рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Категория игры в немецкой классической философии

дихотомий «научно-ненаучно», «истинно-ложно», «цивилизованно-варварски» и

пр. Картина мира стала несравненно более сложной и объемной.

Формирование таких тезисов стимулировало появление в 19 в. новых

отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о

культуре, гуманитарном знании.

Философские открытия немецкой классической философии: выработаны идеи о

познавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение

противоречий, всеобщей природы духа, сознания.

Разработка философских понятий и категорий была проведена на очень

высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является

образцовой.

Краткая характеристика немецкой классической философии по основным

произведениям философов.

Кант, Иммануил (1724 - 1804)

Наиболее крупные и известные произведения Канта:

«Общая естественная история и теория неба» (1755);

«Критика чистого разума» (1781);

«Критика практического разума» (1788);

«Критика способности суждения» (1790);

«Антропология» (1798)

Философия И. Канта начинается с учения о противоречиях разума.

Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения

могут быть либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Всеобщие утверждения о

мире в целом, Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов

в своей работе «Критика чистого разума».

Способность суждения – способность мыслить частное как заключающееся в

общем. Если дано такое частное, для чего общее еще надо найти, то

способность суждения становится рефлектирующей. Кант рассматривает только

рефлектирующую способность суждения, которая не познает объекты, а

обсуждает их по принципу целесообразности.

Целесообразность может быть реальной и формальной.

Реальная целесообразность – когда предмет целесообразен (совершенен),

поскольку он согласуется со своей сущностью или со своим назначением.

Формальная целесообразность – когда предмет субъективно целесообразен,

поскольку он согласуется с природой нашей познавательной способности. Такой

предмет мы называем прекрасным.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831)

Гегель – вершина немецкой классической философии. Этот философ обобщил и

собрал все её достижения.

Главные произведения Гегеля:

«Народная религия и христианство» ()1793

«Феноменология духа» (1807)

«Наука логики»( том 1 – 1812, том 2 - 1816)

«Энциклопедия философских наук» (1817) /этот труд включает в себя «Науку

логики», «Философию природы», «Философию духа» /.

«Философия права» (1826)

Также существуют произведения, синтезированные учениками Гегеля по

лекционным курсам, записям:

«Лекции по истории философии»,

«Лекции по философии истории»,

«Лекции по эстетике»,

«Лекции по философии религии».

Гегель подверг пересмотру традиционную логику, идущую от Аристотеля, где

тезис может быть либо истинным, либо ложным. Гегель выдвинул принцип:

противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия есть

заблуждение.

Именно на этом принципе построена диалектическая логика. Противоречие

квалифицируется как источник любого развития. Существует три стадии

развития:

1. утверждение, полагание, тезис

2. отрицание – антитезис,

3. отрицание отрицания – снятие противоположностей

Происходит тождество противоположностей – и оно саморазвивается по

законам диалектики. Абсолютное понятие понимается Гегелем как

тождество субъекта и объекта.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854).

Шеллинг был идейным вождем раннего немецкого романтизма, а также сам

испытывал влияние братьев Шлегель. Таким образом, этот философ принадлежит

такому направлению в философии, как романтизм.

Основные работы Шеллинга:

«Изложение моей философской системы», 1801г.

«Лекции о методе академического изучения»,

«Философия искусства»,

«Философия и религия», 1804 г.

«Система трансцендентального идеализма»,

«Об отношении изобразительных искусств к природе».

В «Лекциях о методе академического изучения» 1803 г. стремился

согласовать свою философию с христианской религией. Воплощение Христа – как

вечное истечение конечного из Абсолюта.

Шеллинг рассматривает искусство с точки зрения ''самосозерцания духа''.

Это самосозерцание духа возможно лишь в созерцании произведений искусства.

Основные принципы философии Шеллинга:

. Учение об интеллектуальной интуиции как единственном способе

постижения абсолютного

. Культ гениальной личности

. Конструирование как основной метод философствования

. Художники творят ''безотчетно'', удовлетворяя ''лишь неотступную

потребность своей природы''.

Работа «Об отношении изобразительных искусств к природе» посвящена

проблеме копирования и идеализации природы.

По мнению философа, художник, ''рабски'' копируя природу, ''произвел бы

на свет только личины, а не произведения искусства''. Принцип идеализации

природы также является несостоятельным.

Фридрих Шлегель (1772 - 1829)

Теоретик романтизма.

Работы Шлегеля афористичны, часто носят фрагментарный характер.

Главные сочинения Шлегеля:

«Об изучении греческой поэзии»,

«Георг Форстер» (1797),

«Критические фрагменты»,

«Фрагменты»,

«Об эстетической ценности греческой комедии»,

«История европейской литературы»,

«Философии жизни» (1828),

«Философии истории» (1829),

«Философии языка и слова» (1830).

Шлегель пишет о грядущей «эстетической революции», призванной обновить

моральный и общественный климат эпохи через возвращение к объективной

красоте.

Он считает образцом – греческое искусство.

Главная цель греческого искусства – красота, которой подчинен всякий

дидактический, исторический, философский интерес.

Говоря об эстетической революции, Шлегель пишет об особенных личностях:

носителем новой культуры выступает многосторонняя, целостная, открытая

всему миру свободная личность.

Также один из принципов философии Шлегеля – ирония.

Ирония у Шлегеля – это свободное и радостное состояние духа.

Сократовская ирония становится у Шлегеля существенной характеристикой

творческого процесса Благодаря иронии осуществляется «зримо незримое»

присутствие автора в своем произведении (через «намеки», «указания»,

«взгляд» и т. п.)

Итак, перейдем к обзору концепций игры в различных областях человеческой

деятельности.

Часть III.

§ 1. И. Кант

Иммануил Кант (1724 - 1804) – ключевая фигура во всей европейской

философии, основоположник классической философии. Его труды охватывают

практически все сферы деятельности человека.

«Критика способности суждения» - главное произведение Канта по проблемам

эстетики, где связаны в единое целое эстетические взгляды зрелого Канта17.

«Критика способности суждения» представляет рассуждения об искусстве как

о игре:

«Искусство отличается от природы, как делание (facere), от деятельности

или действия вообще (agere), а продукт или результат искусства от продукта

природы - как произведение (opus) от действия (effectus). Искусство –

созидание посредством свободы, или произвола, полагающая в основу своих

действий разум. Произведение искусства – чтобы отличить его от действия

природы, то под этим всегда понимают творение человека».18

Как видим, Кант сразу разделяет искусство и природу; подчеркивает, что

произведение искусства – это всегда творение человека, а не природы.

Произведение искусства всегда в своей основе свободно, оно не может быть

создано «по приказу».

«Первое рассматривают как нечто такое, что только в качестве игры, т.е.

занятия самого по себе приятного, может оказаться (удаться) целесообразным,

второе - как работу, т.е. как занятие само по себе неприятное,

привлекательное лишь своим результатом (оплатой), к которому поэтому можно

принуждать (талант должен лежать в основе того или другого занятия)»19.

Таким образом, искусство в качестве игры, Кант расценивает положительно

и, в отличие от «неприятного», «не свободного», привлекательного «лишь

оплатой» ремесла, объявляет целесообразным.

Тем не менее, несмотря на необходимость свободы в искусстве, философ

указывает на обязательное присутствие принуждения: «во всех свободных

искусствах все-таки требуется нечто принудительное, или, как это называют,

механизм, без чего дух, который должен быть в искусстве свободным …вообще

не имел бы тела и должен был бы полностью испариться…»20.

В этом мы видим особую диалектику, предвосхищение, как нам кажется,

«Философии искусства» Ф. Шеллинга, где искусство будет рассматриваться

только как синтез свободы и необходимости. (т.е. одно без другого

невозможно).

Более того, Кант указывает на то, что свободное искусство без труда

превращается в «простую игру» и это, по его мнению, не наилучший образ.

