![]() |
|
|
Категория игры в немецкой классической философииКатегория игры в немецкой классической философиисмотреть на рефераты похожие на "Категория игры в немецкой классической философии" Введение. Игра – одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Игра имманентно присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века. Еще Платон говорил: «каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою
жизнь, играя в прекраснейшие игры», а ведущий исследователь игры в 20 в. – Современный интерес к проблеме игры обусловлен характерными для гуманитарной мысли 20 века стремлением выявить глубинные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. Объектом исследования в данной курсовой работе являются философские
тексты представителей классической немецкой философии и эстетики. Авторы Предметом исследования является категория игры в конкретных работы
определенных авторов – наиболее репрезентативных для данного периода
развития философии. И. Кант «Критика способности суждения», Г. Гегель Именно эти тексты являются у данных философов характерными, содержащими основные концепции и идеи. Степень изученности: игра присутствует во многих сферах человеческой деятельности, поэтому феномен игры рассматривается различными исследователями в областях биологии, психологии, этологии, антропологии и др. Проведем краткий обзор концепций игры в биологии и психологии. Основы биологизированных концепций игры наиболее систематизировано изложены у английского философа, основоположника позитивизма, Г. Спенсера в работе «Основания психологии». Г. Спенсер исходит из того, что игра есть биологическая функция организма животного и человека, хотя и не является условием поддержания его жизни. «Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые, вследствие недостатка для них естественного упражнения, становятся столь готовыми для их разрешения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей»[3]. Немецкий психолог К. Гроос придает игре иной характер. Он разделяет игры животных и игры людей и рассматривает игру как свойство лишь высокоразвитых животных. По Гроосу, «игра является формой самообучения на присущем каждому виду уровне»[4]. Основатель психоанализа З. Фрейд в работе «Я и Оно» пишет, что Одно из самых значительных попыток синтеза психологических и педагогических аспектов детской игры – «Психология игры» Д.Б. Эльконина. По его мнению, главным в игре дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. «В ходе осуществления роли преобразуется не только действительность ребенка, но и его отношение к ней»[6]. Составляющие игрового процесса, по Эльконину, следующие: «роль, ''мнимая'' ситуация, сюжет игры, содержание игры»[7]. Л. С. Выготский[8] - основатель русской психологической школы игры - рассматривал игру как ведущую для понимания психического развития в дошкольном возрасте деятельность. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции, а ее сущность в том, что она исполнение желаний. Э. Берн – американский психотерапевт и теоретик психоанализа –в работе Игры – это стандартные цепочки трансакций, направленных на снятие напряжения и структурирование времени. Итак, в психологии и биологии игре отводится в основном развивающая и компенсаторная функция для способностей человека; подчеркивается важность игры в детском возрасте. В связи с тем, что наше исследование связано именно с немецкой классической философией, необходимо сделать обзор исследовательской литературы по этой теме. Существует фундаментальный труд А.В. Гулыги,[10] посвященный исследованию целого ряда тем, философских категорий и проблем, интересовавших мыслителей именно в рассматриваемый период, также речь идет о многочисленных учебных изданиях[11], где подробно останавливаются на различных аспектах немецкой классической философии. Попытку определить место категории игры в немецкой классической
философии и эстетике предприняла исследователь Казакова Н.Т.[12], в работе Целью работы можно считать выявление категории игры и определение ее значимости в общем контексте творчества мыслителей. В связи с этим представляется необходимым решить такие задачи: исследовать философские тексты, рассмотреть категорию игры в работах философов И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля, Ф. Шлегеля, Ф. В. Шеллинга, определить значение категории игры именно для этих мыслителей. Основная часть. Часть I. Во введении к данной работе были указаны исследователи игры и основные концепции в биологии и психологии, однако феномен игры интересовал очень многих специалистов и в других областях человеческой деятельности, поэтому будет целесообразно привести и обзор концепций в культурологии, истории, герменевтике и эстетике, и различные словарные определения игры . Итак, основным исследователем игры считается Й. Хейзинга. В его труде ‘’Homo ludens’’ большое место занимают масштабные гипотезы относительно возникновения и развития мировой культуры. В первую очередь это идея о роли игры как важнейшего культурообразующего
фактора, а также выявление и изучение «извечных», возрождающихся в истории
цивилизации, иллюзий и утопий человечества - всего, что Хейзинга зовет Излюбленные им временные пласты — кризисные эпохи, одновременно «зрелые
и надламывающиеся», в которых сплелось, ярко и противоречиво, множество
прежних и новых тенденций. Он рассматривает культуру, если употребить
современный термин, как систему, в которой взаимодействует все: экономика,
политика, право, быт, нравы, искусство. Оперируя огромным фактическим материалом, прослеживая игровой момент культуры в рамках различных форм цивилизации, от архаических обществ до современного западного общества, Хейзинга не дает окончательного ответа на вопрос, явилась ли игра в ходе исторического развития человечества одним из факторов культуры (при том, что роль ее в генезисе культуры очень велика и что до сих пор во многих сферах культуры, прежде всего в поэзии, искусствах, обрядах и т. п., игровой момент является значительной конституирующей величиной), и культура как целое может выступать лишь во взаимодополнении «игрового» и «серьезного» моментов. Или вся культура есть бесконечно развившийся и усложнившийся принцип игрового начала и за пределами игры ничего не остается? В концепции игры очевидна привлекательность многих моментов; это прежде
