![]() |
|
|
Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно. Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания. Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания) Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены. Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей. Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания 18. Особенности формирования философской мысли Киевской Руси. В «Изборнике Святослава» находятся переводы отрывков из «Диалектики» византийского философа Иоанна Дамаскина, в которых приводится определение философии: «Философия является познанием сущего, насколько оно сущее, т.е. познанием природы сущего. Философия является искусством искусств и наукой наук, поскольку философия – начало любого искусства. Философия – любовь к мудрости, истинная мудрость – Бог. Любовь к Богу – истинная философия». Доминирующим в развитии Киевской философии стал мотив философии как «любомудрия» , т.е. «софийное» понимание философского знания. Ормей: «София – бестельное существование множества мыслей, которые охватывает логос мирового целого, оставаясь при этом одушевленным и словно живым». Мудрость не просто знание, она знание не вещей самих по себе, а из смысла, сути, которая является «божественным замыслом» их творения. Истина по своему божественному характеру не может адекватно восприниматься на чувственном уровне. Различают в этом плане два вида познания истины: «благодатный» (непосредственное видение истины святыми и апостолами) и «приточный» (для остальных людей). Знак, не будучи изображением истины несет в себе ее энергию, которая является движущей силой прорыва от повседневного к божественному. Таким образом, философия осознает истину через размышление над книгой. В слове Божьем истина зашифрована, т.е. откровение всегда сокровенно. Органом правления, как способа постижения истины, выступает сердце, которое соединяет вместе мысль, волю и веру. Посредниками между природным и духовным миром истины, которые связывают Творца с вещественным миром, выступают Дева Мария, ангелы, архангел Михаил. В отличие от западных представлений об абсолютной отчужденности души от тела, киевские мыслители натаивают на единстве души и плоти в теле. Тело может противостоять духу но не душе. 19. Философия Г. Сковороды. Основателем украинской классической философии считается выдающийся мыслитель Г. Сковорода. Философия, по Сковороде, является самой жизнью. Поэтому главное у человека не столько его теоретические познавательные способности, а сколько эмоционально-волевая сущность его духа. Подобно Сократу Сковорода говорит: «познай себя». Реальность, по мнению Сковороды, является гармоническим взаимодействием трех миров: макрокосмоса (великого мира, где живет все рожденное), микрокосмоса (человека) и символического света (Библии). Каждый из трех миров является единством двух «натур»: видимой, внешней, теневой и внутренней, невидимой, светлой. Макрокосмос видится как материя, которая в действительности является только тенью настоящей, но невидимой «натуры» – Бога. Макрокосмос един, это единство неразрывно, но в то же время и не соединимо, т.к. Бог не является самой природой, а ее источником. Микрокосмос также является единством двух «натур». Основой «внутреннего» человека является Бог, поэтому призыв Сковороды «познай себя» означает у него познать Бога (в этико-эстетическом плане, орган познания – сердце). Мир и Человек находятся в состоянии гармонического взаимодействия. Но эта гармония устанавливается не сама по себе. В своей основе она имеет жизненную инициативу человека. Существует множество способов гармонизации и каждый должен найти собственный способ жизни в мире. Между Макрокосмосом и Микрокосмосом существует посредник – мир символов, Библия. В ней также выделяются две «натуры» – видимая (предметная образность символов) и невидимая (расшифровка, смысл). У каждого свой уникальный способ единения с миром. Индивидуальный характер единения и возможность для всех единого труда проявляют себя в идее «неравного равенства»: Бог подобен фонтану, который наполняет разные по объему сосуды. В меньшем сосуде меньше, но в том он равен большему сосуду, что они одинаково точные. Таким образом в философии Сковороды доминируют: - антеизм (единство людей всего мира); - экзистенциальность (ориентация на неповторимое по своей уникальности человеческое существование); - кордоцентризм (сердце – всему голова). 21. Философия всеединства В. Соловьева. Для Соловьева полноценной философией является философия мистическая. Под мистицизмом Соловьев понимал всеобщую органическую действительность, которую нельзя охватить ни методами изолированного эмпиризма, ни методами рассудного построения. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Сущее выше всяких признаков и свойств, и вообще выше множественности. Для чего Соловьев использует термин «ничто». Нерасчленимое сущее расчленяясь становится идеей или Логосом, а идея или Логос создают реальную действительность. Философ вводит понятия скрытого и открытого Логоса. Третий , «конкретный» Логос – это Христос. Этому Логосу отвечает и конкретная идея – София. София – нераздельное тождество материального и идеального, мудрость и предмет абсолютной любви. Соловьев учит о двух Софиях: 1. Материальная осуществленность абсолюта, несотворенная София, премудрость Божья. 2. Воплощение в чувственном теле, сотворенная, богочеловеческая София. «Всеединство» исследуется только «цельным» знанием, которое представляется синтезом мистического, рационального (философского), эмпирического (научного) знания. Соловьев выводит единство теологии, науки и философии, и называет его «свободной теософией». В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз или вселенская церковь. Этику Соловьев также основывает на религии: человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к «абсолютному добру» и устроению богочеловеческого царства. 22. Философия свободы Н. Бердяева. Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через призму своих представлений о свободе. Философ убеждает в самоочевидности свободы. То, что человек сознает мир и тем самым возвышается над миром, говорит о свободе от мира. Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания. 1. Ungrund – первоначальная, абсолютная, иррациональная свобода. Это первоначальный поток, в котором осуществляется Богорождение и из которого Бог создал мир и человека. Первая свобода существует до бытия и поэтому не может характеризоваться рациональным понятием. Ее нужно принять как факт мистического опыта. Ungrund – не добро и не зло, но несет и то и другое. 2. «Свобода для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Христос являет людям свободу принять Бога несмотря ни на каие мучения. 3. Свобода общественного действия на началах абсолютных (религиозных) ценностей. Это реализация творчески активного христианства. Такой идеал Бердяев обозначает термином «соборность». «Соборное» общество – это «внутреннее духовное общество», состоящее из живших, живущих и будущих поколений, объединенных христианской любовью. В первом акте мистерии свободы Бердяева происходит грехопадение и образование мира объективизации (не подлинного состояния подлинного бытия, потерявшего свободу). Это поглощение личного общим, подавление свободы. Вов втором акте явление Христа преобразило свободу “от” Бога, т.е. своеволие, несвободу, в свободу принять Бога. Однако Бог состоял «трансцендентным» для человека. Поэтому в третьем акте (антроподицея) человек должен решительно порвать с любой видимостью материального бытия и через творчество (свободу) преодолять «трансцендентность» Бога. Структура эмпирического и теоретичн 23. Классическая и неклассическая философия. Общность и различия. В XIX веке широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. К этому времени наиболее ярким воплощением их была немецкая философия XVII–XIX вв., которая получила название классической. Классическая философия Германии высоко ценили возможности «подлинного», «чистого» разума. Такому «чистому разуму» противопостовляли неразумность – случайность, хаотичность. Предполагалось, что разум проложит себе дорогу через все «неподлинное», «неразумное». С такой верой в «победное шествие» некого внеиндивидуального разума в классической философии была тесно связана вера в силу рационального познания. Она перерастала в уверенность в том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования человеческой жизни. Философы-классики разделяли убеждение о том, что могут быть рационально познаны общечеловеческие идеалы и принципы, прежде всего идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности. 40-50-е гг. XIX века стали переломными в том смысле, все определеннее складывалась потребность в новых, неклассических типах философствования. 1. Марксистская философия – развивая общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую концепцию мира, человека, познания. Маркс поддерживал идею классики о развитии философии как науки, но отверг ее претензии на роль «науки наук». 2. Немарксистская философия – антиклассический подход, граничащий с прямым нигилизмом в отношении философской классики (Кьеркегор, Ницше). Критика классической мысли стала сотавной частью процесса кардинальной переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной цивилизации. Классическая философия занимается поисками истины и перврооснов: философия – высшая наука. Она исходит из того, что мир разумен. Неклассическая философия отказывается давать теретическую картину мира и сомневается в возможности разумного объяснения мира. Переосмысливается функция философии – она должна учить человека жизни, помочь переустроить жизнь (революция у Маркса, переоценка ценностей у Ницше, новая революция у Соловьева). 