Как видим, положительную оценку философ связывает с понятием

«целесообразности».

Кант выводит понятие «целесообразности», которое применимо к искусству и

к художественному творчеству: «Целесообразность – универсальный принцип как

для природы (единого гармонического мира), так и для человека, обладающего

способностью к художественному творчеству, сопровождаемому чувством

удовольствия. Целесообразность проявляется в искусстве через прекрасное.

Один из исследователей философии Канта, Крутоус В. П., пишет, что

«основания суждения о прекрасном является состоянием «свободной и

гармоничной игры воображения и рассудка»21.

Целесообразность в эстетической области как бы не имеет цели и

представляет собой свободную игру способностей человека. Прекрасное

демонстрирует свою форму и тем оставляет удовольствие. Содержание в нем

либо отсутствует, либо не представляет интереса, либо недостижимо».22

Мы можем сделать вывод о том, что искусство не является биологической,

жизненно необходимой деятельностью. Оно не нужно, чтобы решить проблему

выживания. Искусство не несет выгоды, но, несомненно, по Канту, дает

незаинтересованное удовольстие, неутилитарную выгоду.

Человеку необходимо искусство – свободная игра его способностей (слуха,

зрения), как нам кажется, для утверждения своей экзистенции, существования,

для получения удовольствия от этого ощущения.

Более того, наслаждение искусством для Канта – это соучастие в «игре»,

мыслитель отождествляет игру с искусством.

Также для Канта одними из основных важнейших эстетических понятий

являлись именно «эстетическая видимость» и «свободная игра».

Эстетическая видимость – это сфера, где существует красота, а свободная

игра – это специфическая особенность красоты – двойственное существование,

т.е. существование одновременно в двух планах – реальном и условном.

Итак, исходя непосредственно из текста мыслителя, мы можем вычленить

определение игры: Игру Кант понимает как «занятие само по себе приятное».

Далее мыслитель подчеркивает то обстоятельство, что ремесло, в отличие

от искусства, не является свободным, тогда как игра (искусство) – «это

всегда созидание посредством свободы, или произвола, полагающая в основу

своих действий разум»23.

Здесь стоит обратить внимание на то, что именно немецкая классическая

философия стала разделять интеллект на разум и рассудок. И это различие

весьма существенно для понимания нами категории игры именно в этот период.

Рассудок – это мыслительная деятельность, основанная на опыте, (мышление

посредством рассуждения, доказательства).

Разум - сверхопытная мыслительная деятельность, т.е. не основанная на

опыте.

Кант в определенном смысле был эмпириком, т.е. в своих трудах утверждал,

чтонельзя выходить за рамки опыта и объяснения его.

А игру он определяет как «произвол», в основании которого – именно

разум. Таким образом, он относит игру как феномен в мир ноуменов, где

категории объяснения не применяются.

Игра им понимается как не-рассудочное, не объяснимое.

Мысль о том, что игра по природе своей свободна, позже высказывает и Й.

Хейзинга (мы этот принцип вынесли в рабочее определение игры, см. с. 36):

«Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность.

Игра по приказу уже больше не игра»24.

Кант в работе «Критика способности суждения» производит разведение видов

искусств, выводит их определенную иерархию. Причем практически каждый вид

искусства описывается как какая-нибудь игра: чувств, мыслей, ощущений,

способностей.

«Существуют только три вида прекрасных искусств: словесное,

изобразительное и искусство игры ощущений (в качестве впечатлений внешних

чувств)».

Так, к словесным искусствам Кант относит красноречие и поэзию, и

различает их по довольно афористичному принципу: «Красноречие - это

искусство заниматься делом рассудка как свободной игрой воображения; поэзия

- заниматься свободной игрой воображения как делом рассудка. …

Следовательно, оратор возвещает о деле и осуществляет его так, будто оно

просто игра идеями, чтобы занять слушателей. Поэт возвещает только о

занимательной игре идеями, и тем не менее рассудку представляется, будто

поэт намеревался заниматься только его делом. … оратор дает, в сущности,

меньше, поэт - больше, чем обещает»25.

Как видим, Кант указывает на якобы несерьезность игры, хотя именно

через игру поэт доносит идеи, т.е. самое важное - сущность поэзии.

Таким образом, поэзия представляется более честным делом, т.к. игровой

процесс не скрывается, а наоборот, открыто заявляется о его наличии, и поэт

больше влияет на рассудок слушателей через игру воображения. Благодаря

этому качеству, поэзия стоит у Канта на высшей ступени иерархии:

«Первое место среди всех искусств занимает поэзия (она почти полностью

обязана своим происхождением гению и меньше всего руководствуется примерами

и предписаниями). Поэзия расширяет душу тем, что дает воображению

свободу…Поэзия …не прибегает к обману, ибо она сама объявляет свое занятие

лишь игрой, которая, однако, может быть целесообразно использована

рассудком для его дела…»26.

В этом нам видится особенность мыслителя именно как классициста,

мыслителя Века Разума: та игра, которая используется рассудком «для его

дела», удостаивается высшего места, а музыка, именно по противоположному

воздействию – «она играет лишь ощущениями» - ставится Кантом на нижнюю

ступень в иерархии искусств.

Обращаясь к такому виду искусства, как живопись, Кант сравнивает ее с

мимикой, которая в свою очередь, помогает понять мысли художника.

«Уподобление изобразительного искусства (по аналогии) мимике,

сопровождающей речь, оправдывается стремлением духа художника дать

посредством своих образов телесное выражение того, что и как он мыслил, как

бы заставить само произведение говорить посредством мимики - обычная игра

нашей фантазии, наделяющей безжизненные вещи в соответствии с их формой

духом, который говорит из них»27.

Итак, опять игра помогает человеку понять идею произведения искусства.

Воспринимающий произведение искусства с помощью «обычной игры фантазии»

может понять замысел художника.

Третий раздел искусства, по Канту, так и называется: «Искусство

прекрасной игры ощущений». Музыка, по Канту, это художественная игра

слуха, а искусство колорита, соответственно, игра зрения.

«Искусство прекрасной игры ощущений …может касаться лишь соотношения

различных степеней настроенности чувства, воспринимающего ощущение, то есть

его тона; и в этом широком смысле оно может быть разделено на

художественную игру ощущений слуха и зрения, то есть на музыку и искусство

колорита»28.

Изобразительные искусства, по Канту, также превосходят музыку, потому

что они, «вовлекая воображение в свободную и вместе с тем соответствующую

рассудку игру»29, неким образом соединяют рассудочные понятия с

чувственностью, тем самым становясь доступными «высшим познавательным

способностям».

В этом мы также видим диалектические основания: только соединив рассудок

и чувства, соотнеся их в равной пропорции, получается инвариант, некое

целое, которое познается зрителем.

Кант обращает внимание и на «оздоровительные» качества игрового

процесса. «Всякая меняющаяся свободная игра ощущений (не основанная на

каком-либо намерении) доставляет удовольствие, поскольку она усиливает

чувство здоровья»30.

Следует отметить достаточно любопытный факт, что в систему искусств Кант

вводит смех и шутку, которые рассматриваются мыслителем как положительно

влияющие на здоровье: «В шутке …игра начинается с мыслей; …а участие

рассудка …ощущается в теле через вибрацию органов, которая содействует

восстановлению их равновесия и благотворно влияет на здоровье»31.

«Смех - это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного

ожидания в ничто». Именно это превращение, которое для рассудка безусловно

не радостно, все же косвенно вызывает на мгновение живую радость. И уже

собственно «ожидание, как игра представлений, создает в теле равновесие

жизненных сил»32.

Итак, подведем итог: Игра для Канта – это некий ноумен, с помощью

которого философ определяет искусство и производит иерархию его жанров.

Игра для классика – это некое стихийное начало, непознаваемое, хотя и

отождествляемое с искусством.

Искусство предполагает, что человек играет своими способностями,

ощущениями и через это познаёт идеи произведений. Однако, иерархия искусств

все-таки выстраивается на рациональном основании: поэзия на первом месте,

потому что она, играя, может быть использована рассудком.

С одной стороны игра – это безусловно очень важное для эстетики Канта

понятие, несущее не связанную с проблемой выживания целесообразность,

неутилитарное удовольствие; а с другой стороны – это непознаваемый феномен,

присутствие которого относит объект на нижнюю ступень в иерархии.

§ 2. Г.-В.-Ф. Гегель.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - представитель немецкой

классической философии, создатель систематической теории диалектики на

основе объективного идеализма.

Именно в системе объективного идеализма исследователи видят истоки его

эстетики. Искусство и вся обширная область эстетического впервые были им

представлены в виде диалектического процесса.

Исследователи, к сожалению, не указывают на разработку Гегелем категории

игры как логического понятия. Они пишут, что Гегель дал характеристику

наиболее общих эстетических категорий: прекрасного, возвышенного,

трагического и комического.

Однако, мы можем выявить два аспекта категории игры у мыслителя. Во-

первых, обратиться непосредственно к тексту «Эстетика», где Гегель подробно

исследует все виды искусства и именно из текста выкристаллизовать понятие

игры. Во-вторых, используя рабочее определение игры, обратиться к

знаменитой работе «Наука логики», где представлена теория рефлексии

Гегеля, которая по многим свойствам может классифицироваться как игра.

Итак, обратимся к тексту «Эстетика».

Именно здесь, в разделе, посвященном «Установлению границ и защите

эстетики», Гегель употребляет понятие игра при рассмотрении искусства:

Понятие игры у него возникает при описании такого феномена человеческой

деятельности, как искусство: «искусство не достойно научного рассмотрения,

так как оно остается приятной игрой и, даже преследуя более серьезные

цели, противоречит самой природе этих целей. В общем, назначение его чисто

служебное - как в серьезном, так и в игре; мало того, жизненный элемент

искусства и те средства, которыми оно пользуется в своем воздействии на

людей, - это видимость и обман»33.

Как видим, именно через такое воззрение на искусство мы можем определить

отношение одного из представителей немецкой классической философии к

категории игры.

Итак, Гегель определяет искусство как «приятную игру».

В этом прямая перекличка с Кантом - отнесение игры к сфере

незаинтересованного удовольствия.

Теперь выделим второй путь, второй аспект игры у Гегеля.

В «Эстетике», в главе, посвященной художнику, Гегель подробно разбирает

понятия «фантазия», «гений» и «вдохновение», и именно в статье

«вдохновение» Гегель выводит признаки вдохновения, указывает, что

вдохновение «это состояние деятельного формирования как в субъективном

внутреннем мире, так и в объективном выполнении художественного

произведения»34. С одной стороны, он подчеркивает важность желания создать

произведение у художника, желание, которое «как птица небесная»35, дает

художнику побуждение к творчеству. С другой, он пишет, что «однако часто

величайшие произведения искусства были созданы по совершенно внешнему

побуждению. Оды Пиндара, например, часто возникали по заказу, точно так же

живописцам и архитекторам часто задавались цель и предметы их созданий»36.

Такое отношение между художником и материалом можно охарактеризовать с

помощью понятия «Связь»: художник и материал выступают (под действием

заказа) как «динамически связанные», «обособленные».

Идеальный вариант отношения художника и материала описывается так:

«природный талант вступает в отношение с преднайденным данным материалом,

так, что внешний повод, событие …вызывают в нем настойчивую потребность

придать форму этому материалу и вообще проявить себя на нем».37

Далее Гегель объясняет подробности таких отношений: «поэт полностью

поглощен своим предметом, целиком уходит в него и не успокаивается до тех

пор, пока он не придаст художественной форме законченный и отчеканенный

характер»38.

Именно через понятие «Отношение», теорию рефлексии Гегеля, можно понять

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.