![]() |
|
|
Кьеркегор: жизнь и творчествоКьеркегор: жизнь и творчествосмотреть на рефераты похожие на "Кьеркегор: жизнь и творчество" Жизнь и творчество Сёрена Кьеркегора Курсовая работа Ярославль 2002 Оглавление Оглавление 2 Введение Эпоха, в которую возвысился и был низвергнут Наполеон, стала определяющей для судеб Королевства Дании, до этого главенствующей северной державы. Не успели отгреметь войны, как в 1813 г. датское государство обанкротилось, а в 1814 г. Норвегия расторгла личную унию с Данией и заключила союз со Швецией, перейдя под руку шведского короля. Датская же наука, изобразительное искусство и литература, напротив, пережили в этот период необычайный расцвет, продолжавшийся до середины столетия, а потери в области политики и экономики компенсировались завоеваниями духовного порядка. Именно в такой среде раскрылся гений философа Серена Кьеркегора[1], которому и посвящена эта работа. Датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор — фигура чрезвычайно своеобразная. Не многие мыслители XIX в. могут сравниться с ним по тому влиянию, которое он оказал на духовную и интеллектуальную жизнь буржуазного общества XX века. Не многие мыслители являются предметом таких оживленных дискуссий, подвергаются столь многочисленным и разнообразным трактовкам, комментируются и расшифровываются в таком огромном количестве толстых книг, брошюр и журнальных статей, как Кьеркегор, произведения которого при жизни не только не переводились с датского на иностранный языки, но и не рассматривались как философские: соотечественники ценили в нем талантливого писателя, обладающего прекрасным стилем, но даже самые дальновидные из них не могли бы предположить, какое будущее ожидает его творчество. Размышления Серена Кьеркегора и в наше время остаются актуальными. Предметом исследования этой работы стали философские размышления Поэтому первая глава работы посвящена биографии философа, который,
будучи болезненной, замкнутой личностью, ведя отчаянную полемику с видными
деятелями Дании, иронизируя над церковью, все таки сумел завоевать мировую
славу, хотя уже и после своей смерти. Также в этой главе описаны и
проанализированы некоторые, наиболее важные для понимания философии Вторая глава работы посвящена проблеме бытия единого и единственного человека. Здесь последовательно рассматриваются три "сферы существования" человека: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическая и этическая стадии рассмотрены в контексте работы "Или- или", где Кьеркегор раскрывает психологические механизмы жизнеотношений, предлагает типологию соответствующих характеров и демонстрирует их парадоксальную обреченность на примере судьбы римского императора Нерона. Религиозная сфера непосредственно связана с понятием веры. Источник
веры и ее специфика рассмотрены в небольшом сочинении Кьеркегора "Страх и
трепет"(1843). "Страх и трепет" вовсе не чисто теологическое произведение,
в нем подробно дискутируются многие чисто философские проблемы и категории,
развернута полемика с Декартом, Лейбницем, Кантом и Гегелем. Часто автор
обращается к античным философам, прежде всего к Сократу, Платону и В этих произведениях Кьеркегор с исключительным мастерством описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В этих сочинениях содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии. Вместе с тем при любом отношении к идейному содержанию и философской ценности воззрений Кьеркегора нельзя не признать, что это был человек большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным мастерством. Цель работы — познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть наиболее значимые для понимания его философии работы; показать особенность его взглядов на проблему бытия человека. В работе были поставлены следующие задачи: 1. Познакомиться с биографией Серена Кьеркегора; 2. Показать формирование этой личности как философа и факторы, повлиявшие на это; 3. Рассмотреть ряд наиболее важных работ; 4. Исследовать проблему экзистенции человека, рассмотреть три "сферы его существования" и проанализировать работы "Или-или" и "Страх и трепет". Глава1 Детство и юность Родился Серен Кьеркегор 5 мая 1813 года. Местом рождения Серена был (в
последствии его снесли) дом на аристократической Нюторв — Новой площади в Родители являли собой полную противоположность друг другу. Мать Серена Микаэль Педерсон был угрюмым, мрачным, суровым человеком, религиозным фанатиком, предавшимся после прекращения торговли, молитвам и покаянию в грехах. Два "великих греха" тяготели над ним, омрачая все его существование. Грехи эти долго оставались тайной для Серена, а позднее, когда он узнал о них, оказали и на него удручающее влияние. Первым грехом отца было проклятие, посланное им господу богу, обрекшему десятилетнего пастушка на невыносимо тяжелую работу. Вторым же грехом было совращение служанки — будущей жены. "Я родился в результате преступления, я появился вопреки воле божьей…"— писал его младший сын в "Дневнике" незадолго до смерти. Вот и замаливал отец Серена до самой кончины в 82-летнем возрасте эти великие прегрешения, грозившие ему муками ада, превратив тем самым последние 40 лет своей жизни в ад кромешный. С 6-лет Серен начал учиться в школе. Хилый, болезненный мальчик, с
искривленным позвоночником и кривыми тонкими ножками, не оставался в долгу
перед насмешниками и обидчиками. Задористого и язвительного, отец прозвал
его "вилкой".[2] Мать Серена умела читать по складам, а вот писать не
выучилась. Зато она прекрасно понимала, как нужна свобода ее непоседливому
бойкому на язык сыну, который озорничал на уроках и дразнил однокашников. О
материнском влиянии на Кьеркегора судить трудно, что же касается отца, тот
сыграл в его жизни роковую роль.[3] "С детства, — писал он впоследствии, —
я находился во власти невыносимой деспотии… Будучи ребенком, я подвергался
строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески,
безумному воспитанию…"[4] Отец воспитывал сына в духе угрюмого
христианства, дабы тот возлюбил распятого Христа, оплеванного толпой. Осенью 1830г. по воле отца 17-летний Серен был зачислен студентом
теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и
все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через 3 дня был отчислен из
нее по состоянию здоровья. Вопреки желанию отца, теология не заинтересовала
молодого студента. Кьеркегор, как и многие его талантливые сверстники,
переживал духовный кризис. Уже в 1834г. жизнь его разбивается. Рушится
вера. Невообразимо трудно "найти идею, ради которой я буду жить и умру", —
так пишет он 1 августа 1835 года. "Тщетно ищу я, — писал он в начатом в Следующей весной развлечения Кьеркегора принимают характер дебошей,
что, по его же собственным словам, ему придется искупать всю оставшуюся
жизнь. 1сентября 1837г. Кьеркегор выехал из родительского дома, а в конце
того же года отец уплатил его долги, достигшие почти тысячи трехсот
ригсдалеров, пообещав выдавать ему пятьсот ригсдалеров ежегодно. В 1838г. В наследство от отца ему досталась крупная сумма, более тридцати тысяч ригсдалеров в ценных бумагах, обеспечившая ему не только комфортабельное расточительное существование до конца жизни, но и позволившая оплачивать создание всех его сочинений. Поселившись в просторном доме, обслуживаемый секретарем и слугой, Серен не отказывал себе ни в хороших сигарах, ни в изысканных винах. Он жил замкнутой жизнью в полном одиночестве. Но каждодневно он выходил на прогулку по улицам Копенгагена, тощий, в очках и со своим "верным другом" — зонтом под мышкой, с широкополым цилиндром на макушке и с сигарой в зубах.[8] В сентябре Кьеркегор публикует анонимно короткое сочинение "Из записок
еще живого", где разбирает роман Х.К.Андерсена "Простой музыкант", упрекая
автора в "полном отсутствии мировоззрения". Основательно подготовившись, он
сдает 3 июля 1840г. экзамен по теологии, а 10 сентября сватается к Регине Драматическая помолвка Год с осени 1840-го по осень 1841-го во многом покрыт тайной. С одной стороны, Кьеркегор прилагал усилия к тому, чтобы обеспечить свое будущее, осуществлял всеобщее, как он это называл. С другой — сам же положил конец своим упованиям и начало конфликтам, которые сделают его мыслителем и творцом.[9] Образ жизни фланера и повесы, неминуемо приведший к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, закончился с неожиданным знакомством 24-летнего Кьеркегора и 14-летней Регины Ольсен. Впервые они встретились в мае 1837г. это были совершенно различные существа. "Между ей и мною была бесконечная дистанция", — писал он впоследствии. Она — непосредственная, жизнерадостная, оживленная, а он — нервный, ироничный, претенциозный. Но крайности сходятся. Они полюбили друг друга. 3 года после знакомства они были помолвлены. А на другой день после обручения, как свидетельствует его "Дневник", Серен уже сожалел об этом. Ровно год спустя нежданно-негаданно для Регины она получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. "Прости человека который, если и способен на что- нибудь, не способен, однако, сделать девушку счастливой". Но безвозвратно расставшись с Региной, он долгие годы тяжело переживал это расставание, до конца жизни сохраняя верность своей единственной любви. "Есть только два человека, которые имели для меня такое значение, — писал он 8 лет спустя после разрыва, — мой покойный отец и наша дорогая маленькая Регина, которая также в известном смысле умерла для меня".[10] Каких только домыслов не высказывали кьеркегороведы для объяснения
разрыва. Возможно, причиной тому была физическая немощь, о которой никто не
должен был знать, хотя этим "объясняется все". Есть доказательства того,
что у Кьеркегора, так же как у Достоевского, бывали эпилептические
припадки. Согласно же датскому законодательству того времени, "падучая"
относилась к числу "заразных и мерзких болезней", наравне с проказой. 25
октября Кьеркегор уехал в Берлин. Там он, помимо всего прочего, посещал
лекции философа Шеллинга, которые его весьма разочаровали. Опьянение
творчеством несколько утешило душевные муки из-за вынужденного разрыва. В Книга "Или-или" была опубликована 20 февраля 1843 г. 30 апреля 1845 г. вышли в свет "Стадии жизненного пути". Оба эти произведения, подробный анализ которых приведен ниже,
образуют крупное, многосоставное художественное произведение, сравнимое с Ключевые понятия Кьеркегор и здесь выступает как художник слова, поэт, развивая философские понятия с присущей его стилю выпуклостью и образностью. Вот почему они навсегда останутся в истории философской мысли. "Повторение" было напечатано 16 октября 1843 г. под псевдонимом Как поэт этот юноша являет собой исключение — и переход к наивысшим В июне 1844 г. была опубликована работа "Понятие страха" — под
псевдонимом Вигилий Хауфниенсий (Копенгагенский Страж). Кьеркегору
принадлежит фундаментальное открытие, суть которого в том, что страх —
извечный элемент человеческой природы, более того, это признак человека. Выпустив под псевдонимом Иоанн Климакус "Философские крохи", Кьеркегор
тем самым вмешался в ожесточенные дебаты, которые велись в то время по
поводу подлинности текста Библии. Только идет он "обходом", через Сократа,
который так же, как и его ученик Платон, полагал, что в силу переселения
душ всякий человек хранит в себе воспоминания о предсуществовании в
божественном идеальном мире. Для древних греков истина сокрыта в самом
человеке: познать самого себя — значит найти Бога. Но допустим, говорит Эти мысли получают свое развитие в "Заключительном ненаучном
послесловии к "Философским крохам", опубликованном 26 февраля 1846 г. под
именем все того же Иоанна Климакуса. Греческое klimax означает "лестница"; Назидательные речи Наряду с псевдонимными сочинениями в 1843-1844 гг. Кьеркегор выпустил
под своим настоящим именем шесть сборников назидательных речей, которые
годом позже объединил в книгу "Восемнадцать назидательных речей". Помимо
этого, он издал в 1845 г. "Три речи при воображаемых обстоятельствах" —
касаемо исповеди, венчания и похорон. Написанные в духе мягкого увещевания,
они представляют собою резкий контраст псевдонимным произведениям, где мы
имеем дело с крайне драматическими событиями — грехопадением Адама,
испытаниями Авраама и Иова, мучительным посвящением в поэты Quidam'а. Кьеркегор знал, что после невероятной творческой отдачи, с какой он работал в 1843-1846 гг., для него наступила передышка. Потому он и называет послесловие к "Философским крохам" "заключительным". Ему ясно, что богатый полемический материал, предоставленный ему самой жизнью — имеется ввиду его помолвка — исчерпан. Он подумывает даже о вакансии сельского пастора. В то же самое время в глубинных слоях его сознания вызревает конфликтная ситуация, которая вызовет у него взрыв творческой активности. Ибо он не может жить без того, чтобы не писать: "Лишь производя, я хорошо себя чувствую. Тогда я забываю все неприятности, все страдания, я наедине с моей мыслью и счастлив". Дневниковые записи 1847 г. свидетельствуют о том, что мысли Кьеркегора текут таким же привольным потоком, что и прежде. Но как случилось, что Кьеркегор, по обыкновению гениев, вновь распорядился своей судьбой? "Корсар" Двадцатилетний студент, а впоследствии замечательный прозаик Меир Арон Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |