Выдающийся русский философ государственный
общественный деятель Иван Александрович Ильин
родился 9 апреля 1883 года в Москве, и вся его жизнь на родине была связана с
этим городом. Тут он и вырос, окончил классическую гимназию 1901 году, тут стал
философом и вошёл в круги, исстари обитавшие и либо мудрствовавшие на
пространствах Моховой, Пречистенки и Арбата. По окончании университета он был
оставлен при нём для подготовки к профессорскому званию, и в 1909 году
утверждён в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права. Проведя затем
два года в научной командировке за границей, главным образом в Германии, он
возвращается в Москву, преподаёт, пишет и публикует в прессе статьи. Но главное
- усиленно, кропотливо, истово работает над большим философским сочинением.
Предмет его занятий, однако, в стороне от главного русла русской - и московской
- философии той поры. Таким руслом было создание самобытной традиции
религиозной философии, опирающейся на идейное наследие славянофилов и Владимира
Соловьёва. Ильин же посвящает свои штудии классической немецкой философии, он
занимается Гегелем. На то, конечно, были свои причины; и их понимаешь,
вглядываясь в портрет Нестерова. На нём ясно читается: ”Мыслитель” привержен к
мысли строгой, к дисциплине ума, к неумолимой чёткости анализа. Самобытная же
русская мысль, увы, как правило, не блистала этими свойствами. И у философов,
если опять вспомнить Нестерова, и у Бердяева, и у Шестова, не говоря уж,
скажем, о Мережевском или Федорове, философская мысль, при несомненной
жизненности и глубине своих истоков и интуиций, в практическом исполнении
зачастую бывала досадно расплывчатой, неточной, не имеющей настоящей
доказательности. Отталкиваясь от этих её слабостей, Ильин уходит в Гегеля.
Упорный труд, подкрепляемый бесспорным и незаурядным талантом, приносит
блестящие результаты. Среди необозримых массивов мировой литературы о Гегеле
двухтомная работа Ильина “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и
человека”, появившаяся в Москве в 1918 году стала событием. Отзывы, помещенные
при издании немецкого перевода книги в 1946 году, ставят ее в число трех
этапных произведений за всю историю изучения Гегеля. Книга вызвала широкий
отклик у европейских философов, а сам автор признан был одним из ведущих
представителей неогегельства. И всё-таки это всё не означало безраздельной
принадлежности Ильина западной философской традиции. Неогегельянство его -
русское неогегельянство, и знаменитая книга, чуждая всякой профессорской
схоластики, демонстрирует многие черты именно русской мысли, русского
философского стиля: стремление обнаружить жизненный нерв учения и его
религиозные корни, способность увидеть философию как драму творящего духа.
Каким же в итоге складывалось положение Ильина в русской философии, в
том блестящем кругу религиозных мыслителей, которых Россия заново открывает
сегодня? Тематика его творчества, как уже сказано, ставила его особняком. Но
дело было не только в тематике. Она изменится в последствии ; Ильин оставит
гегельянские штудии и обратится к предметам, составляющим коренную и
сердцевидную проблематику русской мысли. В центре его творчества будут стоять
Россия и христианство. И, тем не менее, отчетлива дистанция между ним и другими
сохранится. Как пишет Полторацкий, главный современный знаток и исследователь
Ильина: ”Ильин занимает совершенно особое место в той плеяде русских
мыслителей. Которые создавали современную русскую религиозную философию. ”И это
не только потому, что он расходился идейно с наиболее известными из них- с
Розановым, Мережковским, Булгаковым, Бердяевым и другими. Ведь расхождения были
между самими этими авторами. В случае Ильина дело не в самом факте, а в
характере и содержании этого расхождения. Расхождение было острым и
распространялось на целый ряд областей. ”Суть этого” острого расхождения” я бы
раскрыл так Ильин при той же тематике, - философ иных источников, иной школы.
Он не разделяет общих славянофильских и соловьевских корней, но сохраняет
выучку немецкой классической философии с её уклоном к формальному
конструированию. Вдобавок и индивидуальный его стиль был отмечен холодной
риторичностью и педантизмом. «Чужой человек, иностранец, не остался в долгу,
так оценив мысль Бердяева (а купно с ним Розанова и Булгакова): «Философия
беспредельно-темпераментная и парадоксальная”.
Но пора вернуться к биографии философа. Само собой разумеется, на ней
решительным образом отразились происходившие исторические перемены. Пока Ильин
занимался Гегелем, Россия вступила в эпоху революций, и новая эпоха, говоря на
советском языке, вызвала у него небывалый подъём политической активности.
Направление этой активности угадать нетрудно. Ильин по своей академической специальности
– юрист, правовед, а революционные процессы с большим успехом “до основания»
разрушили старое право, которое, надо сказать, стояло в России вовсе не так уж
низко после реформ. Поэтому в своём отношении к этим процессам правоведы почти
единодушно примыкали к правому лагерю. Ильин был твёрд и последователен в своей
правизне, разделяя мысли и идеи белого движения. Весной 1922 года на заседании
Московского юридического общества он произносит речь» О задачах правоведения в
России, где даёт яркую характеристику переживаемого времени. «Он говорит, что
время вместило» старое со всеми его недугами и во всей его государственной
силе, и безумное испытание войны, и упадок инстинкта национального
самосохранения, и неистового аграрного и имущественного передела, и деспотию
интернационалистов, и трёхлетнюю гражданскую войну, и психоз жадности, и безволие лени, и хозяйственную опустошительность
коммунизма, и разрушение национальной школы, и террор, и голод, и людоедство, и
смерть”. Немногие решились бы выступить тогда с такими речами в большевистской
Москве. И нас, конечно, никак не может удивить, что в период с 1919 по 1922 год
Ильин подвергается аресту 6 раз, а осенью 1922 года мы обнаруживаем его в
составе большой группы философов и ученых, высланных из страны.
