Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества
Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества
Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его
критика русского общества
Ольга Леонидовна Сим
Творчество
Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900) настолько фундаментально, насколько
и многоаспектно. Но одной из важнейших тем для мыслителя был процесс
общественного развития. И думается, именно для этой темы создавалась им вся
теоретическая философская база. Данная статья имеет целью рассмотреть в
контексте философских воззрений Соловьева основные направления эволюции его
взглядов на историю и современную ему эпоху, а также показать, почему
первоначальный замысел мыслителя в освещении всемирного исторического процесса
не был доведен до логического конца, как поменялись со временем идеи философа.
* * *
Основу
исторических построений Владимира Соловьева составляют преимущественно работы
1870-х годов. Эти сочинения проникнуты чистейшим идеализмом, и процесс развития
общества описан в них как сугубо духовный, вне связи с практическими проблемами
современности. Сердцевиной же философских воззрений Соловьева является его
произведение "Философские начала цельного знания" (1877). В этом
сочинении он пишет, что мир и любая его часть устроены таким образом, что в них
различаются три состояния – безличная воля (или просто сила, потенция),
конкретное словесное выражение этой воли (идея) и, наконец, ее воплощение. На
уровне глобального устройства мира это деление выглядит так: сущее (Бог,
безличная божественная воля), понятийное выражение сущего в виде сущности
(идея) и воплощение божественной воли в бытии (природа). Эти три составляющие
мироздания, по Соловьеву, в свою очередь также имеют соответствующее деление
(см. схему).
Сущее (Бог)
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.