24. Проблема отчуждения человека в марксизме и пути его преодоления. Маркс согласен с Гегелем, что «овеществление» человеческой деятельности, переход труда из формы деятельности в форму бытия, одновременно оборачивается «отчуждением». Однако Маркс не согласен с фатальностью связи «овеществления» с «отчуждением». Это свойственно лишь «незрелым» формам общественной организации человечества и связано с неразвитостью практической деятельности, которая направлена практически только на удовлетворение биологических потребностей. «Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над обстоятельствами его жизни. В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда. Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет свои личностные характеристики и становится воплощением только одной функции – собственника капитала. В «отчуждении» проявляется господство над человеком стихийных сил его собственной общественной жизни. Так как общественное бытие господствует над человеком, то включение в его состав новых элементов (практическое освоение природы) только увеличивает господство стихийного общества над человеком. Чтобы победить «отчуждение» необходимо взять контроль общества. Но препятствием этому является собственность на орудия и способы производства. Однако ликвидация частной собственности приводит к потребительскому подходу к жизни и усреднению человека – все принадлежит всем и никому отдельно. Только при наступлении «высшей» фазы коммунизма труд из способа бытия превратится в первую необходимость жизни. Наряду со всеобщим развитием индивидов вырастут производительные силы. 25. Диалектико-матеариалистическое понимание исторического процесса. Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» впервые ввели в научный оборот термин «материалистическое понимание истории». Маркс и Энгельс сформулировали положение исторического материализма, гласящее, что человеческое общество начинает свое существование тогда, когда люди, его составляющие, начинают производить необходимые жизненные средства. Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил, они указали на необходимые жизненные средства. Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил, они указали на необходимость соответствия их друг другу для нормального функционирования общественного производства. Маркс и Энгельс сделали вывод о главенствующей роли народных масс в истории. История имеет объективный характер, т.к. в ее основе лежит объективная общественная реальность. Предметом исторической науки является не просто человек как часть природы и тем более не природа, взятая без человека, а реальный процесс жизни людей, их бытие. 26. Концепция материалистической диалектики. Материалистическая диалектика – это учение о развитии, базирующееся на материалистическом решении основного вопроса философии. Предмет диалектики – не вещи, а законы их движения и развития. Процесс развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное. Характерной чертой процесса развития является преемственность: сохраняется связь между прошлым и настоящим в развитии. Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития заключается внутри материального объекта, являющегося носителем развития, и состоит в единстве и борьбе его внутренних противоположностей. Являясь учением о движении и развитии, материальная диалектика представляет собой также учение о связи и взаимодействии предметов, явлений и процессов. Материалистическая диалектика как наука включает в себя принципы, законы и категории. Центральным принципом диалектики является принцип материального единства мира. Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии материальных объектов. Разделяются на основные и неосновные. Основные – выражают процесс развития наиболее целостно. 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 3. Закон отрицания отрицания. Неосновные законы выражают процесс развития с той или иной его отдельной его стороны (закон причинночти, закон об определяющей роли содержания по отношению к форме). Категории диалектики фиксируют всеобщие свойства развития бытия и мышления: единичное, особенное, общее; сущность и явления; причина и следствие и т.д. 27. Развитие философии марксизма В.