Эта высылка была примечательным эпизодом истории, который больше не
повторялся у нас. Изгнанию подверглись выдающиеся религиозные философы,
создатели самобытной русской метафизики Бердяев, Булгаков, Карсавин, Франк, Лосский
и другие. Все они и с ними еще десятки профессоров, литераторов, деятелей
кооперативного движения были арестованы в августе 1922 года и по решению
коллегии ГПУ высланы пожизненно из страны. Два парохода отправились из
Петрограда в Германию, в Шпеттин. В сохранившихся зарисовках, сделанных одним
из высланных, мы видим Ильина на палубе парохода во время беседы с князем
С.Трубецким, сыном выдающегося философа Евгения Трубецкого…
Эмигрантская жизнь Ильина делится на два периода, берлинский и
цюрихский, каждый длительностью в 16 лет. В Германии он был профессором, одно
время и деканом юридического факультета Русского Научного Института в Берлине;
но при нацистах, ни на какое сотрудничество с которыми он не пошёл, он начал
сразу, же подвергаться преследованиям и в 1938 году с трудом сумел выехать в
Швейцарию. Там он вновь занимался лекционной работой, много писал, продолжал
участвовать в культурных и политических начинаниях эмиграции.21 декабря 1954
года Ильин скоропостижно скончался в Цюрихе. Эмигрантские работы его посвящены
религиозной и политической философии, а также, в немалой мере, и напрямик -
политике и идеологии. Он всегда был активным публицистом, не раз организовывал
и собственные периодические издания: «Русский колокол”, «О грядущей России”,
«Наши задачи”. Какие же темы, какие взгляды им развивались?
В философских трудах в центре стоит “исследование религиозного акта» -
иначе говоря, изучение духовного состояния и внутреннего мира верующего
человека. Много внимания философ уделяет и темам российской государственности,
политическим, правовым, этическим устоям исторического бытия России: об этом
почти все выпуски» Наших задач, составившие потом два объемистых
тома”.Философия права и государства стояла высоко в России, начиная ещё с
Бориса Чичерина ,крупного философа и оппонента Владимира Соловьёва. после него
традицию с успехом продолжили Новгородцев, Трубецкой и Ильин. Писал Ильин и об
искусcтве, и о философии культуры, особенно
задумываясь, конечно, о судьбах культуры русской, которым посвятил ценную и
оригинальную книгу ”сущность своеобразие русской культуры”.
Однако больше всего, без сомнения, поздний Ильин сегодня известен самою
спорною–политической-частью своего наследия. Ровно ничего противоречивого не
было в политических взглядах Ильина: они последовательны до предела и с предельной
логикой и ясностью изложены. В этих взглядах Ильин - законченный “человек
старого режима”, как называли когда-то французских дворян-роялистов
восемнадцатого века, хранивших истовую верность дореволюционным устоям. Он
твёрдый монархист и националист, сторонник иерархического сословного строя,
общества, построенного на ранге; и лишь в возрасте к этим началам мыслит он
плодотворное будущее России. Но существенно и важно то, что характеристика
консерватизма Ильина требует еще некоторого уточнения, так сказать,
противоположного рода. Н.П. Полторацкий свидетельствует: ”Ильин боролся идейно
и политически на два фронта - против крайне левых и крайне правых”. И вот в
этом решительном отвержении обоих видов бесчеловечной, расчеловечивающей
одержимости Ильин стоит уже заодно со всем кругом русских философов. Когда идет
речь о главных болезнях русского духа, о главных внутренних опасностях,
грозивших России, Разум Нации един. Многое разделяло Ильина с отцом Сергием
Булгаковым, и никогда они не были ни идейными, ни политическими союзниками. Но,
когда о. Сергий записывает в дневнике свои впечатления от дней первой русской
революции, у него возникает образ двух сил, которые противоположны друг другу,
но обе равно страшны: “чёрная сотня и красная сотня”. А Ильин, уже в эмигрантские
дни, так пишет Петру Бернгардовичу Струве о разрушавших эмиграцию интригах:
”Это было делом ГПУ. И Маркова. Не потому, что Марков служил в ГПУ, а потому,
что их дух един по существу”.
Что же до существа национально-государственных идеалов Ильина, то едва
ли стоит их разбирать. Скажу лишь, чтобы усомниться в жизненности этих идеалов,
не нужно разбирать достоинства и пороки старой России. Тут дело в другом - в
законах исторического бытия: никогда и никакой “старый режим”, хоть будь он
самим раем земным, не может служить моделью будущего. И второе. Наш ”старый
режим”, государственность Российской империи, как-никак столетия держал и
двигал эту империю и дал в ней созреть всему тому, что делало Россию великой
страной. Что ж странного, если даже и на пороге гибели в рядах его партизан,
как в старину выражались, стоят еще и такие деятели, как Пётр Столыпин, и такие
люди искусства, как Михаил Нестеров, написавший ”Мыслителя, и такие умы, как
Иван Ильин.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.