рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы

Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы

Министерство образования РФ

Алтайский государственный университет

кафедра ФНТ

Реферат по философии

Методологическое и логическое основания применения системно-философского

подхода к изучению конкретных систем различной природы

Выполнила аспирант БГПУ

Е. А. Шимко

Проверил: д. ф . н. проф. А. В. Иванов

Оценка:___отлично_______________________

Дата:_____24 .05.02_______________________

Подпись:_________________________

Барнаул – 2002

Содержание

Введение 3

1.Согласование методологических и логических оснований теории научной

картины мира (НКМ). 6

2.Изучение явлений природы с позиций системно-философского подхода. 9

2.1. Представление Мира как единой системы. 9

2.2. Классификация систем по наиболее общим признакам. 12

2.3. Общие закономерности взаимодействия активных систем с окружающей

средой. 19

3. Экологические проблемы современного общества с точки зрения системно-

философского подхода. 24

Заключение. 27

Приложение 1 31

Приложение 2 32

Литература 33

Введение

Гуманизация образования как практическая задача требует использования

результатов философского анализа. Но что касается целесообразности введения

философии как отдельного предмета в учебный план средней школы, то вряд ли

это будет полезно. Важнее научить школьников самостоятельно мыслить в

рамках уроков любого предмета. Главное в этом деле – сместить основной

акцент с усвоения определенного объема информации на развитие

самостоятельного и рефлексивного мышления. Это означает, что педагогам

необходимо раскрывать перед школьниками общую панораму науки, где главную

роль играют познающее мышление, рациональные методы отражения мира, а также

творческая интуиция исследователя. Однако, в действительности современное

образование при изучении систем различной природы до сих пор использует

традиционный подход, при котором школьные предметы (физика, астрономия,

биология, химия, история и др.) слабо связаны друг с другом, несмотря на

то, что они описывают разные части одного Мира – космос, живую и неживую

природу и общество. В связи с этим возникает проблема подготовки выпускника

школы, умеющего воспринимать и перерабатывать всю необходимую учебную

информацию, несмотря на ее эклектичность.

Используя нетрадиционные подходы через систему образования, наука

способна формировать особые достояния человеческого сознания –

мировоззренческие образы, опирающиеся на ее достижения и логику

рассуждения, ориентированную на доказательство и обоснование знаний. Из

вышесказанного следует, что традиционные методы формирования учебных знаний

перестают отвечать требованиям современности и поэтому должны быть

вытеснены новыми, нетрадиционными, что и определяет актуальность

проведенного исследования.

С философской точки зрения любая область отношений Мира и человека

может стать полем исследования, однако под определенным углом зрения и со

специфическими методологическими целями. Здесь важно использование

системного подхода, который формирует общую картину мира, необходимой

молодому человеку для ориентации в нем и построения адекватных систем

практического действия. Использование системного анализа позволит получить

школьникам теоретико-методологическую основу для изучения отдельных частных

наук в природе и обществе.

Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что

современная жизнь требует от большинства людей больше специальных знаний,

чем это было раньше. Изменился характер этих знаний, которыми должен

владеть человек – это разнообразные естественнонаучные, социальные,

исторические, методологические и другие знания, которые должны теперь иметь

значительно более абстрактную и обобщенную форму, чем раньше.

Цель исследования заключается в выявлении педагогической

целесообразности использования системно-философского подхода при изучении

систем различной природы.

Объектом исследования является нетрадиционный процесс обучения,

воспитания и формирования целостного мировоззрения современных школьников.

Предметом исследования является выявление согласования

методологических и логических оснований теории системно-философского

подхода.

В основу исследования была положена гипотеза: формирование

теоретических знаний о Космосе, Биоте и Социуме позволяет школьникам

интегрировать множество конкретных фактов и знаний из различных областей

частных наук в собственные общие представления, в субъективизированную,

личностную картину окружающего мира, которая и является главным фундаментом

поведения конкретного человека в обществе и природе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были

поставлены следующие задачи:

1) обоснование необходимости использования системно-философского подхода

при изучении систем различной природы;

2) обоснование педагогической целесообразности и эффективности системного

представления на разных уровнях общности: на уровне всеобщего и на

уровне отдельного;

3) изучение классификации систем и их общих закономерностей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования:

- изучение и анализ философской, методической литературы, относящейся

к данной проблеме;

- анализ наглядных форм, методов и приемов, использующихся в

монографии «Общая теория материи» доктора философских наук, профессора

Е.В. Ушаковой.

1.Согласование методологических и логических оснований теории научной

картины мира (НКМ).

Изучение всеобщих свойств и законов объективной реальности и

человеческого познания имеет принципиальное значение для выработки

целостного научного мировоззрения и единой методологии исследования. Под

методологией в узком смысле понимают теорию методов и приемов познания, а в

широком смысле методология включает в себя помимо данной теории также всю

совокупность самих методов, принципов, целевых установок и форм

познавательной деятельности, способствующих получению и использованию

нового знания, а также его интеграции со всеми другими науками.

В каждой из наук имеется определенная методология, выработанная как в

результате внутренней логики развития и потребностей данной науки, так и

принесенная извне, из более общих теорий. Эта методология включает в себя

совокупность гносеологических принципов и установок познания, методов и

приемов научного исследования, имеющих общетеоретическое значение.

Во всей системе развитых к настоящему времени наук можно выявить

определенную иерархию по степени их общности, широкого охвата

действительности, степени универсальности законов и применяемых методов

исследования. Фундаментальные науки, такие как физика, биология, химия и

др. изучают законы, действующие во весьма широкой сфере явлений. В так

называемых Метатеориях (например, о Космосе, Биоте и Социуме) могут быть

сформулированы законы еще более широкой сферы действия, охватывающие

предметные области нескольких наук. В этом направлении как раз

ориентируется развитие общей теории систем, стремящейся дать как

качественную, так и количественную формулировку законов структурной

организации и функционирования очень больших классов систем Космоса, Биоты

и Социума.

Теории естественных и общественных наук имеют различного рода

основания: методологические и логические. Методологическими основаниями

теории являются методы построения, обоснования и решения метатеоретических

проблем данной теории, которая предназначена для отображения

действительности с целью решения научно-практических задач. Логические

основания теории – это законы и правила логики, по которым из собственных

оснований теории получаются ее производные предположения.

Анализ теоретического мышления показывает, что в различных проблемных

ситуациях допустимыми являются различные системы законов и правил логики.

Различные логические системы, описывающие процессы, строятся на различных

гносеологических основаниях. Функция логики в системно-философском подходе

состоит в том, чтобы из собственных оснований (исходных предположений)

теории получать производные предположения, сохраняя специфику истинных

оценок исходных предположений.

Процесс логического обоснования теории НКМ складывается из различных

составляющих. Например, к нему относится согласование методологических

логических оснований этой теории. Этот процесс предполагает также

согласование логических и гносеологических оснований теории и т.д. Но в

конечном итоге критерием логического обоснования теории НКМ является ее

непротиворечивость, которая имеет принципиальное значение.

Уточним понятие логического противоречия, чтобы рассмотреть уже

упомянутые вопросы логического обоснования теории. Это необходимо потому,

что логическое обоснование теории и понимается как доказательство

отсутствия в теории логического противоречия. Логическим противоречием в

теории можно считать наличие в этой теории некоторого предположения вместе

с его отрицанием. Следовательно, теория НКМ будет логически непротиворечива

если она не содержит логических противоречий.

Классически непротиворечивая теория должна содержать либо истинные,

либо ложные предположения, хотя последнее утверждение может показаться

странным. Но с методологической точки зрения в этом нет ничего необычного.

Все дело в том, что конкретные науки имеют дело с гносеологическими

теориями. В этих теориях значение предположений выражают адекватность

отражения действительности, которая называется истинностью. Однако

методология науки может интересоваться как раз неадекватностью и создавать

теории неадекватности, т.е. теории, состоящие из ложных представлений.

Поэтому можно сделать вывод, что логическое обоснование теории НКМ должно

быть связано с гносеологией, так как критерий логической непротиворечивости

основан на гносеологическом критерии адекватного отражения

действительности.

2.Изучение явлений природы с позиций системно-философского подхода.

2.1. Представление Мира как единой системы.

На новом этапе развития науки возрастает значение взаимодействия

естественных наук с социальными, что требует особого подхода к

систематизации научного знания и его методологии. Важнейшим

методологическим результатом интеграции научных знаний, взаимного

проникновения естественных и общественных наук можно считать на современном

этапе системный подход к изучению ряда природных и социальных явлений. Нет

никакого сомнения в том, что изучение явлений природы во всем их

многообразии с позиций системного подхода приобретает все большее значение

в развитии современных наук. Ведь системная методология и системная картина

мира не отрицает предыдущих достижений различных форм методологии, а

обобщает их лучшие достижения на более общей основе.

Можно рассматривать системные представления на разных уровнях

общности:

1. на уровне всеобщего (Мир – как единая система);

2. на уровне отдельного (рассматриваются отдельные предметы и системы

Мира с двух позиций – экологические и системные закономерности).

При изучении Мира в комплексе «система – окружающая среда» сначала

надо обращать внимание на исследование систем, поскольку именно в них

происходят основные качественные преобразования субстанции за счет

постоянного качественного усложнения (саморазвития) или, напротив,

качественного упрощения (самораспада) их структур.

Материя представлена бесконечным многообразием материальных систем,

которые существуют не сами по себе, а естественно вписываются в окружающую

их материю, которая по отношению к ним является их материальной средой.

Кроме этого, различные системы сложно и многообразно связаны между собой.

Так, например, многообразно связаны звезды в скоплениях, в двойных и других

кратных системах, отдельные атомы и молекулы в растворах, атомы в

кристаллических решетках, элементарные частицы в ядре, органические

молекулы в живых организмах, животные в популяции и многое другое. Здесь

надо отметить, что одна структура может в то же время служить материальной

средой для другой. Например, наша Галактика является материальной средой

для Солнечной системы. Солнечная система является окружающей средой для

нашей планеты. Аналогично, Земля служит материальной средой для живых

организмов, которые являются средой для существования отдельных клеток

организма. Клетки являются средой для существования отдельных молекул и

атомов и т.д.

Если говорить о материальном содержании и структуре любой системы,

надо рассматривать две ее различные стороны. Во-первых, собственно

структуру, как каркас, образованный потенциальными взаимодействиями. Во-

вторых, относительно подвижную часть системы, за счет которой в ней

осуществляется непрерывный двусторонний поток вещества и энергии

(материальное содержание). Важно помнить об относительности статической и

динамической сторонах системы, так как структура развивается,

самодифференцируется потому что она способна поглотить в себе часть

подвижной материи и перевести ее в связанное состояние в процессе своей

самоорганизации. А при естественном самораспаде системы ранее связанные

элементы структуры переходят в свободное состояние.

Динамика соотношения материального состояния и структуры является

одной из важнейших характеристик системы потому что:

- во-первых, в известных интервалах она вообще определяет само

существование системы;

- во-вторых, характеризует в целом качество и динамику внутренних и

внешних процессов на различных этапах эволюции структуры;

- в-третьих, существует порог материального содержания структуры,

превышение которого обуславливает ее закономерный саморазрыв и

самораспад.

2.2. Классификация систем по наиболее общим признакам.

Существует огромное разнообразие систем и их видов и огромное

множество классификаций, например, ботанические, зоологические,

минералогические, астрономические, физические, социологические и так далее.

Так как одним из первых методов познания является классификация, то нужно

помнить о том, что научно-философская классификация должна выйти на

предельный минимум классов – типов систем. Это означает использовать

классификацию систем по наиболее общим обоснованиям:

1. по качеству системы – космические, биотические и социальные;

2. по связи с окружающей средой – открытые и закрытые (обмен или его

отсутствие энергии со средой);

3. по всеобщему признаку активности – активные и пассивные.

В любом типе систем выделяются свои уровни организации, которые

формируют уровни, которые называются структурными уровнями материи.

Совокупность различных уровней систем образует организационную структуру

мира. Над низшими уровнями надстраиваются высшие и каждый высший уровень

включает свойства предыдущего уровня, но в более сложном виде, т.е.

качественно усложняется. Самое главное заключается в том, что во всех

системах на всех уровнях действуют универсальные мировые законы – законы

системные, в том числе закон соотношения силы связей структуры и ее

материального содержания (энергосодержания).

Мир в целом представлен огромным количеством различных систем, которые

можно классифицировать по разным признакам. (см. таблицу 1)

Таблица 1. Мир в целом

|По размерам |По качеству |Системы и их уровни |По общему |

| | | |строению |

|Мегамир |Космос |Космические: |Мир веществ |

| | |планеты и их спутники | |

| | |звезды | |

| | |звездные скопления | |

| | |галактики и т. д. | |

|Макромир |Биота |биотические: | |

| | |клетки | |

| | |многоклеточные организмы | |

| | |популяции организмов | |

| | |биоценозы | |

| | |биосферы | |

| |Социум |социальные: | |

| | |человек | |

| | |социальные группы (семья, | |

| | |коллектив) | |

| | |сообщество населенного | |

| | |пункта | |

| | |государство | |

| | |система государств | |

| | |социосфера | |

|Микромир |Космос |космические: |Мир энергий |

| | |молекулы | |

| | |атомы | |

| | |элементарные частицы | |

| | |энергетические поля | |

| | |мировая энергетическая | |

| | |среда | |

Рассмотрим подробнее тип систем: активные и пассивные. Активная

система – это такая система, в которой в результате обмена веществ и

энергии с окружающей средой осуществляется механизм самодвижения материи,

ведущий к закономерному качественному усложнению материи и развитию

системы, а затем – к деструкции, то сеть к закономерному ее самораспаду.

Пассивные системы характеризуются отсутствием такого механизма, а в

результате – значительно менее интенсивным обменом с окружающей средой, а

закономерное качественное самоусложнение в них отсутствует. К активным

системам можно отнести живые организмы, социальные системы, звезды,

планеты, галактики. К пассивным – метеориты, снежинки, твердые кристаллы

минералов и т.д. Данная классификация осуществлена по признаку наличия или

отсутствия в системе механизма самодвижения материи. Наибольший интерес,

конечно, представляют активные системы, которые за время своего

существования проходят ряд этапов и стадий:

1. этап концентрации материи в системе, включение стадии протоструктуры,

незрелой, зрелой, а также восстановленной структур;

2. переходный этап поляризации системы, включающий стадию поляризованной

структуры;

3. этап рассеяния материи из системы, который содержит стадии: структуры

с распавшимся центром, распадающейся структуры, радикалов, остаточной

и иссякшей структур;

4. этап самоорганизации новых систем, включающий стадии предструктуры и

взаимодействия радикалов.

Первый этап включает самоорганизацию (стадию из 4-го этапа) и развитие

системы до наиболее сложного состояния (зрелой стадии). Здесь структура

системы самоорганизуется, самодифференцируется, в результате чего

происходит значительное изменение ее размеров, строения, характера обмена с

окружающей средой и увеличение энергосодержания до предельного. В данный

момент времени преобладает концентрация материи в системе и характерно

наличие систем, находящихся на различных стадиях своей прогрессивной

эволюции.

Второй этап связан с предельным и запредельным увеличением

энергосодержания системы, в результате которого осуществляется внутренняя

самополяризация структуры, вследствие чего возникают условия для

самораспада. Здесь происходит превращение развивающегося от распадающегося.

Третий этап – это процесс закономерного самораспада системы на части

(радикалы, остаточные, иссякшие структуры и другие осколки вещественного и

энергетического порядка) за счет избыточного – запредельного

энергосодержания структуры и дополнительно выделяющейся энергии разорванных

связей. Для данного этапа характерно наличие распадающихся систем и их

осколков.

На четвертом этапе начинается новый виток самоорганизации активных

структур.

Чтобы на практике при изучении систем различной природы в их огромном

разнообразии выделять именно активные системы, надо найти в них основные

признаки активных систем:

1. Наличие активного материального обмена системы с окружающей

материальной средой. При этом преимущественно направление тока,

материи – в структуру или из нее – можно говорить о том, на каком

этапе эволюции (концентрации или рассеяния находится данная

структура, (рис. 1)).

2. В случаях преимущественного рассеяния материи из системы можно

непосредственно наблюдать истекание энергии (или вещества и энергии)

из нее.

3. В случаях преимущественной концентрации материи системой можно

непосредственно наблюдать активный захват, поступление вещества и

энергии (или только энергии) в структуру.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.