рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии

| | | |суточного вращения Земли и учение об относительности |

| | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные |

| | | |материалистической идеей естественного развития |

| | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании |

| | | |диалектики. В философских работах «докритического» |

| | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и |

| | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и |

| | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об |

| | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах |

| | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов |

| | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к |

| | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась |

| | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика |

| | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности |

| | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались |

| | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В |

| | | |работах «критического» периода Кант доказывает |

| | | |невозможность построить систему «умозрительной |

| | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда |

| | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования|

| | | |форм познания и границу наших познавательных |

| | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к |

| | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как |

| | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), |

| | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее |

| | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, |

| | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.|

| | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в |

| | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно|

| | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы |

| | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или |

| | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза |

| | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на |

| | | |которых основываются например, закон постоянства |

| | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия |

| | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое |

| | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших |

| | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш |

| | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или |

| | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о |

| | | |возможности существования неделимых элементов мира, о |

| | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,|

| | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы |

| | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет |

| | | |пределов; все процессы протекают как причинно |

| | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), |

| | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое |

| | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум|

| | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в |

| | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же |

| | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания |

| | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,|

| | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек|

| | | |одновременно и не свободен (как существо в мире |

| | | |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого |

| | | |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо|

| | | |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат|

| | | |веры, на котором основывается наше убеждение в |

| | | |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это|

| | | |учение об антикомичности разума, служившее у Канта |

| | | |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и |

| | | |для агностицизма, стало толчком для разроботки |

| | | |положительной диалектики в немецком классическом |

| | | |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и |

| | | |творчества это учение осталось в плену дуализма, |

| | | |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант |

| | | |провозглашал ее основным законом безусловное появление,|

| | | |требующее руководиться таким правилом, которое |

| | | |совершенно независимо от нравственного содержания |

| | | |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В |

| | | |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» |

| | | |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,|

| | | |изображенный в произведении искусства, и обусловленному|

| | | |только формой. В этике Кант вразрез с формальным |

| | | |характером категорического императива выдвинул принцип |

| | | |самоценности каждой личности, которая не должна быть |

| | | |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в |

| | | |эстетике – вразрез с формализмом в понимании |

| | | |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства |

| | | |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и |

| | | |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли |

| | | |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и |

| | | |учение о необходимости вечного мира. Средством к |

| | | |установлению и сохранению мира Кант считал развитие |

| | | |международной торговли и общения с их взаимными |

| | | |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало|

| | | |огромное влияние на последующее развитие научной и |

| | | |философской мысли. |

|50. |1713-1784 |Дидро Дени |Французский философ, просветитель, руководитель |

| | | |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро |

| | | |прошел путь от деизма и этического идеализма до |

| | | |материализма (в учении о природе, в психологии, в |

| | | |теории познания) и атеизма. В механистическое |

| | | |материалистическое понимание природы, общее у него с |

| | | |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы |

| | | |диалектики – идеи связи материи и движения, связи |

| | | |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости |

| | | |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого |

| | | |механическое движение материальных частиц может |

| | | |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро |

| | | |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности |

| | | |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил |

| | | |материалистическую теорию психических функций, |

| | | |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой|

| | | |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные |

| | | |способностью ощущать и памятью. В теории познания |

| | | |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения |

| | | |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные|

| | | |нам из опыта явления, между которыми существует либо |

| | | |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не |

| | | |следует что наши ощущения – зеркально точные копии |

| | | |предметов: между большинством ощущений и их внешними |

| | | |причинами не сходства, чем между представлениями и их |

| | | |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и|

| | | |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный |

| | | |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. |

| | | |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему |

| | | |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение |

| | | |истин, а достижение способности совершенствовать и |

| | | |увеличивать могущество человека. При этом Дидро |

| | | |учитывает роль техники и промышленности в развитии |

| | | |мышления и познани. Методами и руководителями в |

| | | |познании являются эксперимент и наблюдение. На их |

| | | |основе мышление может достигнуть знания, если и не |

| | | |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро |

| | | |написал много работ по вопросам искусства и |

| | | |художественной критики; развил новую эстетику реализма,|

| | | |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические |

| | | |принципы разработанной им эстетики стремился |

| | | |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь |

| | | |против феодального деспотизма, защищая политический |

| | | |строй просвещенной монархии. Основные произведения |

| | | |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор |

| | | |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания |

| | | |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» |

| | | |(1774-1780г.г.) |

|51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель |

| |гг. |Вильгельм |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»|

| | |Фридрих |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого |

| | | |сознания от первых его проблесков до сознательного |

| | | |овладения наукой и научной методологией (феноменология |

| | | |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их |

| | | |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель |

| | | |обосновывает исходный для него тезис о тождестве |

| | | |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее |

| | | |как основе и сущности всего мира. В развитом виде |

| | | |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе |

| | | |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное|

| | | |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» |

| | | |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, |

| | | |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в|

| | | |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит|

| | | |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в |

| | | |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает|

| | | |свое содержание в системе связанных и переходящих друг |

| | | |в друга логических категорий; |

| | | |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме |

| | | |природы – философия природы; природа не развивается, а |

| | | |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических|

| | | |категорий, составляющих ее духовную сущность; |

| | | |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») – |

| | | |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь |

| | | |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в|

| | | |различных видах человеческого сознания и деятельности. |

| | | |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,|

| | | |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее |

| | | |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля |

| | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке |

| | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель |

| | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в|

| | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии |

| | | |как движущем принципе всякого развития, закон |

| | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, |

| | | |целого и части, и разработал категории |

| | | |действительности, необходимости и случайности и многие |

| | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»|

| | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» |

| | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- |

| | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции |

| | | |по философии истории» (1837г) |

|52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет |

| |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был |

| | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения |

| | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, |

| | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии |

| | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, |

| | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения |

| | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения |

| | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в |

| | | |котором примиряются все противоречия. В |

| | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов|

| | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только |

| | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы|

| | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый |

| | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех |

| | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила|

| | | |из рамок религиозного мировоззрения. |

| | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали |

| | | |значительное влияние на идеологию протестанизма. |

| | | |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии» |

| | | |(1799г), «Монологи» (1810г) |

|53. |1767-1835 |Гумбольдт |Немецкий философ, языковед и государственный деятель, |

| |гг. |Вильгельм |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах |

| | | |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете |

| | | |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка» |

| | | |(1821г.) « О языках кави на острове Ява» |

| | | |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, |

| | | |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на |

| | | |материале общественной истории, отклоняясь по ряду |

| | | |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно |

| | | |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная |

| | | |история есть результат деятельности духовной силы, |

| | | |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история |

| | | |человечества, хотя она и складывается из цепи |

| | | |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто |

| | | |поддающееся описанию, все же не может быть понята с |

| | | |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в |

| | | |известной степени может заменить эстетика. В своем |

| | | |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма |

| | | |ценным метод сравнительно-исторического исследования |

| | | |языков. |

|54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. |

| |г | |Утверждал, что любая философская школа, система может |

| | | |быть создана из «истин», содержащихся в различных |

| | | |учениях. Философия Кузена представляет собой |

| | | |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных |

| | | |из идеалистической системы Гегеля, «философии |

| | | |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других |

| | | |идеалистических учений. Являясь противником |

| | | |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце |

| | | |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,|

| | | |призывал к примирению философии и религии. Учение |

| | | |Кузена оказало влияние на последующее развитие |

| | | |идеалистической философии во Франции. Основное |

| | | |сочинение Кузена – восьми томный «Курс истории |

| | | |философии» (1815-1829) |

|55. |1874-1948г|Бердяев |Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, |

| |г |Николай |основатель так называемого «нового христианства», |

| | |Александрович|идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение |

| | | |трудящихся Бердяев противопоставляет «внутреннее», |

| | | |«духовное» освобождение личности на путях религии |

| | | |(«Философия свободы» 1911, «Смысл творчества»). Бердяев|

| | | |называет капитализм «бесчеловечным строем», старое |

| | | |христианство – «орудием эксплуатации», признает даже |

| | | |«правду коммунизма», состоящую в обобществлении |

| | | |производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что |

| | | |марксизм, якобы заслонивший человека классом, не |

| | | |способен решить проблему активности и свободы личности.|

| | | |По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или|

| | | |персонализм). Единственной реальностью Бердяев |

| | | |объявляет «существование» субъекта, основа творчества |

| | | |которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны» |

| | | |(заимствовано у Беме); содержание этого творчества – |

| | | |так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия |

| | | |«рождение Бога в человеке и человека в Боге» (взято у |

| | | |Достоевского). Осуществление «богочеловеческого |

| | | |творчества» Бердяев переносит в так называемое «новое |

| | | |средневековье», загробный мир «четвертого измерения», |

| | | |объявляя безнадежным земное творчество («Я и мир |

| | | |объектов», 1934; «Опыт эсхатологической метафизики» |

| | | |Творчество и объективация», 1947) Реакционность |

| | | |Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его |

| | | |главной работе – «Философия неравенства» (1918), где |

| | | |социальное неравенство объявляется «благом, добром, |

| | | |правдой», а империалистические войны – основой |

| | | |творческого движения человечества. |

|56. |1873-1958г|Мур Джордж |Английский философ-идеалист, представитель неореализма.|

| |г |Эдвард |Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет |

| | | |ему тезис: «Очищение включает сознание и объект, |

| | | |независимый от сознания». Статус объекта, по Муру, |

| | | |неясен; его можно рассматривать и как физический объект|

| | | |и как «чувственное данное», и лишь здравый смысл |

| | | |заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА. |

| | | |Согласно такой философии «здравого смысла», во |

| | | |вселенной существуют материальные объекты и акты |

| | | |сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных |

| | | |тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает |

| | | |возможности того, что мир по своей природе духовен, что|

| | | |существует божественный разум, акты этого разума и |

| | | |загробная жизнь. Мур разаработал метод логического |

| | | |анализа. Его теория анализа оказала влияние на |

| | | |неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и|

| | | |зла неопределимыми понятиями. Этические положения |

| | | |раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эгоизм |

| | | |слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда|

| | | |две линии в современной позитивистской этике: |

| | | |«эмотивизм» и этика как «анализ этических |

| | | |высказываний». Основные сочинения: «В защиту здравого |

| | | |смысла» (1925г.), « Ответ моим критикам» (1942г.). |

|57. |1806-1873г|Милль Джон |Английский буржуазный философ, логик и экономист, |

| |г. |Стюарт |представитель позитивизма. Основные работы: «Система |

| | | |логики...»(1843г) «Основания политической экономии»(2т.|

| | | |1848г) «Утилитаризм» (1864). В философии последователь |

| | | |Юма, Беркли и О. Канта. Рассматривая и материализм и |

| | | |идеализм как две «метафизические» крайности, Милль |

| | | |считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а|

| | | |дух – постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их|

| | | |восприятия не существуют. Человек познает только |

| | | |«явления» (ощущения), за пределы которых выйти нельзя. |

| | | |Заслугой Милля является разработка методов индуктивного|

| | | |исследования причинной связи. |

|58. |1838-1916г|Мах Эрнст |Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, |

| |г. | |один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи |

| | | |«комплексами ощущений», Мах тем самым противопоставил |

| | | |свое учение философскому материализму. Исходя из |

| | | |философии Юма, Мах по существу отвергал понятия |

| | | |причинности, необходимости, субстанции как не данные в |

| | | |«опыте». В соответствии «экономии мышления», описание |

| | | |мира должно включать только «нейтральные элементы |

| | | |опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Мах отождествлял |

| | | |их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие |

| | | |физического и психического сводилось, таким образом, к |

| | | |различию «фукнционального отношения», в котором |

| | | |рассматриваются «элементы»: физическое исследование |

| | | |состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов»,|

| | | |психологическое – в анализе отношения человеческого |

| | | |организма к «элементам». Понятия Мах рассматривал как |

| | | |символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а |

| | | |науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих |

| | | |замещению непосредственными наблюдениями. Основные |

| | | |работы «Анализ ощущений и отношение физического к |

| | | |психическому» (1886г) «Познание и заблуждение» (1905г).|

| | | |Философия Маха оказала влияние на формирование |

| | | |неопозитивизма. |

|59. |1842-1910г|Джемс Уильямс|Американский психолог и философ-идеалист, крупнейший |

| |г. | |представитель прагматизма. Профессор Гарвардского |

| | | |университета в США с 1885 г. по 1907г.. Боролся против |

| | | |материалистического метода, Джемс противопоставляет ему|

| | | |не диалектику, а иррационализм. В основе психики, |

| | | |которую Джемс рассматривал как «поток сознания», |

| | | |подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. |

| | | |Подменяя объективное понятие истины прагматическим |

| | | |принципом полезного действия, соответствия интересам, |

| | | |Джемс открывает дорогу фидеизму, обосновывает право на |

| | | |верования, недоступные доказательству и обоснованию. |

| | | |«Радикальный эмпиризм» Джемса есть субъективистское |

| | | |сведение реальности к «чистому опыту», к сознанию, а |

| | | |его «нейтральный монизм» рассматривает материальное и |

| | | |духовное как два различных аспекта этого «опыта». Джемс|

| | | |защищал религию и активно участвовал в созданной им в |

| | | |Нью-Йорке специальной организации по «изучению» |

| | | |мистического «опыта». Основные работы «Принципы |

| | | |психологии» (1890г) «Многообразие религиозного опыта» |

| | | |(1902г) «Прагматизм» (1907г) |

|60. | |Операционализ|Субъективно-идеалистическое направление в современной |

| | |м |буржуазной философии по своей природе являющееся |

| | | |синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан|

| | | |Бриджименом. Главной в операционизме является идея |

| | | |операционального анализа, по которой значение любого |

| | | |понятия может быть определено лишь посредством описания|

| | | |операций, используемых при употреблении и проверке |

| | | |этого понятия, последнее тождественно соответствующему |

| | | |ряду операций. Понятия, не связанные с какими-либо |

| | | |операциями, объявляются бессмысленными. К их числу |

| | | |операционизм относит многие понятия материализма. |

| | | |Операци бывают «инструментальными» и мыслительными |

| | | |(операции «бумаги – и – карандаша» и «вербальные»). Из |

| | | |соединения операционально определенных понятий |

| | | |создаются предложения, а из них – теории. |

| | | |Операционализм неизбежно приходит к |

| | | |субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях|

| | | |познаем лишь наши операции измерения, то и признание |

| | | |самих объектов независимо от процедур измерений |

| | | |оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: «Вещи |

| | | |суть наши конструкции». |

|61. |1882-1936г|Шлик Мориц |Австрийский философ и физик, один из лидеров |

| |г. | |логического позитивизма. Как физик, занимался вопросами|

| | | |теоретической оптики, выступил одним из первых |

| | | |интерпретаторов теории относительности (1917г) В книге |

| | | |«Всеобщая теория познания» (1918г) сформулировал идеи, |

| | | |подхваченные позднее логическим позитивизмом, в |

| | | |частности учение об аналитической природе логики и |

| | | |математики и принцип верифицируемости. Помимо |

| | | |отстаивания общей концепции логического позитивизма |

| | | |(«Позитивизм и реализм» 1932г) пытался с |

| | | |идеалистических позиций анализировать специальные |

| | | |проблемы философии (пространство и время, причинность, |

| | | |вероятность) и этики (значение моральных суждений, |

| | | |свобода воли). Выдвинул теорию о «невыразимости |

| | | |содержания», согласно которой «непосредственный опыт», |

| | | |являющийся содержанием наших знаний, не может быть |

| | | |сообщен другому лицу. По Шлику, выражаемы в языке и |

| | | |передаваемы только «структурные отношения опыта». |

| | | |Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата. |

|62. |1813-1855г|Кьеркегор |«Первая философия» (1956-1959гг). Датский |

| |г |Серен |философ-мистик, предшественник современного |

| | | |экзистенционализма. Свои произведения издавал на |

| | | |богатое отцовское наследство. Основные работы: |

| | | |«Или-или» (1843г) «Понятие страха» (1844г) «Смертельная|

| | | |болезнь» (1849г). Первая посвящена |

| | | |«музыкально-эротическим» проблемам, две другие – |

| | | |вопросам «первородного греха» и описанию видов отчаяния|

| | | |и сомнения. Кьеркегор критиковал философию Гегеля с |

| | | |позиций крайнего субъективизма. Истина, по Кьеркегору, |

| | | |всегда субъективна. В этике Кьеркегор защищал |

| | | |индивидуализм. Из трех типов человеческого |

| | | |«существования» (эстетического, этического, |

| | | |религиозного) высшим считал религиозный. Кьеркегор ввел|

| | | |понятие существования (экзистенции), выражающегося в |

| | | |«синтезе конечного и бесконечного, временного и |

| | | |вечного». В последние годы жизни критиковал официальную|

| | | |церковь за «недостаточную набожность». |

|63. |1883-1955г|Ортега-и-Гасс|Испанский философ, субъективный идеалист; занимал |

| |г |ет Хозе |переходную позицию между философией жизни нищенского |

| | | |толка и современным экзистенциализмом. В центре |

| | | |внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В|

| | | |своих работах «Дегуманизация искусства» (1925г) и |

| | | |«Восстание массы» (1929г) Ортега-и-Гассет впервые в |

| | | |буржуазной философии изложил основные принципы доктрины|

| | | |«массового общества». «Массовым обществом» |

| | | |Ортега-и-Гассет называет духовную атмосферу, |

| | | |сложившуюся на Западе в результате вырождения |

| | | |буржуазной демократии, бюрократизации общественных |

| | | |институтов, распространения денежно-меновых отношений |

| | | |на все формы межличных контактов. Складывается система |

| | | |общественных связей, внутри которой каждый человек |

| | | |чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной|

| | | |ему роли, частицей безличного начала – толпы. |

| | | |Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию |

| | | |«справа». Он считает ее неизбежынм результатом |

| | | |развязания демократической активности масс и видит |

| | | |выход в создании новой аристократической элиты людей, |

| | | |способных на произвольный «выбор», руководствующихся |

| | | |только непосредственным «жизненным поравом» (категория,|

| | | |близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм |

| | | |Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным |

| | | |стилем «массового общества». Он призывает вернуться к |

| | | |донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не |

| | | |растленной «любви к мудрости». |

|64. |Р. 1905г. |Сартр |Французский философ и писатель Сартр – представитель |

| | |Жан-Поль |так называемого «атеистического» экзистенциализма. Его |

| | | |основные работы «Бытие и ничто» (1943г) |

| | | |«Экзистенциализм – это гуманизм» (1947г) «Критика |

| | | |диалектического разума» (1960г). Взгляды Сартра |

| | | |сложились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется и|

| | | |определенная связь между его философией и учением |

| | | |Кьеркегоря; на Сартра оказал известное воздействие и |

| | | |метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны|

| | | |антропацентризм и субъективизм. Человек мыслится им как|

| | | |«бытие для себя», от которого производит такие формы |

| | | |«бытия в себе» (т.е. объективного мира), как |

| | | |пространство и время, количество и качество и т.п. Так,|

| | | |объективному миру (а он, по Сартру, неразумен, |

| | | |детерминирован) противопоставляется человеческая |

| | | |деятельность, которая свободна, не зависит от |

| | | |объективных законов. Такое идеалистическое |

| | | |представление о свободе (суть его так же выражена в |

| | | |принципе: «Человек есть то, чем он сам себя делает» |

| | | |лежит в основе сартровской этики. |

|65. |Р. 1883г. |Ясперс Карл |Ведущий представитель немецкого экзистенциализма, |

| | | |профессор университета в Базеле. Начал свою |

| | | |деятельность как психиатр, и это во многом определило |

| | | |его понимание философских проблем. В |

| | | |психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология»|

| | | |1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а |

| | | |обостренные поиски человеком своей индивидуальности. |

| | | |Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного|

| | | |философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая |

| | | |рациональная картина мира еще не есть знание: она |

| | | |является лишь «мифом бытия» и всегда нуждается в |

| | | |истолковании. Внутреннее содержание философии, по |

| | | |Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном «понимании» |

| | | |«шифра», а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть |

| | | |господствующее в мире неразумное и понять его как |

| | | |источник. |

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.