рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекция Философия как мировоззрение

Лекция Философия как мировоззрение

"утверждаю"

начальник кафедры гуманитарных

и социально - экономических дисциплин.

подполковник В. Грабарь

" " 1998г.

ЛЕКЦИЯ №1

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА, ЕЁ СМЫСЛ И

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Лекция обсуждена и одобрена на ПМК

философии

Протокол № от " "

1998 г. Председатель ПМК

философии

Полковник

В. Карпов

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ»

Товарищи курсанты !

Сегодня мы с Вами начинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем

большинстве)область знаний ,которая носит название «Философия».

Перед нами встает ряд вопросов :

-«Зачем нам нужна философия ?»

-«Что есть такое философия ?»

-«Каков ее предмет и смысл?»

-«Как изучать философию?»

Ответив на три последних вопроса мы придем к пониманию первого

вопроса.

Отвечая на 4-й вопрос «Как изучать философию?» мы должны исходить из

понимания философского знания ,которое позволяет выделить этапы

его овладения:

1-й этап: Овладение категориальным аппаратом философской науки ,так

как знание категорий является фундаментом успешного

изучения философии.

2-й этап: Формирование философско-методологического стиля мышления .

Так как специфика философского познания состоит в том, что она

выполняет функцию опережающего отражения действительности.

3-й этап: Знакомство и овладение системой собственно философских

методов познания.

Как же построен наш курс «Философии»?

Он рассчитан на 90 часов , читается в 3 и 4 семестрах ,состоит из 7

разделов:

Первые три раздела рассмотрим в 3 семестре:

1-й раздел :Роль философии в жизни человека и обществе.

2-й раздел: Человек во вселенной. Философская ,религиозная и научная

картины мира.

3-й раздел : Познание , его возможности и границы.

Знание и вера.

В 4-ом семестре:

4-й раздел : Общество :Многообразие культур ,цивилизаций, форм

социального опыта .

5-й раздел: Природа человека и смысл его существования .

6-й раздел : Человек в мире культуры .

7-й раздел: Философские проблемы мира, войны и армии.

Учебные занятия проводятся в форме лекций ,семинаров, индивидуальных

контрольных собеседований, самостоятельной работы под

руководством преподавателя.

Формы отчетности:

4-й семестр - экзамен.

В 4-ом семестре выполняется курсовая работа по философии за которую

выставляется оценка в приложение к диплому.

На кафедре организована военно-научная работа курсантов ,в том

числе и на ПМК «Философии».

Основная литература :

1. Основы философии. Учебное пособие .Под редакцией Е.В. Попова.

М .: «ВЛАДОС», 1997.

2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.:

«ЛОГОС» ,1997.

3. Введение в философию , В 2-х частях М.: Политиздат ,1989.

3. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.

4. Философия. Программа, планы семинаров, практических занятий и

самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.

Дополнительная литература :

6. Радугин А.А. Философия курс лекций .М.: «ВЛАДОС»1995

6. Философия .Учебник . Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов- на

Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.

7. Философия .Курс лекций .Под ред. Калашникова В.А. «ВЛАДОС»,1997

8. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие. Ростов - на

Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.

9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия .Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.

ТЕМА: Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и

предназначение.

План лекции:

Вступление

1 вопрос: Философия как мировоззрение , ее особенности .

Основные проблемы.

2 вопрос: Философия как наука . Предмет и функции

философии.

Заключение

Время:

Аудитория: №

Литература :

1. Основы философии. Учебное пособие .Под ред. Е.В. Попова.

М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23

2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.:

«ЛОГОС» ,1997.с.3-9

3. Введение в философию , В 2-х ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74

4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37

5. Философия .Программа, планы семинаров, практических занятий и

самостоятельной работы под руководством преподавателя

.Пермь.:1998.с.6-113

ВСТУПЛЕНИЕ.

А сейчас переходим к рассмотрению 1-й лекции 1-го раздела курса

«Философия»: «Роль человека в жизни человека и общества».

Тема : « Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и

предназначение».

В чем актуальность данной темы?

1. В период глубинных перемен ,происходящих во всех структурах

политики ,экономики , культуры нашей страны, становятся главными

проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им

своего места и роли в обществе, социальной и личной активности,

ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей

деятельности.

2. В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия

всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом

критически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и

жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на

себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том

, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как

вести себя в период кризисов культуры.

3. Личная значимость данной темы выражается необходимостью уяснения

себе ,что такое философия, каков ее предмет и смысл,

в чем состоит ее назначение.

Мы выделили в лекции два вопроса , потому что наиболее распространен

взгляд на философию:

1. во- первых - как на тип мировоззрения (о чем будем говорить в

первом вопросе);

2. во- вторых- как на науку (2-й вопрос).

Кроме того , имеют место взгляды на философию:

-как на форму общественного сознания ;

-как на мироощущение

-как на миропонимание;

-как на практическое действие (В. Канке. Философия.).

Вопрос №1:

Философия как мировоззрение, её особенности.

Основные проблемы философии.

1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей

человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии

устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках

до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.

Возникновению философии способствовали объективные и субъективные

предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем

обществе:

А) Объективные предпосылки:

1) Социально-политические:

-общественное разделение труда;

-систематическое производство материальных благ, содержательно

изменившее человека и поставившее его в принципиально новое

отношение к природе: приспособление к условиям жизни

сменяется их преобразованием;

-разделение общества на классы;

-возникновение государств, городов- мегаполисов с

демократической формой государственного устройства (Афины Спарта);

2) Культурно-исторические:

-создание письменности;

-возникновение наук (математики, астрономии, физики,

географии, медицины);

-возникновение и развитие различных видов искусства;

-возникновение образовательных учреждений (ликеи, академии);

-наличие в обществе мифологии и религии как здоровых начал

культуры.

Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием

самого человека, его духовного мира.

1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих

границ.

Перед человеком открывается глубина мира и собственная

значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как

проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания

и спасения.

Этот духовный процесс имел решающее значение для формирования

философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до

рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это

время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 г.г.

до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории,

принёсший много необычного.

В этот период:

-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;

-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;

-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со

злом;

-в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и

Второисайя;

-в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Парменида,

Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и

Софокла, историка Фукидиды и механика Архимеда.

Всё, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в

течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы,

независимо друг от друга.

2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики,

связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением

мира

Уже древние философы указали на два источника из которых

"рождается" философия:

а) Способность удивляться.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше

знание, а философия в особенности обязано такой способности

человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее

духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта

способность. Человеку умственно, нравственно развитому

приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная

работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит

великий философ и учёный Декарт (XVII в.).

б) Переживание.

Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое

отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, а

самым глубоким и сильным в нём является переживание

времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание

неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ

(древнегреческий философ V век до нашей эры) вдохновляющим

гением философии. Только человек знает о неизбежности

собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле

жизни - а это и есть философствование.

2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер,

типы.

Возникновению философии способствовало (как мы указали выше) дальнейшее

совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это

также привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на

интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в её

осмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного

миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий

способность видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать

смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это,

к чему стремится, что это даст людям.

Такого рода представления о мире и месте в нём человека называют

мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях

человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям,

причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении

мировоззренческих проблем очень велика.

Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в

общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь

людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением

всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется

мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором

принципиально важны связь его компонентов.

Какие это компоненты?

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают

научными, профессиональными (военными), повседневно-

практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более

серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в

соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или

иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими

понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность".

Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения -

что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас

спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут

характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда,

кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних

и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или

неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них

могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль,

горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций:

радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд,

совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на

мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две

вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным

удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы

размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный

закон во мне".

4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям,

необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер,

позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их

жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют

жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная

сила.

Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся

основой жизни, поведения, действия личности, общественных

групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него

знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он

простирается от практической очевидности до религиозных

верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без

собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в

другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во

что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний,

ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее

человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого

мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на

здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно

складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества,

имеет очень важное значение, оно является реально "работающим"

мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого

мировоззрения не высок.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное,

формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах

деятельности и т.д. Это может быть мировоззрение учёного, писателя,

политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного,

политического, и др. творчества, могут в определённой степени

воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий приме

тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не

застрахован от ошибок.

3. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому

принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения

философия не только является творцом мировоззрения, но и

профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его

критическому осмыслению.

Т.О., мы вплотную подошли к философии, как теоретическому мировоззрению.

Типы мировоззрения.

1. Мифология

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание,

сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это

общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма

духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки

знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов

искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и

мировосприятие того времени.

Темы мифов.

1. Космическая тема:

-происхождение и строение Вселенной

-о важнейших явлениях природы (затмения, наводнения, падения

метеоритов)

-о мировой гармонии

2. Тема человека:

-происхождение человека

-стадии его жизни

-проблема жизни и смерти

3. Тема культуры:

-проблема достижений культуры (добывание огня, изобретение

ремёсел, обряды и т.д.)

Черты мифологического мировоззрения:

-Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче

образов героев, богов, духов.

-Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на

окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса,

природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие

разграничения:

-мира природы и человека;

-мысли и эмоции;

-художественных образов и научного знания. -Отсутствие

рефлекции

Рефлекция - это работа сознания, мысли человека над

собственным сознанием.

-Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что

его мировоззренческие проблемы тесно связаны с

практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту

от голода, болезней.

Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более высокого

развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену

мифу пришли иные формы мировоззрения.

2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма

мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или

иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в

окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир

и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-

наглядную форму восприятия.

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это

способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния

религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и

догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем,

религиозного сознания большое значение приобретают этические

представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства

любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести,

милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к

теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом

этого явилось создание философских систем.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.