И. Лениным. Ленин творчески разработал марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизировал его на основе опыта русской революции и международного революционного движения. Ленин создал теорию социалистической революции. Он доказал, что социализм может в новых условиях первоначально победить в одной или нескольких странах. Разработал учение о партии пролетариата как о руководящей и организующей силе, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата и построения коммунистического общества. Ленин остро поставил вопрос о принципе парийности в философии: неизбежная принадлежность любого учения к материализму или идеализму, каждое философское учение служит интересам тех или иных борющихся общественных классов. Ленин много работал над дальнейшим развитием материалистической диалектики. В «философских тетрадях» он выдвинул ряд новых идей: - о борьбе противоположностей как «ядре диалектики»; - о единстве логики, диалектики и теории познания; - о творческой роли человеческого сознания по отношению к объективному миру. Ленин считал величайшим завоеванием марксистской философии материалистическое понимание истории. Согласно ленинской концепции история выступает как процесс взаимодействия различных сил, прежде всего классов, и во многом зависит от активности этих классов. 28. Антирационалистическая установка философии жизни. Философия XX в. стала больше уделять внимание целостности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Философы отказались от примата рационального познания и перенесли акцент на нерациональные составляющие психики: волю, инстинкт, бессознательное. Одним из истоков философии жизни было учение немецкого философа Шопенгауэра. Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная воля, Шопенгауэр стал отстаивать превосходство воли по отношению к разуму. Он критиковал рационалистическую традицию за представление воли как придатка разума. Он рассуждал, что на деле воля, т.е. желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно-самостоятельны и в значительной мере определяют направление человеческого познания. Шопенгауэр представлял волю свободной от контроля со стороны разума. Человеческая воля родственна «неисповедимым силам Вселенной». Она первоначало и абсолют. Он поместил в центр своей философии волю, взятую в качестве «воли к власти». Ницше считал «волю к власти» определяющим стимулом деятельности человека. Рассматривая жизнь как специфичную волю и аккумуляцию силы, Ницше утверждает, что жизнь стремится к максимуму чувства власти. Понятие «жизнь» играло немалую роль в философии Бернона. Он был склонен внедрять в мир те элементы, которые его больше всего интересовали – некое полуинстинктивное сознание, граничащее с «бессознательным духом». «Жизнь» Бернон отождествляет с целостностью, непрерывностью, становлением. «Материя» отождествляется с прерывностью, она сопротивляется жизни и становлению. Однако материя подчиняется жизни и в результате мир предстает как единый непрерывно и необратимо развивающийся. Человек приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства. Бернон одним из первых сделал предметом изучения специфику времени, переживаемого человеком полеживым существом. Такое субъективное бремя он назвал длительностью. Интеллект рассматривает время по аналогии с пространством, разлагая его на сотставляющие, а затем из «омертвленных» моментов слагая время. Преодолеть эту ограниченность под силу только интуиции, она позволяет освоить специфику времени как целостного потока, включенного в необратимую человеческую жизнь, понять его как длительность. 29. Идея «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше. Ницше называет себя «имморалистом», но это не означает отвержение или моральных норм. Он отвергает претензию моральных суждений на истинность. Мораль – это совокупность законов, которые создает человек и сам им подчиняется. Моральную деятельность Ницше подвергает оценке с точки зрения того, насколько она отвечает максимуму осуществления «воли к власти». Господствующая в Европе мораль им решительно осуждается. Сократовсо-иудейско-христианская мораль – инстинкт стада против сильных и независимых. И если сильные примут эти правила, то сами превратятся в слабых стадных животных. Поэтому для «свободных душ» важно понимание того, что мораль не абсолютна, она не несет в себе никакой ценности. Способность к переоценке ценностей – признак творческой и волевой натуры. Апофеозом учения Ницше о человеке и морали предстает концепция «сверхчеловека». Сверхчеловек – это человек, который в духовном и физическом отношениях превзошел возможности человеческой природы. Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно освобождая его от всякого конкретного содержания. «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Сверхчеловек – смысл земли». |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |