи, их взаимную нерасторжимость. Платон

был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного

царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей и

возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что

возможно их познавание. Греческая мысль до Платона не знала понятия

«идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот

феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от

чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является

удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его

рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на

грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в

темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о

том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает

еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать.

Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь,

судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней

различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-

волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть

души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же

чувственности есть добродетель благоразумия.

Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила,

способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным

началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено

способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне

противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное,

как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Гармоничное

сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию

справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал

роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия

обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и

заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций

диалектики Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» -

искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить,

оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика —

это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая

всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений,

убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого,

тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы

Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику

понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет»,

непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению,

Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в

суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.