рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методы и формы научного познания

стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой

деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей,

увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя

сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны,

чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно

дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно

больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются

представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при

непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения,

ни восприятия), то представление возникает без непосредственного

воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как

предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти

(например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в

руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим

представлением, отличается от того образа, который существовал в

восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем

многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии

предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в

представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется

целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане

будет то главное, что нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном

познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий

характер. На основании элементов, имеющихся в действительности,

исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время

нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных

процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические

новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей

(ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то

технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного

восприятия людей.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с

восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение.

Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных

предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях

(т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе,

растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях

моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом

представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,

ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и

своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-

тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно

связывает человека с внешним предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к

мышлению;

— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не

перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних

органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,

способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам

органы чувств;

—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с

помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который

оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы

развивать научное знание.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,

являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством

познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность

вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они

постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного

восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что

не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности.

Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и

внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны

вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а

сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе

перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит

выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии

воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже

имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,

знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного

субъекта.»[9]

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,

суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,

которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое

накопило человечество.

Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -

это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса

познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;

отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют

важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и

явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит

диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,

особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и

несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и

количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая

закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная

возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении

заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в

нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.

Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:

сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление

признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение

однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),

абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее

существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все

эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе

образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения

между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое,

холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие

понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают

взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере

науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания.

Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же

влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои

понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее

понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие

понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии

относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более

общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном

познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия

(философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и

т.п.).

В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия,

которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке»)

различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или

глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных

проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных

понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для

нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук,

образующих основные сферы научного знания.

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является

суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой

качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в

мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное

непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их

расчленение и соотношение дается в суждении»[11].

Объективной основой суждения служат связи и отношения между

предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической

деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек

стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и

постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный

характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом

и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких

реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается

наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.

е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь

относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира

с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В

этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается

латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и

отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской

буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются

терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова.

Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.

Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью.

Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным

суждение: «железо (S) электропроводно (P)».

Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной

познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом

разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде

единичных, частных и общих суждений.

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или

отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке

выражаются словами «это», именами собственными и т. д.

Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается

или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В

русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые»,

«часть», «не все» и др

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или

отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что

утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета

рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,

«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один»,

«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).

В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и

отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде

общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое

значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат

мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные

закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не

означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения.

Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных

явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже

единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах,

возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное

познавательное значение.

Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение,

однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может

служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее

отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному

отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не

путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе

уже имеющихся знаний.

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и

понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.

Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо

сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в

процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и

опосредованные.

Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью

органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная

информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке

большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены

не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний.

Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под

умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного

знания выводится новое знание.

Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре

любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение

(или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при

этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения.

Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и

выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением

есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного

к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования.

Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний

из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются

следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и

дедуктивное.

Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании.

В науке они используются как способ познания прошлого, которое

непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений

формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о

происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития

общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для

понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать

еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития,

действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают

ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где

органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-

либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования,

закономерностей его развития и т. д.

4. Методы научного познания.

4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного

познания.

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо)

означает совокупность приемов и операций практического и теоретического

освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил,

руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом

означает для человека знание того, каким образом, в какой

последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных

задач, и умение применять это знание на практике.

«Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к

совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и

действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые

ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного

результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины,

позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели

кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и

иных форм деятельности»[14].

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее

представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному,

истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод

познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой

известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое

понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я разумею

точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты

умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует

тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»[15].

Существует целая область знания, которая специально занимается

изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология

дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух

греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая

закономерности человеческой познавательной деятельности, методология

вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей

методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и

других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности,

т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и

метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины

XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания

диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые

используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий,

междисциплинарный спектр применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней

научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический..

«Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов

(методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера

достигаемых научных результатов»[16]. Одни общенаучные методы применяются

только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие

— только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые

(например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом

уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется

непосредственным исследованием реально существующих, чувственно

воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что

только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным

взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.

Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный

момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют

подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно

со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и

выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс

накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения

наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических

данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором

уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов —

возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием

рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и

«мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического

взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на

данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не

устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом

познавательного процесса.

На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.