всего непринудительный характер ее правил. Далее, это такой специфический
момент игры, как сознание условности установленных правил поведения, то
есть произвольности, недетерминированности — иными словами, допущение
возможности иного выбора. Для Хейзинги в этом — залог не-фанатизма, условие
сохранения дистанции, позволяющей не разделять с сознанием общества
предрассудков, фетишистских представлений,— в то время как в своем
авторитаризме общество не приемлет этот важнейший элемент социальной жизни,
стремится свести на нет все его проявления, подчиняя все гнету Любая игра, любая форма должна принимать во внимание свою противоположность (не как следствие диалектического развития, а как одновременно потенциально присутствующую). Игра, которая не считается с этим этическим моментом (между тем как в нем — единственное внешнее правило игры как таковой), становится псевдоигрой, разоблачавшимся Хейзингой в различных культурах «ложным символом», поскольку она отрицает свободный выбор. Хейзинга не предлагает теории игры; это — морфология социальной игры в многовековом историческом срезе. В текстах Хейзинги мы не найдем единой, неизменно тождественной себе
трактовки понятия «игра», некоего жестко фиксированного представления о
специфике «серьезного». Смысловая граница между игрой и серьезным у Под несколько иным углом зрения рассматривается соотношение игрового и
серьезного в различных аспектах жизни общества нового времени: в этом
случае «серьезное» несет в себе собственный негативный заряд — как лишенное
культурообразующих возможностей игры, неспособное к дальнейшему развитию. В то же время серьезностью в современных общественных условиях поражена и
сама игра, что делает ее псевдоигрой: это по сути недостойная либо
неразумная игра, для которой характерны незрелость мысли, абсурдность, что
дает о себе знать прежде всего в политической жизни современного общества. Автор исследует значение игры в разных проявлениях культуры (игра и правосудие, игра и война, игра и мудрость, игра и поэзия, игра и философия) и значение культуры в игре (игра в музыкальном смысле, азартная игра и др.) Таким образом, игра является специфическим фактором всего, что окружает нас в мире. Человеческая культура, по мнению Хейзинги, возникает в игре и развивается как игра. «Для меня проблема …не в том, какое место занимает игра среди прочих явлений культуры, но в том, насколько сама культура носит игровой характер». Приведем основные характеристики игры, которые выделяет Хейзинга: 1. …налицо первый из главных признаков игры: она свободна, она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй признак. 2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. 3. Изолированность составляет третий отличительный признак игры. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. 4. Здесь перед нами еще один новый и позитивный признак игры. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. 5. С ее временной ограниченностью непосредственно связано другое примечательное качество. Игра сразу фиксируется как культурная форма. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее как традиция и может быть повторена в любое время. 6. Можно указать на некую священность пространства игры: человеческая игра во всех своих высших проявлениях, когда она что-то означает или что-то знаменует, находит себе место в сфере праздника и культа, в сфере священного. В качестве священнодействия игра может служить благу целой группы, но иным образом и иными средствами, нежели те, что непосредственно направлены на удовлетворение жизненных потребностей. …формально отсутствует всякое различие между игрой и священнодействием, иначе говоря, священнодействие совершается в тех же формах, что и сама игра, так и освященное место формально не отличается от игрового пространства. В платоновском отождествлении игры и сакральности священное не принижается тем, что его называют игрой, но возвышается самое игра, поскольку это понятие наделяется значением и смыслом вплоть до самых высших сфер духа. 7. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению 8. Среди квалификаций, уместных в отношении игры, мы называли напряжение. Элемент напряжения занимает в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. В нем есть стремление к разрядке, расслаблению. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Также авторитетным исследователем игры является представитель направления
герменевтика Х.-Г. Гадамер. В труде «Истина и метод» в главе «Онтология
произведения искусства и ее герменевтическое значение» он пишет, что
фундаментальной характеристикой человеческого бытия является
Гадамер анализирует смысл и значение слова «игра», соотносит значение
слова с компонентом существующего (немецкого) языка и того значения,
которым это слово наполняется в соответствии с игровой ситуацией или
событием и даже ситуацией, которая игровой не является. Связь с Абсолютом в профанном мире невозможна; она вероятна только в
сакральном мире, каким становится для художника мир игры. Игра всегда предполагает того, с кем играют. В художественном мире
партнером по творческому диалогу становится оживленный игровой энергией
материал (краски, дерево, глина, камень, а также впечатления, исторические
и прочие события). Именно зов связи с Абсолютом заставляет художника снова и снова входить в искусственное поле игровой площадки, чтобы испытать искус-преображение совершенством качества «Мы». Истинная жизнь мастеров искусства происходит во время игры с материалом. В статье «Процесс игрового диалога зрителя с произведением живописи» В.И. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |