рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ницше

Ницше

Введение

Рассматривая различные течения в философии на всём протяжении

человеческой истории, можно выделить две основных категории философов.

К первой категории можно отнести философов с эпическим уравновешенным

складом ума, создающие устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего

учения - Аристотеля, Спинозу, Канта, Гегеля, Спенсера.

Ко второй категории - философов страстного лирического склада, которые

воплощали собой постоянное искание, динамику вечного потока. Таковы Платон,

Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно

теперь без последовательных психологических жизнеописаний.

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой

величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не

поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие,

которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий

душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как

праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное

искупление его сатанинской гордыни. И действительно, Ницше заплатил

безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал

невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие.

Современники довольно холодно встретили Ницше; но учёный синклит

внимательно следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом

отвернуться от гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его

деятельность. Он медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая

книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в

пустоте, опасаясь людей.

Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову

мыслителю. Эта слава Ницше началась внезапно; ведь последние книги его уже

никем не раскупались; и вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда,

будучи больным, уже ничего не понимал.

И Кант, и Гёте, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения.

Ницше воссоздал новую породу гения, которую не видывала ещё европейская

цивилизация.

Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше

Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение

последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика

самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У

Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом.

Своей личностью он открывает новую эру. Анализируя произведения Ницше,

мы усматриваем в них все черты гения старого типа; но сквозь эти черты, как

сквозь маску, в нём просвечивает и ещё что-то, неведомое европейцам. Это

«что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым людям европейской

культуры.

В данной работе предпринята попытка достаточно подробно описать

жизненный путь выдающегося философа, дать анализ его основным

произведениям, рассмотреть философскую концепцию его творчества.

Жизнь и творчество Фридриха Ницше

Ранние произведения

Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия

переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой

Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила,

которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так

хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная,

воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов

и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций

самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь очень

немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих

Ницше.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксония. Отец и

дед его были пасторами. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком.

Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и

боязливой. Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им

владел тиранический инстинкт творчества. Он редко принимал участие в играх,

так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у

него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя

удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над

тетрадями и учебниками до полуночи.

Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно

музыка. Его кумирами стали классики - В.А. Моцарт и И. Гайдн, Ф. Шуберт и

Ф. Мендельсон, Л. ван Бетховен и И.С. Бах. В современной же музыке Г.

Берлиоза или Ф. Листа он не находил ничего, способного взволновать

человека. Тех же людей, которые презирали музыку. Ницше рассматривал как

"бездуховных тварей, подобных животному".

Складывавшееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в

написанном им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Ф. Гёльдерлине (1770-

1843), тогда не признанном и почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее

слияние человека и природы в духе античности и ярко отразившее разлад

общества и личности, привлекло юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить

настроения, присущие тогда и Ницше.

В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе: "Рок и

история" и "Свобода воли и рок", где содержатся, чуть ли не все основные

идеи его будущих произведений. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он

будет возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и

открыто.

«…В свободе воли заключен для индивида принцип обособления, отделения от

целого, абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает

человека с общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бы

человека Богом, фаталистический принцип – механизмом», - пишет Ницше в этом

сочинении.

Во втором эссе "Свобода воли и рок" самыми примечательными кажутся

резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира: "То, что

Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое

блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия

неземного мира исказила отношение человеческого духа к миру земному: она

была созданием детства народов... В тяжких сомнениях и битвах мужает

человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и конец

религий".

В этих небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши

тех проблем, вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена

вращаться его беспокойная мысль.

Критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет

человеческих ценностей, признание ограниченности и относительности всякой

морали, идея вечного становления, мысль о философе и историке как о

пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и свободы

личности в обществе и истории, пронесенное через года отрицание унификации

и нивелировки людей, страстная мечта о новой исторической эпохе, когда

наконец-то род человеческий возмужает и осознает свои задачи, - все это

можно уловить в его первых философских опытах. Развитие эти мысли получат,

конечно, гораздо позднее. Пока они не слишком были ясны и самому автору.

Наряду с музыкальными исследованиями, Ницше усиленно изучал историю

литературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии.

Разбросанность интересов начала тревожить и его самого, пока он не решил

обратиться к изучению филологии. Здесь он надеялся найти именно то, что

гармонично сочетало бы холодную логику, научный рационализм и

художественную сторону. Он твердо выбрал филологию, хотя понимал, что для

склада его ума и характера узкая специализация мало подходила. Философское

мышление еще не завладело разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге

дали решающие духовные импульсы для его последующей жизни и творчества.

В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после сдачи

экзаменов. возвратился в Наумбург. А затем, через месяц, 16 октября 1864

г., после небольшой поездки по Рейну и Пфальцу Ницше приехал Бонн, где

продолжал дальнейшую учебу в Боннском университете. Он перешёл там осенью

1865 на отделение филологии и занимался в семинаре одного из лучших

немецких филологов - Фридриха Ричля, и, той же осенью, перевелся в

Лейпцигский университет в связи с переездом туда своего наставника.

Занятия филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной

мере потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между

теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь

одном.

Именно в это время Идеи Шопенгауэра (1788-1860) оказались чрезвычайно

близки собственным размышлениям Ницше. Его поразило презрение философа к

людям, с их мелочными заботами и своекорыстными интересами. Бессмысленность

этого существования, так ярко обрисованная Шопенгауэром, привела Ницше к

мысли о том, что искать смысл жизни человека в исполнении им своего долга -

напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг под давлением

внешних условий существования, и этим ничем не отличается от животного,

также действующего исключительно по обстоятельствам.

Страстные выпады Шопенгауэра против философов на университетских

кафедрах отвратили Ницше от официальных преподавателей этой дисциплины. С

тем большей жадностью набросился он на оригинальную философскую литературу.

И, кроме любимых им Канта и Шопенгауэра он внимательно изучил вышедшую в

1866 г. книгу Ф.А. Ланге "История материализма". Прочитав ее, он пришел в

восторг от этого, по его словам, "самого значительного философского

произведения последних лет".

В философии Ланге выступил как один из ранних представителей

неокантианства, наметивший главные принципы этого направления и его

социально-политические основы. Из его книги Ницше впервые получил

представление о социальном дарвинизме, о политических и экономических

тенденциях современного развития, столкнулся с оригинальной интерпретацией

взглядов греческого материалиста Демокрита и великого немецкого мыслителя

Канта подробно познакомился с представителями английского позитивизма и

утилитаризма.

У Ланге Ницше нашел и подтверждение собственным, еще смутным

философским представлениям. Согласно Ланге, окружающий нас мир - это

представление, обусловленное физической структурой человеческого организма.

Но человек не может удовлетвориться только ограниченным чувственным

материалом, открываемым в опыте. Человек - духовное, нравственное существо,

он нуждается и в идеальном мире, который сам же и создает. Человек - творец

поэтических образов, религиозных представлений, дающих ему возможность

построить в своем сознании более совершенный мир, чем тот, который его

окружает. Такой идеальный мир возвышает человека над миром обыденности,

вооружает его этической идеей, а ею для Ланге была идея социализма.

Представление о реальном мире как алогичном, иррациональном явлении Ницше

почерпнул уже у Шопенгауэра, а Ланге лишь укрепил в нем это убеждение.

8 ноября 1868 г произошло знаменательное событие в жизни Ницше. Он

познакомился со знаменитым композитором Рихардом Вагнером.

Кроме музыки, они сразу нашли еще одну, глубоко волновавшую их тему -

философию Шопенгауэра. Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера,

первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на

жизненном пути. Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно

независимое мышление известного музыканта. Вагнер, как и Ницше, стремился к

обновлению немецкой культуры.

После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений

Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма". Вновь его начали

одолевать сомнения в правильности того, что он избрал своей профессией

филологию.

Дальнейшее развитие философских идей

Но именно в это время произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в

оковах филологической науки.

23 марта 1868 г Фридриху Ницше присудили степень доктора без

обязательной публичной защиты, дискуссии и экзамена, только на основании

опубликованных им ранее произведений, и он был приглашён возглавить кафедру

греческого языка и литературы в Базельском университете.

Преподавание в университете довольно скоро начали тяготить Ницше. Его

все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой

он находил в дружбе с Вагнером. Погружение в возвышенный мир искусства.

разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в

Базеле. Это вызывало у Ницше отвращение к филологии и науке вообще. В

набросках того периода сомнения в науке выражены достаточно определенно:

"Цель науки - уничтожение мира... Доказано, что этот процесс происходил

уже в Греции: хотя сама греческая наука значит весьма мало. Задача

искусства - уничтожить государство. И это также случилось в Греции. После

этого наука разложила искусство".

В августе 1870 г. Ницше подал прошение об отпуске, чтобы принять

участие в, начавшихся тогда, военных действиях. Но нейтральные швейцарские

власти запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу

в госпитале. Проработав в госпитале всего неделю, он заразился острым

инфекционным заболеванием и был на волосок от смерти. Одной недели

оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и опустошенная

войной местность произвели на чувствительную эстетическую натуру Ницше

неизгладимое впечатление. Он увидел не героический пафос и сияние побед, а

кровь, грязь, хрупкость человеческого существа, ставшего легкой добычей

бога войны. Вопрос о смысле человеческого бытия встал перед Ницше уже не в

фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.

После болезни и возвращения в Базель Ницше начал посещать лекции

выдающегося историка Якоба Буркхардта (1818-1897), полные скепсиса и

пессимизма в отношении грядущего. Ницше освободился от угара патриотизма.

Теперь и он стал рассматривать Пруссию как в высшей степени опасную для

культуры милитаристскую силу. Не без влияния Буркхардта Ницше начал

разрабатывать трагическое содержание истории в набросках к драме

"Эмпедокл", посвященной легендарному сицилийскому философу, врачу и поэту V

в. до н.э. В них уже заметны явные элементы философии позднего Ницше. В

эмпедокловском учении о переселении душ он нашел один из постулатов

собственной теории вечного возвращения.

Во многом размышления Ницше отталкивались от идей Буркхардта. Во

многом, но не во всем. Последний считал, что в истории существуют две

статичные потенции - религия и государство - и одна динамичная - культура.

Ницше же находил статичной только религию, а культуру разделял на два

динамичных элемента: искусство, основанное на мире видимости и фантазии, и

науку, уничтожающую все иллюзии и образы. Государство он вообще не считал

созидающей силой истории, оно лишь результат действительных потенций

культуры.

В начале 1871 г. Ницше предпринял попытку занять свободное место

профессора философии. Попытка не удалась из-за противодействия руководителя

основной кафедры философии К. Стеффенсена, с подозрением относившегося к

вольнодумству Ницше, к его дружбе с язычником Вагнером и увлечению

философией Шопенгауэра. Поскольку Стеффенсен частично оплачивал содержание

второй философской кафедры, то его мнение оказалось решающим.

Хотя Ницше сам понимал, что не имеет в философии никакого имени и

поэтому его шансы весьма призрачны, тем не менее отказ его явно

разочаровал. И вновь возобновилось мучительное для него раздвоение между

профессией и призванием, между миром Базеля и миром Трибшена. Такое

раздвоение и отразила его первая большая культурологическая работа,

знаменовавшая его уход из филологической науки.

2 января 1872 г. выходит книга Ницше "Рождение трагедии из духа

музыки". Задумывалась она еще до франко-германской войны, а схематически

очерчена в докладе "Греческая музыкальная драма", прочитанном в

университете в январе 1870 г.

Посвященная Вагнеру, работа определяла те основы, на которых покоится

рождение трагедии как произведения искусства. Античная и современная линии

тесно переплетаются друг с другом в постоянном сопоставлении Диониса,

Аполлона и Сократа с Вагнером и Шопенгауэром.

Ницше так сформулировал античные символы:

"До сего времени мы рассматривали аполлоновское начало и его

противоположность - дионисийское - как художественные силы: с одной

стороны, как художественный мир мечты, завершенность которого не стбит в

какой-либо связи с интеллектуальным уровнем или художественным образованием

отдельной личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая

также не принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится

даже уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью

целого".

Освобождающим из этих символов предстает у Ницше дионисийское начало,

как бы помогающее "избыть" страдания кошмарного бытия. Оно становится

отныне его постоянным спутником. И как удивительное предвидение собственной

судьбы звучат его слова:

"Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен высшего сообщества: он

разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в небеса... в нем звучит

нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом, сам он шествует теперь

так возвышенно и восторженно, как и боги в его снах).

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать

контрпозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на

куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на

мир явлений, называемых им "аполлоновой частью". То первоначало, которое

Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается

непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства

музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным

отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является

"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и

воплощенной волей.

Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в

вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось

абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и

Евы. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том, что чем

сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая

о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее? Древние

греки, чтобы выдержать такое понимание реальности, создали свою трагедию, в

которой происходило как бы полное погружение человека в смерть. Причину

заката древнегреческой трагедии Ницше усматривал в том, что уже в пьесах

Еврипида появилась идея диалектического развития как следствие

сократовского рационализма и веры в мощь науки. Сократ стал для Ницше

символом реальной потенции духа с магическим воздействием. Вместе с тем

Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании

отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается

на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда

наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что

искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Это положение стало

краеугольным камнем основ "философии жизни" Ницше.

Такое противоречивое переплетение характерно не только для книги, но и,

что не менее существенно, для самого автора. Не случайно в январе 1870 г.

Ницше писал:

"Наука, искусство и философия столь тесно переплелись во мне, что в

любом случае мне придется однажды родить кентавра".

Кентавром этим и стало "Рождение трагедии" - прощальная песнь

филологии, встреченная коллегами явно прохладно. Более того, "Рождение

трагедии" имело зашифрованный смысл: под камуфляжем темы отношения

Шопенгауэра и Вагнера к эллинству скрывалось главное - отношения эллинства

и христианства, причем древняя Греция являла собой своего рода трамплин для

прыжка в современность, для сильного удара по церковному, по существу,

антихристианскому тоталитаризму.

В январе - марте 1872 г. Ницше выступил с серией публичных докладов "О

будущности наших учебных заведений", имея в виду не столько швейцарские,

сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из

главных идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа,

элиты общества. Его ужасала тенденция к расширению и демократизации

образования. Он указывал, что "всеобщее образование - это пролог

коммунизма. Таким путем образование будет ослаблено настолько, что не

сможет более давать никаких привилегий". По Ницше, прагматизм должен

присутствовать не в классических гимназиях, а в реальных школах, честно

обещающих дать практически полезные знания, а вовсе не какое-то

"образование".

В 1874 г. Ницше задумал серию памфлетов. Из примерно 20-24 задуманных

удалось написать только четыре эссе под общим заглавием "Несвоевременные

размышления": "Давид Штраус, исповедник и писатель" , "О пользе и вреде

истории для жизни" (1874), "Шопенгауэр как воспитатель" (1874) и "Рихард

Вагнер в Байрейте" (1875-1876).

В этих размышлениях Ницше выступил страстным защитником немецкой

культуры, бичевавшим филистерство и победоносное опьянение после создания

империи. Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического

объединения блестящая культура, звучало раздражающим диссонансом на фоне

бравурного грохота литавр, возвещавших эру расцвета культуры, как произошло

это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.