![]() |
|
|
История философии| | | |суточного вращения Земли и учение об относительности | | | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные | | | | |материалистической идеей естественного развития | | | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании | | | | |диалектики. В философских работах «докритического» | | | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и | | | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и | | | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об | | | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах | | | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов | | | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к | | | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась | | | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика | | | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности | | | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались | | | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В | | | | |работах «критического» периода Кант доказывает | | | | |невозможность построить систему «умозрительной | | | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда | | | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования| | | | |форм познания и границу наших познавательных | | | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к | | | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как | | | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), | | | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее | | | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, | | | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.| | | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в | | | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно| | | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы | | | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или | | | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза | | | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на | | | | |которых основываются например, закон постоянства | | | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия | | | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое | | | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших | | | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш | | | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или | | | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о | | | | |возможности существования неделимых элементов мира, о | | | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,| | | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы | | | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет | | | | |пределов; все процессы протекают как причинно | | | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), | | | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое | | | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум| | | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в | | | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же | | | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания | | | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,| | | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек| | | | |одновременно и не свободен (как существо в мире | | | | |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого | | | | |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо| | | | |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат| | | | |веры, на котором основывается наше убеждение в | | | | |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это| | | | |учение об антикомичности разума, служившее у Канта | | | | |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и | | | | |для агностицизма, стало толчком для разроботки | | | | |положительной диалектики в немецком классическом | | | | |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и | | | | |творчества это учение осталось в плену дуализма, | | | | |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант | | | | |провозглашал ее основным законом безусловное появление,| | | | |требующее руководиться таким правилом, которое | | | | |совершенно независимо от нравственного содержания | | | | |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В | | | | |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» | | | | |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,| | | | |изображенный в произведении искусства, и обусловленному| | | | |только формой. В этике Кант вразрез с формальным | | | | |характером категорического императива выдвинул принцип | | | | |самоценности каждой личности, которая не должна быть | | | | |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в | | | | |эстетике – вразрез с формализмом в понимании | | | | |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства | | | | |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и | | | | |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли | | | | |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и | | | | |учение о необходимости вечного мира. Средством к | | | | |установлению и сохранению мира Кант считал развитие | | | | |международной торговли и общения с их взаимными | | | | |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало| | | | |огромное влияние на последующее развитие научной и | | | | |философской мысли. | |50. |1713-1784 |Дидро Дени |Французский философ, просветитель, руководитель | | | | |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро | | | | |прошел путь от деизма и этического идеализма до | | | | |материализма (в учении о природе, в психологии, в | | | | |теории познания) и атеизма. В механистическое | | | | |материалистическое понимание природы, общее у него с | | | | |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы | | | | |диалектики – идеи связи материи и движения, связи | | | | |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости | | | | |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого | | | | |механическое движение материальных частиц может | | | | |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро | | | | |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности | | | | |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил | | | | |материалистическую теорию психических функций, | | | | |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой| | | | |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные | | | | |способностью ощущать и памятью. В теории познания | | | | |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения | | | | |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные| | | | |нам из опыта явления, между которыми существует либо | | | | |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не | | | | |следует что наши ощущения – зеркально точные копии | | | | |предметов: между большинством ощущений и их внешними | | | | |причинами не сходства, чем между представлениями и их | | | | |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и| | | | |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный | | | | |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. | | | | |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему | | | | |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение | | | | |истин, а достижение способности совершенствовать и | | | | |увеличивать могущество человека. При этом Дидро | | | | |учитывает роль техники и промышленности в развитии | | | | |мышления и познани. Методами и руководителями в | | | | |познании являются эксперимент и наблюдение. На их | | | | |основе мышление может достигнуть знания, если и не | | | | |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро | | | | |написал много работ по вопросам искусства и | | | | |художественной критики; развил новую эстетику реализма,| | | | |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические | | | | |принципы разработанной им эстетики стремился | | | | |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь | | | | |против феодального деспотизма, защищая политический | | | | |строй просвещенной монархии. Основные произведения | | | | |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор | | | | |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания | | | | |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» | | | | |(1774-1780г.г.) | |51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель | | |гг. |Вильгельм |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»| | | |Фридрих |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого | | | | |сознания от первых его проблесков до сознательного | | | | |овладения наукой и научной методологией (феноменология | | | | |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их | | | | |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель | | | | |обосновывает исходный для него тезис о тождестве | | | | |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее | | | | |как основе и сущности всего мира. В развитом виде | | | | |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе | | | | |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное| | | | |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» | | | | |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, | | | | |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в| | | | |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит| | | | |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в | | | | |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает| | | | |свое содержание в системе связанных и переходящих друг | | | | |в друга логических категорий; | | | | |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме | | | | |природы – философия природы; природа не развивается, а | | | | |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических| | | | |категорий, составляющих ее духовную сущность; | | | | |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») – | | | | |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь | | | | |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в| | | | |различных видах человеческого сознания и деятельности. | | | | |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,| | | | |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее | | | | |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля | | | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке | | | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель | | | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в| | | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии | | | | |как движущем принципе всякого развития, закон | | | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, | | | | |целого и части, и разработал категории | | | | |действительности, необходимости и случайности и многие | | | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»| | | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» | | | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- | | | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции | | | | |по философии истории» (1837г) | |52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет | | |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был | | | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения | | | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, | | | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии | | | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, | | | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения | | | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения | | | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в | | | | |котором примиряются все противоречия. В | | | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов| | | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только | | | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы| | | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый | | | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех | | | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила| | | | |из рамок религиозного мировоззрения. | | | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали | | | | |значительное влияние на идеологию протестанизма. | | | | |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии» | | | | |(1799г), «Монологи» (1810г) | |53. |1767-1835 |Гумбольдт |Немецкий философ, языковед и государственный деятель, | | |гг. |Вильгельм |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах | | | | |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете | | | | |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка» | | | | |(1821г.) « О языках кави на острове Ява» | | | | |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, | | | | |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на | | | | |материале общественной истории, отклоняясь по ряду | | | | |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно | | | | |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная | | | | |история есть результат деятельности духовной силы, | | | | |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история | | | | |человечества, хотя она и складывается из цепи | | | | |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто | | | | |поддающееся описанию, все же не может быть понята с | | | | |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в | | | | |известной степени может заменить эстетика. В своем | | | | |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма | | | | |ценным метод сравнительно-исторического исследования | | | | |языков. | |54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. | | |г | |Утверждал, что любая философская школа, система может | | | | |быть создана из «истин», содержащихся в различных | | | | |учениях. Философия Кузена представляет собой | | | | |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных | | | | |из идеалистической системы Гегеля, «философии | | | | |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других | | | | |идеалистических учений. Являясь противником | | | | |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце | | | | |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,| | | | |призывал к примирению философии и религии. Учение | | | | |Кузена оказало влияние на последующее развитие | | | | |идеалистической философии во Франции. Основное | | | | |сочинение Кузена – восьми томный «Курс истории | | | | |философии» (1815-1829) | |55. |1874-1948г|Бердяев |Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, | | |г |Николай |основатель так называемого «нового христианства», | | | |Александрович|идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение | | | | |трудящихся Бердяев противопоставляет «внутреннее», | | | | |«духовное» освобождение личности на путях религии | | | | |(«Философия свободы» 1911, «Смысл творчества»). Бердяев| | | | |называет капитализм «бесчеловечным строем», старое | | | | |христианство – «орудием эксплуатации», признает даже | | | | |«правду коммунизма», состоящую в обобществлении | | | | |производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что | | | | |марксизм, якобы заслонивший человека классом, не | | | | |способен решить проблему активности и свободы личности.| | | | |По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или| | | | |персонализм). Единственной реальностью Бердяев | | | | |объявляет «существование» субъекта, основа творчества | | | | |которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны» | | | | |(заимствовано у Беме); содержание этого творчества – | | | | |так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия | | | | |«рождение Бога в человеке и человека в Боге» (взято у | | | | |Достоевского). Осуществление «богочеловеческого | | | | |творчества» Бердяев переносит в так называемое «новое | | | | |средневековье», загробный мир «четвертого измерения», | | | | |объявляя безнадежным земное творчество («Я и мир | | | | |объектов», 1934; «Опыт эсхатологической метафизики» | | | | |Творчество и объективация», 1947) Реакционность | | | | |Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его | | | | |главной работе – «Философия неравенства» (1918), где | | | | |социальное неравенство объявляется «благом, добром, | | | | |правдой», а империалистические войны – основой | | | | |творческого движения человечества. | |56. |1873-1958г|Мур Джордж |Английский философ-идеалист, представитель неореализма.| | |г |Эдвард |Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет | | | | |ему тезис: «Очищение включает сознание и объект, | | | | |независимый от сознания». Статус объекта, по Муру, | | | | |неясен; его можно рассматривать и как физический объект| | | | |и как «чувственное данное», и лишь здравый смысл | | | | |заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА. | | | | |Согласно такой философии «здравого смысла», во | | | | |вселенной существуют материальные объекты и акты | | | | |сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных | | | | |тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает | | | | |возможности того, что мир по своей природе духовен, что| | | | |существует божественный разум, акты этого разума и | | | | |загробная жизнь. Мур разаработал метод логического | | | | |анализа. Его теория анализа оказала влияние на | | | | |неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и| | | | |зла неопределимыми понятиями. Этические положения | | | | |раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эгоизм | | | | |слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда| | | | |две линии в современной позитивистской этике: | | | | |«эмотивизм» и этика как «анализ этических | | | | |высказываний». Основные сочинения: «В защиту здравого | | | | |смысла» (1925г.), « Ответ моим критикам» (1942г.). | |57. |1806-1873г|Милль Джон |Английский буржуазный философ, логик и экономист, | | |г. |Стюарт |представитель позитивизма. Основные работы: «Система | | | | |логики...»(1843г) «Основания политической экономии»(2т.| | | | |1848г) «Утилитаризм» (1864). В философии последователь | | | | |Юма, Беркли и О. Канта. Рассматривая и материализм и | | | | |идеализм как две «метафизические» крайности, Милль | | | | |считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а| | | | |дух – постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их| | | | |восприятия не существуют. Человек познает только | | | | |«явления» (ощущения), за пределы которых выйти нельзя. | | | | |Заслугой Милля является разработка методов индуктивного| | | | |исследования причинной связи. | |58. |1838-1916г|Мах Эрнст |Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, | | |г. | |один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи | | | | |«комплексами ощущений», Мах тем самым противопоставил | | | | |свое учение философскому материализму. Исходя из | | | | |философии Юма, Мах по существу отвергал понятия | | | | |причинности, необходимости, субстанции как не данные в | | | | |«опыте». В соответствии «экономии мышления», описание | | | | |мира должно включать только «нейтральные элементы | | | | |опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Мах отождествлял | | | | |их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие | | | | |физического и психического сводилось, таким образом, к | | | | |различию «фукнционального отношения», в котором | | | | |рассматриваются «элементы»: физическое исследование | | | | |состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов»,| | | | |психологическое – в анализе отношения человеческого | | | | |организма к «элементам». Понятия Мах рассматривал как | | | | |символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а | | | | |науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих | | | | |замещению непосредственными наблюдениями. Основные | | | | |работы «Анализ ощущений и отношение физического к | | | | |психическому» (1886г) «Познание и заблуждение» (1905г).| | | | |Философия Маха оказала влияние на формирование | | | | |неопозитивизма. | |59. |1842-1910г|Джемс Уильямс|Американский психолог и философ-идеалист, крупнейший | | |г. | |представитель прагматизма. Профессор Гарвардского | | | | |университета в США с 1885 г. по 1907г.. Боролся против | | | | |материалистического метода, Джемс противопоставляет ему| | | | |не диалектику, а иррационализм. В основе психики, | | | | |которую Джемс рассматривал как «поток сознания», | | | | |подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. | | | | |Подменяя объективное понятие истины прагматическим | | | | |принципом полезного действия, соответствия интересам, | | | | |Джемс открывает дорогу фидеизму, обосновывает право на | | | | |верования, недоступные доказательству и обоснованию. | | | | |«Радикальный эмпиризм» Джемса есть субъективистское | | | | |сведение реальности к «чистому опыту», к сознанию, а | | | | |его «нейтральный монизм» рассматривает материальное и | | | | |духовное как два различных аспекта этого «опыта». Джемс| | | | |защищал религию и активно участвовал в созданной им в | | | | |Нью-Йорке специальной организации по «изучению» | | | | |мистического «опыта». Основные работы «Принципы | | | | |психологии» (1890г) «Многообразие религиозного опыта» | | | | |(1902г) «Прагматизм» (1907г) | |60. | |Операционализ|Субъективно-идеалистическое направление в современной | | | |м |буржуазной философии по своей природе являющееся | | | | |синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан| | | | |Бриджименом. Главной в операционизме является идея | | | | |операционального анализа, по которой значение любого | | | | |понятия может быть определено лишь посредством описания| | | | |операций, используемых при употреблении и проверке | | | | |этого понятия, последнее тождественно соответствующему | | | | |ряду операций. Понятия, не связанные с какими-либо | | | | |операциями, объявляются бессмысленными. К их числу | | | | |операционизм относит многие понятия материализма. | | | | |Операци бывают «инструментальными» и мыслительными | | | | |(операции «бумаги – и – карандаша» и «вербальные»). Из | | | | |соединения операционально определенных понятий | | | | |создаются предложения, а из них – теории. | | | | |Операционализм неизбежно приходит к | | | | |субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях| | | | |познаем лишь наши операции измерения, то и признание | | | | |самих объектов независимо от процедур измерений | | | | |оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: «Вещи | | | | |суть наши конструкции». | |61. |1882-1936г|Шлик Мориц |Австрийский философ и физик, один из лидеров | | |г. | |логического позитивизма. Как физик, занимался вопросами| | | | |теоретической оптики, выступил одним из первых | | | | |интерпретаторов теории относительности (1917г) В книге | | | | |«Всеобщая теория познания» (1918г) сформулировал идеи, | | | | |подхваченные позднее логическим позитивизмом, в | | | | |частности учение об аналитической природе логики и | | | | |математики и принцип верифицируемости. Помимо | | | | |отстаивания общей концепции логического позитивизма | | | | |(«Позитивизм и реализм» 1932г) пытался с | | | | |идеалистических позиций анализировать специальные | | | | |проблемы философии (пространство и время, причинность, | | | | |вероятность) и этики (значение моральных суждений, | | | | |свобода воли). Выдвинул теорию о «невыразимости | | | | |содержания», согласно которой «непосредственный опыт», | | | | |являющийся содержанием наших знаний, не может быть | | | | |сообщен другому лицу. По Шлику, выражаемы в языке и | | | | |передаваемы только «структурные отношения опыта». | | | | |Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата. | |62. |1813-1855г|Кьеркегор |«Первая философия» (1956-1959гг). Датский | | |г |Серен |философ-мистик, предшественник современного | | | | |экзистенционализма. Свои произведения издавал на | | | | |богатое отцовское наследство. Основные работы: | | | | |«Или-или» (1843г) «Понятие страха» (1844г) «Смертельная| | | | |болезнь» (1849г). Первая посвящена | | | | |«музыкально-эротическим» проблемам, две другие – | | | | |вопросам «первородного греха» и описанию видов отчаяния| | | | |и сомнения. Кьеркегор критиковал философию Гегеля с | | | | |позиций крайнего субъективизма. Истина, по Кьеркегору, | | | | |всегда субъективна. В этике Кьеркегор защищал | | | | |индивидуализм. Из трех типов человеческого | | | | |«существования» (эстетического, этического, | | | | |религиозного) высшим считал религиозный. Кьеркегор ввел| | | | |понятие существования (экзистенции), выражающегося в | | | | |«синтезе конечного и бесконечного, временного и | | | | |вечного». В последние годы жизни критиковал официальную| | | | |церковь за «недостаточную набожность». | |63. |1883-1955г|Ортега-и-Гасс|Испанский философ, субъективный идеалист; занимал | | |г |ет Хозе |переходную позицию между философией жизни нищенского | | | | |толка и современным экзистенциализмом. В центре | | | | |внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В| | | | |своих работах «Дегуманизация искусства» (1925г) и | | | | |«Восстание массы» (1929г) Ортега-и-Гассет впервые в | | | | |буржуазной философии изложил основные принципы доктрины| | | | |«массового общества». «Массовым обществом» | | | | |Ортега-и-Гассет называет духовную атмосферу, | | | | |сложившуюся на Западе в результате вырождения | | | | |буржуазной демократии, бюрократизации общественных | | | | |институтов, распространения денежно-меновых отношений | | | | |на все формы межличных контактов. Складывается система | | | | |общественных связей, внутри которой каждый человек | | | | |чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной| | | | |ему роли, частицей безличного начала – толпы. | | | | |Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию | | | | |«справа». Он считает ее неизбежынм результатом | | | | |развязания демократической активности масс и видит | | | | |выход в создании новой аристократической элиты людей, | | | | |способных на произвольный «выбор», руководствующихся | | | | |только непосредственным «жизненным поравом» (категория,| | | | |близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм | | | | |Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным | | | | |стилем «массового общества». Он призывает вернуться к | | | | |донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не | | | | |растленной «любви к мудрости». | |64. |Р. 1905г. |Сартр |Французский философ и писатель Сартр – представитель | | | |Жан-Поль |так называемого «атеистического» экзистенциализма. Его | | | | |основные работы «Бытие и ничто» (1943г) | | | | |«Экзистенциализм – это гуманизм» (1947г) «Критика | | | | |диалектического разума» (1960г). Взгляды Сартра | | | | |сложились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется и| | | | |определенная связь между его философией и учением | | | | |Кьеркегоря; на Сартра оказал известное воздействие и | | | | |метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны| | | | |антропацентризм и субъективизм. Человек мыслится им как| | | | |«бытие для себя», от которого производит такие формы | | | | |«бытия в себе» (т.е. объективного мира), как | | | | |пространство и время, количество и качество и т.п. Так,| | | | |объективному миру (а он, по Сартру, неразумен, | | | | |детерминирован) противопоставляется человеческая | | | | |деятельность, которая свободна, не зависит от | | | | |объективных законов. Такое идеалистическое | | | | |представление о свободе (суть его так же выражена в | | | | |принципе: «Человек есть то, чем он сам себя делает» | | | | |лежит в основе сартровской этики. | |65. |Р. 1883г. |Ясперс Карл |Ведущий представитель немецкого экзистенциализма, | | | | |профессор университета в Базеле. Начал свою | | | | |деятельность как психиатр, и это во многом определило | | | | |его понимание философских проблем. В | | | | |психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология»| | | | |1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а | | | | |обостренные поиски человеком своей индивидуальности. | | | | |Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного| | | | |философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая | | | | |рациональная картина мира еще не есть знание: она | | | | |является лишь «мифом бытия» и всегда нуждается в | | | | |истолковании. Внутреннее содержание философии, по | | | | |Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном «понимании» | | | | |«шифра», а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть | | | | |господствующее в мире неразумное и понять его как | | | | |источник. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |