Аспирантура как основная форма подготовки специалистов
высшей квалификации для вузов и научных организаций страны является составной
частью единой системы "наука — подготовка научных кадров". В
настоящее время, когда российская наука переживает системный кризис [1],
значительно падает престиж научной деятельности, аспирантура не может в полной
мере выполнять свои основные функции. Зачастую она превращается в некое
проточное образование, возрастающее в количественном отношении, но не
обеспечивающее необходимое кадровое пополнение российского научного сообщества.
Ярким примером являются приведенные в работе [2] данные о возрастных
распределениях соискателей грантов РФФИ: за последние пять лет на фоне
устойчивого пика "двадцатилетних" происходит значительное (в 3,5
раза) сокращение доли научных работников в возрасте 30–40 лет, имеющих ученые
степени. По данным госстатистики в целом по стране за период 1994–2000 гг.
удельный вес "тридцатилетних" ученых снизился с 24 до 15,6% [3].
Относительная доступность бесплатного послевузовского
профессионального образования и весьма ценной на мировом рынке ученой степени в
условиях системного кризиса российской науки неизбежно приводит к тому, что
значительная часть творчески активной молодежи предпочитает движение по
маршруту "аспирантура–диссертация–эмиграция" [4]. Кроме того, многие
сильные, конкурентоспособные выпускники аспирантуры уходят из науки и сферы
образования в иные, более доходные, области (бизнес, финансы, государственное
управление, сфера услуг). Процессы, связанные с внутренней и внешней миграцией
научных кадров, приводят к резкому уменьшению доли исследователей и
разработчиков по отношению к общему числу людей, занятых в экономике страны, —
параметру, характеризующему "наукоемкость" национальной экономики.
Необходимость в кратчайшие сроки "омолодить" демографическую
структуру кадрового потенциала науки выводит проблему подготовки научных кадров
в разряд приоритетных государственных задач [5].
Современные российские аспиранты формировались в новых
исторических, социально-экономических и общественно-политических условиях, что
отразилось на их системе ценностей, жизненных планах, социальной активности и
мотивации научной деятельности. Специфику их социально-психологических
характеристик необходимо своевременно выявить и объяснить. Это будет
способствовать совершенствованию методов и форм привлечения молодежи в науку,
повышению эффективности института аспирантуры.
Кто сегодня идет в аспирантуру? Каковы мотивы и цели
этих молодых людей? С какими трудностями в подготовке диссертаций они
встречаются? Каковы их жизненные планы после окончания аспирантуры? Можно ли
выделить признаки расслоения внутри аспирантского сообщества (по аналогии с
расслоением научного сообщества [6]) и предложить многомерную типологию
современных аспирантов?
В апреле 2002 г. мы провели исследование
воспроизводства научных кадров в аспирантурах пяти государственных
университетов Приволжского федерального округа (ПФО) — Нижегородского,
Саратовского, Удмуртского, Ульяновского "классических" университетов
и Нижегородского технического университета. По квотной выборке опрошено 347
аспирантов, из них 33% — первого, 36% — второго и 31% — третьего годов
обучения. Из них 55% специализировались в области точных, естественных и
технических наук, остальные — в гуманитарных и общественных науках. Женщины
составили 43% от общего числа аспирантов. Одновременно в этих же вузах опрошено
517 студентов четвертого курса и 245 преподавателей — докторов и кандидатов
наук.
Престиж профессии преподавателя вуза у студентов
Научно-педагогическая работа в вузе — самое
распространенное в России занятие для лиц с ученой степенью. Привлекает ли эта
стезя студенческую молодежь, выбирающую (или корректирующую) свои
профессиональные траектории? По мнению многих студентов, у преподавателей и
научных сотрудников вуза вполне привлекательный имидж. Характеризуя вузовского
преподавателя, они чаще всего употребляют такие эпитеты, как "умный",
"эрудированный", "знающий", "увлеченный",
"творческий", "доброжелательный".
Таблица 1
Оценка покупательной способности семей студентов,
аспирантов и преподавателей, % по столбцу
Характеристики покупательной
способности
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.