![]() |
|
|
Креационизм и эволюционизм: методологический анализ противостоянияПоскольку появление человека не есть результат его индивидуального волеизъявления (с любой точки зрения - и материалистической, и идеалистической, и религиозной), то смысл человеческой жизни может быть выведен из какой-либо внешней, надындивидуальной воли. Таким образом, в сфере религиозной этики необходимость сохранения благоприятных условий для человека на Земле гармонично сочетается с основами учения - человеческая жизнь и благоприятная ей природная среда есть результат “предвечного замысла” и воли Создателя. Отсюда следует этический императив, лишающий человека права безнаказанно распоряжаться своей жизнью и жизнью других людей ни сейчас, ни в будущем. А это предполагает обязанность человека сохранять благоприятную для жизни окружающую среду и для себя, и для будущих поколений. Сохранение благоприятной человеку живой и неживой природы не должно, однако, доходить до ханжества, лицемерия, фарса, к чему часто тяготеет политизированное движение “зеленых” в его обывательских формах: осуждение и даже преследование, например, людей в одежде из натурального меха. Человек как гетеротроф не может полностью избежать использования животных: питание, одежда, медико-биологические эксперименты. Ханжески лицемерный характер человеческой “биоэтики” проявляется в сочетании человеческих восклицаний о любви к животным (к “братьям меньшим”) с их планомерным забоем, отловом, отстрелом. Общеизвестно, что лучшие сочинения с описанием красот природы написаны рыболовами и охотниками. Ханжеский подход обывателей не находит места уже, к примеру, в философской этике И.Канта: “Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе” [Кант, 1965, c. 414]. В основе же эта мысль Канта есть переложение на научно-философский язык понимания мироустройства, вытекающего из Библии, где вопрос взаимоотношений человека и остального живого Мира решен ясно и однозначно: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” [Быт. 1, 26]. При общем взгляде на факторы экологической проблемы и\или катастрофы, мы получаем в рамках научной эсхатологии далеко не оптимистические перспективы конечной судьбы Человечества. В то же время, как видно из всего контекста, мы пришли к необходимости дополнения научного миропонимания религиозным, особенно в области этики, где научный подход не дает решений и даже приводит к абсурдным с точки зрения здравого смысла выводам. Отсюда мы естественно приходим к сопоставлению, а далее - к необходимости синтеза религиозной и научной эсхатологии, или общей эсхатологии. Синтез этот не безусловно прост, но, что существенно, не надуман - он, на наш взгляд, вполне органичен. При таком синтетическом подходе, беспросветный пессимизм остается уделом чисто научного подхода к эсхатологической проблеме. В итоге анализа новых и старых проблем, мы приходим к вечным истинам, и плохо было бы, если бы мы пришли к истинам преходящим. Так, в частности, современная экологическая проблема и уровень духовности сложившегося потребительского общества резко обращают внимание на необходимость повышения приоритетов духовных ценностей по отношению к материальным. Как сказано: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [Мф. 4, 3-4]. Этот ответ, помимо буквального значения, имеет глубокий метафорический смысл: духовная жизнь человека и духовные ценности имеют абсолютное значение для его земного и вечного существования. Наконец последнее, что важно отметить, - это суетность забот о физическом выживании Человечества при всей их значительности: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» [Еккл. 1, 2-4]. В контексте наших проблем отметим: суетность земных проблем, конечно, не приводит к выводу, что решать их не стоит (стоит, конечно), но они не должны заслонять главное. Речь должна идти в первую очередь не о спасении тела, а о спасении души. Человек в земной суете думает о спасении “физической” истории Человечества, а спасение этой истории уже состоялось. История земного Человечества уже свершилась, так как ясно определен ее итог, и не принципиально важно, через сколько астрономических лет земная история Человечества завершится. Эта мысль хорошо выражена в словах митрополита Сурожского Антония (Блума): «И мы знаем то, чего никто не знает: что конец не только впереди, но что конец уже пришел Воплощением Христовым, одержанной Им победой. Конец, т.е. завершение всей истории, совершен в лице Человека Иисуса Христа и в лице усопшей и воскресшей Матери Божией; конец мы уже знаем на опыте. В этом, может быть, одно из оснований, почему смерть христианину не страшна; потому что крещением, любовью, приобщенностью ко Христу, знанием - не рассудочным, а опытным знанием - того, что конец уже пришел, мы за пределом не только той смерти, о которой я говорил, упоминания о сошествии Христа во ад, но мы за пределом и другой какой-то мертвости, незавершенности. Конец нам не страшен, потому что он позади нас» [Антоний, 1991, c. 67]. Следует добавить, что и научно-философская точка зрения, к примеру, выдающегося мыслителя И. Канта, позволяет нам поразмышлять об условности нахождения в плену времени и истории. Действительно, Мир (Универсум, Космос, Вселенная, Природа, Белый Свет) такой, какой он есть “на самом деле”, недоступен человеческому познанию полностью. Идеи Канта о том, что время - только форма чувственности, априорная способность человеческого познания воспринимать Мир и систематизировать свои опытные знания, небезосновательны, хотя и могут критиковаться. Отсюда вполне научным будет предположение, что “плен” человека в физическом времени - это плен только в рамках представлений современного уровня науки. Человеческие надежды и вера в благоприятный исход, в приобщенность индивидуальной души Абсолютному бытию имеют научные и религиозные основания. В этом источник человеческого оптимизма. P.S. Кстати! Достаточно побывать на концерте хора им. Митрофана Пятницкого, чтобы помимо всех научно-схоластических аргументов понять, что все это не может быть продуктом самоорганизации бездушной материи или самоутверждением «эгоистического гена». ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КРЕАЦИОНИЗМ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И В БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Какие бы ни были аргументы в пользу креационизма по количеству и качеству, эволюционизм всегда будет поддерживаться силами мира сего. Назову главные из них. Первая сила - это сила авторитета видных ученых-эволюционистов, слово которых, естественно, бывает ошибочным и в частных научных, и в мировоззренческих вопросах (но критический анализ их позиций невозможен на уровне знаний массы). Драма усугубляется еще тем, что не только людям с низким уровнем образования, но и многим ученым не по силам разобраться в аргументах креационистов и эволюционистов, разрабатываемых с опорой на разнообразные системы религиозных, философских и естественнонаучных знаний. Вторая сила (генетически она сродни первой) - это воинствующий атеизм, происходящий из «духа» эпохи Просвещения 17-18 веков и не потерявший силы в современном повседневном и научном мировоззрении. Здесь имеется в виду догматизированное противопоставление научного знания и религиозной веры как противостояния нового прогрессивного и устаревшего, как света и тьмы. В результате в системе среднего и высшего образования излагается преимущественно эволюционизм. При этом несчастные школьники и студенты не знают, что у них формируется ущербное мировоззрение. Третья сила - это капитал. Для общества потребления нужен в массе человек-потребитель, а не человек-созерцатель. Материалистический атеистический эволюционизм - подходящее учение для формирования такого человека. Поэтому все современные СМИ, содержащиеся, само собой разумеется, на средства капиталистов, будут пропагандировать эволюционизм. Четвертая сила - это масса невежественных людей, или малообразованных обывателей, с их аморфным мировоззрением, конформными убеждениями, склонностью к языческим практикам. Пятая сила - это страх ответственности за личные грехи, который привносится учением о свободе воли (необъяснимым в рамках естественнонаучного материализма) и утверждается верой в Бога. В наше гедонистическое время такой страх будет повседневным, что невыгодно князю мира сего (увы, но показательно, что книга нынешнего времени «Заблуждение о Боге» Ричарда Докинза стала мировым бестселлером). Торжества Истины в земной жизни человечества не предвидится. Об этом давно сказано в христианской эсхатологии. Автор благодарен доктору физико-математических наук А.П. Кирпичникову, кандидату химических наук Н.П. Кирпичниковой, доктору биологических наук Б.И. Барабанщикову за внимательное прочтение рукописи и ее обсуждение. Список литературы Антоний, 1991. Антоний Митрополит Сурожский. Проповеди и беседы.- М.: Либрис, 1991.-110 с. Александров, 1999. Александров В. Анафема в адрес учителей. Кто под флагом религии мешает обучению в школах? // http://religion.ng.ru/world/1999-12-08/6 _anafema.ytml Баринов, 2005. Баринов Н. Происхождение мира: Верна ли теория эволюции? - Рязань: Издательский отдел Рязанской Епархии. - 32 с. Буфеев, 2002. Буфеев К. Ересь эволюционизма //Шестоднев против эволюции - http: //www.shestodnev.narod.ru/sbornic/rev_kbufeev_eresy.html Буфеев 2009. Буфеев С.В.. Почему православный не может быть эволюционистом - http: //www.goldentime.ru/hts_text_003.html Вернадский, 1989. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука, 1989.-258 с. Вигнер, 1971. Вигнер Е. Этюды о симметрии. - М.: Мир, 1971. - 318 с. Богоцкий, 1990. Богоцкий С.В. От молекулярного ламаркизма к дарвинизму // Природа.-1990.-№ 11.-С. 17-22. Борзенков В.Г. Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству. - М.: КДУ, 2008. - 320 с. Гегель, 1970. Гегель Г. Наука логики: В 2 т.-М.: Мысль, 1970.-Т.2.-248 с. Гольданский, 1978. Гольданский В.И. Квантовые химические реакции вблизи абсолютного нуля и их естественнонаучное значение // Вопросы философии.-1978.-№ 8.-С. 117-131. Грант, 1991. Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. - М.: Мир, 1991. - 488 с. Гурин, 2008. Гурин С.П. Философия, традиция, современность // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии: Сборник. Вып.2. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2008. - С.178-186. Дубинин, 1981. Дубинин Н.П. Диалектика скачков и история жизни // Материалы III Всесоюз. совещ. по философским вопросам совр. естествознания.- М.: Наука, 1981. - Вып. 2.-С. 83-110. Дубровский, 1991. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени.- М.: Наука, 1991.-168 с. Жданов, 1980. Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблемы химической эволюции // Вопросы философии.-1980.-№ 2.-С. 59-80. Кант, 1965. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 6 т.-М.: Мысль, 1965.-Т. 4, ч. 1.-С.311-501. Коллинз, 2008. Коллинз Ф. Доказательство Бога. Аргументы ученого. - М.: Издательство АНФ, 2008 - 216 с. (название первоисточника “The language of God. Scientist presents evidence for belief”). Крик, 1974. Крик Ф., Оргелл Л. Направленная панспермия // Химия и жизнь.-1974.-№ 9.-С. 75-79. Кураев, 2006. Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом? - Клин: «Христианская жизнь», 2006. - 112 с. Курашов, 1995а. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии.-1995. № 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, № 3. - P.8-19). Курашов, 1995. Курашов В.И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний: Научная мысль России на пути в XXI век. - М.: Наука, 1995.-283 с. Курашов, 2007а. Курашов В.И Начала философии - М.: КДУ, 2007. - 344 с. Курашов, 2007б. Курашов В.И Начала философии науки - М.: КДУ, 2007. - 448 с. Курашов, 2009. Курашов В.И История и философия химии - М.: КДУ, 2009. - 608 с. Лен, 1998. Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия. Концепции и перспективы. / Пер. с англ. под ред. В.В. Власова, А.А. Варнека. - Новосибирск: Наука, 1998. - 334 с. Линде, 1985. Линде А. Раздувающаяся вселенная //Наука и жизнь, 1985, №8. - С.25-32. Наука, 1989. Teaching Science in a Climate of Controversy: A view from the American Scientific Affiliation. - Ipswich: Committee for Integrity in Scince Education, 1989. - 48 p. Ницше, 1994. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - М.: ИЧП «Жанна», 1994 - 363 с. Осипов, 2003. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. - 432 - с. Пивоваров, 2004. Пивоваров Д.В. Креационизм научный // Современный философский словарь. - М.: Академический Проект, 2004. - С.341-343. Рис, 1988. Рис Э., Стенберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную биологию.- М.: Мир, 1988.-144 с. Твердислов, 2000. Твердислов В.А., Яковенко Л.В. Активные среды, автоволны и самоорганизация. От физико-химических систем к биологическим и социальным системам //Российский химический журнал, 2000, т.44, с.21-32. Томпсон, 1985. Томпсон Дж. М.Т. Неустойчивости и катастрофы в науке и технике.- М.: Мир, 1985.-254 с. Фесенкова, 2003. Фесенкова Л.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. - М.: ИФ РАН, 2003. - 174 с. Хокинг, 1990. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени. - М.: Мир, 1990.-168 с. (Hawking, 1990. Hawking S. A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes. - Bantam Books: New York; London etc., 1990. - 198 p.). Шамин, 1986. Шамин А.Н. Проблемы истории физико-химической биологии и биотехнологии // Вопросы истории естествознания и техники.-1986.-№ 2.-С. 29-37. Шпенглер, 1993. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1: Генштальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с. Шульц, 1982. Шульц Г., Ширмер Р. Принципы структурной организации белков.- М.: Мир, 1982.-354 с. Эйген, 1982. Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: Принципы самоорганизации макромолекул.- М: Мир, 1982.-270 с. Приложение Я хочу привести стихотворение выдающегося поэта и мыслителя Виля Мустафина (03.05.1935-16.09.2009), смыслы которого сами по себе отзовутся у каждого, кто задумывается о сущности жизни - явлении для нас, смертных, повседневном, но непостижимом во всей глубине божественного замысла. Сорочья баллада Всяк муж достойный, являясь в мир сей, должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Поговорка Как-то в возрасте довольно невеликом насаждали мы зеленые саженья, оставляя нарочитые улики пребывания земного и служенья догмам мира: сложим дом и в нем детишек нарожаем, суть мирскую завершая, остальное принимая за излишек, что карман не тяготит и не мешает сознавать: тобою долг людской исполнен, и теперь ты можешь вольно любоваться с высоты тобой обжитой колокольни красотою (лет пятнадцать, или двадцать)… За окном, пейзаж мирской разнообразя, времена меняют краски декораций, привнося в привычный ракурс раз за разом незнакомые синдромы аберраций. То навалит чернота чернее ночи, то рассвет лучами тучи продырявит, то закатный горизонт закровоточит, то в зените ослепительность проявит наше древнее надмирное светило… Но и этого природе маловато, что изрядно твой рассудок помутило, - у нее совсем иная голова-то и совсем иные мысли в голове той, и не нашего ума ее резоны, - ей понадобились вдруг зима и лето (а быть может, просто нравятся сезоны)… Иногда окно - гравюрой черно-белой - разрисуют очертанья голых веток, намекая, что зима взялась за дело, заполняя пустоту оконных клеток. А весною!.. О, друзья мои, весною что творится на глазах у очевидца!.. (Может статься, это нечто возрастное, и мечта желает явью отчудиться?) За моим окошком живопись творится: грунт холста голубизны неимоверной заполняют то ли личики, то ль лица, то ли это только почечки на вербе… На моих глазах природа-роженица набухает сотней будущих листочков, чтоб явить на фоне сини эти лица, чтоб явить из ничего, - из черной точки… И стоишь, насквозь пронзенный синей синью, донца глаз прикрыв ладонью от порыва, но зрачок запечатлеет мнимый снимок, восприняв как непосильные дары нам… В утомлении опустишь долу руки, отдаваясь далям горним в полоненье, и отпустишь душу, словно на поруки силам неба - в состояньи поклоненья. А природа тут же милостью ответит и жалеючи беднягу обласкает, не оставя даже памятных отметин от растерянности, явленной некстати. И продолжит живописное творенье, загустивши зелень лиственной окраски, - ornamentum неизменных повторений оградит твои виденья от огласки. Словно занавес, окно завесит крона, - плотный занавес, подвластный только ветру, воплощая круговую оборону от соблазнов, посягающих на веру. В полумраке, сберегающем от зноя, в полушепоте охраны заоконной обнаружишь преимущества покоя по сравненью с суетою беспокойной. Не заметишь, как замедлятся движенья серых мыслей, копошащихся в коробке, и любая смена тела положенья станет медленной, степенной, неторопкой. Но такая жизнь продержится не долго, - благо коротко, как коротки сезоны, и нежданно поутру иголкой колкой вдруг пронижет твой рассудок полусонный солнца луч, пробравшись вовсе без помехи сквозь прорехи постаревшей занавески, - лето кончилось, а осени успехи в раздирании древес довольно дерзки. Желтизною и скукоженностью жалкой пару дней еще продержатся растенья, наблюдая, как одежда их на свалках под дымами истлевает постепенно. Но зима возьмет свое и пепел бурый, и остатки желтизны покроет снегом, а в окне моем проявится гравюра черно-белая: сучки в контрасте с небом… Все вернется на круги своя, и это отразит в себе окна прямоугольник. (То ли мне в сыром тумане предрассвета примерещился дядёк белопогонник?..) Как положено, сезоны повторятся: за зимой придет весна, за ними лето, - чередою заоконных декораций, с неизменностью припева и куплета. Но однажды на заре, весною ранней, той порой, когда черты гравюры резки, средь ветвей возникло нечто вроде брани, словно кто-то их тревожил, то ли лез к ним. Я привстал, и мне открылася картина: две сороки, две сороки-белобоки меж ветвей, как будто мухи в паутине, копошились, но настырно, словно доки. То толкнут одну из веток острым клювом, то другую цепкой лапой раскачают, поведеньем беспардонным, даже лютым выражают, не скрывая, что серчают. Что за свара?.. От чего такая сшибка?.. В чем причина столь дурного поведенья?.. Разрешилось очень просто: я ошибся - по неведенью людскому… Целый день я наблюдал затем за делом пары пташек, восхищаясь их сноровкой и силищей: две сороки, два супруга, две «иптЩшки»*) занимались созиданием жилища. Ни обедов, ни бесед, ни перекуров, - непрерывно, как игрушки заводные. (Если б это увидали наши куры, то, наверное, с ума б сошли, родные)… При закате завершалось пташье дело… Я глядел, лучами солнца ослепленный, и раздумывал: безумство или смелость - в этой близости, пусть даже застекленной?.. Но закон стихии, мозгу неподвластный, водит нас как поводырь в полях эстетства естества, минуя прелести соблазна, ослепительно манящие нас с детства… Вот вам чёрный, вот вам белый, - пораздельно. Ну, а этот чёрно-белый - целокупно. Мы ж от лени, нам присущей, и безделья единение приемлем лишь лоскутно. Приглядитесь: пресловутые сороки (из отряда воронёно-черноперых) белизною обладают, что уроки преподносят нашей гордости… Во-первых: всё искусственно, придуманное мозгом; во-вторых: совсем уж незачем соваться под оглобли нáми груженного воза (только разве что конем порисоваться)… Было так: в интимной близости телесной, огражденной лишь докучливостью рамы, мы прожили, - словно вечность, - это лето в ежедневных обновленьях панорамы. Вот и села та сорока, что поменьше, и сидела, не слезая, чуть не месяц; означало: будет мамой та, что меньше, тот, что больше, станет папой в этот месяц, обретя… Сперва малюсенький комочек, что пищал, направя клювик в выси мира. Мама с папою - посменно - дни и ночи изощрялись тонкий писк утихомирить, принося в своих изысканных пинцетах всяких-разных червячков и мошек-блошек, а быть может, части розовой плаценты, а быть может, и кусочки всяких крошек… Тут уж зрак мой человечий слаб, простите, потому как слабоват его придаток, но поить, кормить детей, т.е. растить их, - долг родительский - на жизни всей остаток… Маленькая шустрая сорочка, высиженная в начале лета, к сентябрю уж помнила построчно все азы сорочьего балета. К моему окошку подлетая и владея шириной карниза эта балетэсса молодая раздавала адресно сюрпризы: то кота раздразнит до трясучки, то меня походкой умиляет, затрещит, как баба на толкучке, а потом хвостом заковыляет. Мы сдружились с этой вертихвосткой, чем могли красотку угощали. (Мать с отцом, режим имея жесткий, нашему общенью не мешали)... Но не к месту осень подкатилась, - холода, дожди, - и наши птицы испарились, даже не простившись, - в чуждом духе аглицких традиций. Ведь по-русски - надо бы обняться, трижды почеломкать в щеки, в губы, а потом всплакнуть и отдаляться медленно помахивая грубой дланью… Но наставшею весною снова прилетели две сороки, третью (к сожалению, - не скрою), видно, замуж выдали в дороге - по пути домой… Четыре года повторялся распорядок действий двух частиц сорочьего народа, род продляющих. И в качестве последствий каждый год один сынок иль дочка объявляли писко-стрекотаньем о рожденьи нового комочка в неизменном месте обитанья. Но на пятый год, и вновь весною эта пара, - только что вернувшись из отлучки, - словно бы беснуясь, стала разрывать, крушить и рушить то гнездо, что сами сочиняли (между прочим, - с тем же самым рвеньем), но не починяли, - расчленяли, разочаровавшися твореньем собственным, служившим им годами домом, где родили и растили собственных детей, а покидали лишь на зиму. А теперь вот мстили… дому… Но за что?.. Понять не в силах, я взирал… Покуда не отметил, что они куда-то уносили веточки… И сам себе ответил - с облегченьем радостного вздоха: где-то тут, вблизи, в соседней роще строятся по-новой. Даже крохи не уронят на земь... А короче: переносят старое жилище в новый ареальчик обитанья, - может быть, - поближе к сытой пище, может быть, - почище для дыханья. Так ли, сяк ли, нам того не вемо, что за мысли в их головки птичьи нашептали гены или небо об оценках качеств и отличий. За полдня гнездо исчезло вовсе, дерево оставя в непорочье, (люди тоже избы переносят, двигают столы, шкафы и прочая)… А в июне буря налетела, ураган какой-то, не из местных, и упало дерево, как тело человечье падает при вести, что пришла пора уйти из мира… Вот такие, братцы, повороты… Таковы природы «майны-виры»… Нашим разуменьям укороты… P.S. А потом через годик, затем через два прилетали сорочки к окну моему, - оперившись едва, обучившись едва и летать-то… Что надо им было?.. Уму не понятно… Быть может, прародина-мать побуждала малюток сюда прилетать?.. *) иптЩш (тат.) - товарищ, друг, подруга; в просторечии - супруг, супруга. 20.03.2006 См. Мустафин В. Дневные сны и бдения ночные: стихотворения, эссе, воспоминания друзей /Составители Г.М.Килеева, В.И.Курашов, Ф.С.Мустакимова - Казань: «Отечество» - 2009. - 422 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru> |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |