рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Новый этап существования человечества – информационное общество

Новый этап существования человечества – информационное общество

Государственное унитарное предприятие

«Предприятие перспективных исследований «Научный Центр»

«Новый этап существования человечества – информационное общество»

Выполнил: аспирант Горохов А. Е.

Москва, 2001.

Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал

способностью принимать, обрабатывать и передавать информацию. В древние

времена это была информация об охоте, позже появилась информация о

земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах,

сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением

письменности, через письма. На заре существования человечества информации

отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на

первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения. По мере развития общества

человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в

новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы,

например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа

(три волны).

Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и

Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации,

сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за

этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была

основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде

господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко

определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или

крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное

происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями

был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была

децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в

чем испытывала нужду.

На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от

которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно

новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция.

Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - “вторая

волна” - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ

жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так

называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная

волна» пережила в XX веке, чему несомненно способствовало и изобретение

электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы

бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить

быт человека.

Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна –

«информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная

волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было

просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала

человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX века сложилась

постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы

глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики. В

аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно

с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим

фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике

хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а

лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике

хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение

информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными

и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор

здесь - наличное знание”.

При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно

проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:

история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно

можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и

“постиндустриальный”;

разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе

рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия

человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или

технику и через информацию);

переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической

революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,

влечет трансформации в сознании людей;

завершающим историческим этапом, который, по мнению одних

философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем,

является “информационное общество”.

Следует заметить, что нет ни одного способа производительного

приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением

информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и

хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе

национальные информационные ресурсы будут представлять его основную

экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить

свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные

захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии,

переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития

технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал

основным принципом создания нового богатства.

Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические

свойства. Если у меня есть две монеты и я из них отдам кому-нибудь одну

монету, у меня останется лишь одна монета. Но если у меня есть некоторое

количество информации и ее часть я отдам другому человеку, у меня останется

все что было. Но также нужно понимать и то, что информация сама по себе, не

одухотворенная человеческой эмоциональностью, не переработанная

человеческим разумом не способна двигать вперед человеческую культуру,

способствовать прогрессу духа.

Зарождение информационной эры началось с изобретением телеграфа,

что ускорило передачу информации на большие расстояния между людьми.

Очередной мощный всплеск в середине XX века был связан с изобретением

телевидения. Ну и, наконец, в 70-х годах с изобретением ЭВМ наступление

информационной эры стало просто очевидным. В настоящее время мы являемся

свидетелями и непосредственными участниками стремительного развития

информационных технологий. В середине 80-х годов США способствовали

ускорению развития компьютерных технологий, выпустив в коммерческую

эксплуатацию бывшую до того момента сугубо военной NASA’вскую компьютерную

сеть, получившую впоследствии название World Wide Web («всемирная

паутина»). Сейчас можно смело утверждать, что эта сеть полностью

оправдывает свое название. С развитием всемирной сети стал возможным обмен

данными между любыми ее участниками, находящимися в разных уголках планеты.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX

в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему

возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно

появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все

труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:

. быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п., в которых излагаются

результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;

. постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям

человеческой деятельности;

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет

следующие проявления:

. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по

восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и

массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний

менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые

50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже

каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно (трудно вообразить, что же будет

дальше?);

. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет

восприятие полезной для потребителя информации;

. возникают определенные экономические, политические и другие социальные

барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по

причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут

воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире

накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им

воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей

выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных

средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности

послужило началом нового эволюционного процесса, называемого

информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе

индустриального развития.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея

информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени

зависит от их информированности, способности эффективно использовать

информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный

специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и

использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других

средств. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе

общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития

к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все

необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит

индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

Арнольд Тойнби как-то заметил, что XX век - это время, когда

человечество впервые за всю свою историю может всерьез подумать о

благосостоянии всех людей. Если это так, то это в основном благодаря

эволюции универсальной электронной информационной сети, способной связать

воедино всех людей. Речь идет о наступлении информационного века. Налицо

некая общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение:

становление основных экономических отраслей по производству и распределению

информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других

отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети

информационных средств на потребительском уровне.

Третья промышленная революция в значительной мере основывается на

успехах в телекоммуникациях и информационных процессах. Занятость в сфере

промышленности и строительства остается многие годы более или менее

неизменной в абсолютном измерении, тогда как в целом рабочая сила

значительно возросла в 60-70-е годы. Долговременные тенденции показывают,

что наиболее растущими в прошлом веке были сферы, связанные с информацией.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс

компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит

их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки

информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития

общества должно стать производство информационного, а не материального

продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что

означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и

весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного

досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным

обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в

информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что

приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется

способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества

станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных

сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в

конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками

картина информационного общества.

Например, Дж. Мартин:

“Представьте себе город будущего... Высотные дома расположены не

слишком близко друг к другу, так что их жителям открываются далекие виды.

Под улицами проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды

коммуникации.

У жителей этого города нет такой необходимости в транспортных

поездках... Банковские операции осуществляются из дома, равно как и

приобретение товаров... Всяческие поощряется работа дома, выполняемая через

терминалы и видеофоны... Преступность канула в прошлое, уличных ограблений

не происходит, потому что люди носят при себе мало наличности... Прежде

люди имели при себе карманный калькулятор, теперь - карманный компьютерный

терминал. Общественные сети коммуникации повсеместны и дешевы, доступны из

каждой телефонной будки.

Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть

механической работы выполняют автоматические производственные линии и

роботы, а административной - системы обработки данных... Во избежание

безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют дальнейшего сокращения

рабочего времени. Бумажная работа расценивается как преступное

расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные компьютеры,

через которые они из любой точки связываются со своим офисом.

Представьте себе небольшое

[совмещенное с системой телевидения] устройство с клавиатурой в каждом

доме. Через него по телекоммуникационным сетям передаются несложные

сообщения центральному компьютеру.... После трансляции политической речи

или во время передачи последних новостей зрителей просят сообщить о своей

позиции по тому или иному вопросу. Президент сам может запросить мнение

зрителей по тому или иному положению своей речи... Респондентное

телевидение может стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть

демократического процесса - в большей степени, нежели нынешние опросы

общественного мнения.

Расцвет демократии - правительства народа, силами народа и для

народа - имел место в Афинах и других греческих городах-государствах.

Греческая демократия была эффективна потому, что у мужчин было достаточно

много свободного времени, чтобы встречаться, дискутировать и получать

новейшую информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем в

век автоматизации, женщины уравнены в правах с мужчинами, но рабы у нас

могут быть - это машины”[1].

Оценивая это заявление Дж. Мартина с позиции современного общества

нужно заметить, что хоть и на лицо интеграция общества: организация

глобальной сети, создание единой Европы, свободное перемещение человека по

всему миру, но у него (Мартина) интеграция слишком идеализирована. Это

напоминает заявления про смерть театров и кинотеатров при появлении

телевидения. Сейчас мы видим, что с развитием телекоммуникаций,

необходимость личного контакта между людьми хоть и уменьшилась, но не

исчезла вовсе, также как и не приобрела глобальный характер работа на дому

даже в такой профессии как программист.

В настоящее время совершенно очевидно, что мы вступаем в

информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее

проявлениях.

И получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее

быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя

не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену

общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения

описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому

восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им

современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые

условия работы порождают зависимость информированности одного человека от

информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь

самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой

технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются

решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек

должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. То

есть для свободной ориентации в информационном потоке человек должен

обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый

тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации,

унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при

передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой

информации.

Также встает проблема существования человека в новом обществе,

форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже» как

предсказывали некоторые футурологи или же форма жизни не изменится

кардинально. Не менее важна проблема семьи как ячейки общества. Как будет

выглядеть семья будущего? Может супруги будут жить в разных частях света?

Тоффлер, например, предсказывает рождение (просьюмера( (потребителя и

производителя в одном лице). В период “первой волны” большинство людей

потребляло то, что производили сами. Они были, так сказать,

“протребителями”. Промышленная революция развела функции производства и

потребления, породив тем самым производителя и потребителя. В настоящее

время граница, отделяющая производителя от потребителя, становится все

менее четкой. Растет значение “просьюмера”... Одним словом, происходит как

бы возвращение в общество “просьюмера”, который был господствующей фигурой

в обществе “первой волны”. Но, разумеется, это будет “просьюмер”,

оснащенный современной техникой, работающий в электронном коттедже и

ведущий современный образ жизни”[2].

Каждому предстоит переосмыслить свою жизненную позицию как

индивидуума, совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных

ценностей. И оглядываясь на прошлое, человечество должно сделать прорыв в

понимании своего существования на земле, так как при дальнейшем таком

существовании в виде некоего паразитирующего организма, высасывающего

жизненные соки из земли и бездумно разрушающего природу, у него просто нет

будущего. Пока еще остается неясен вопрос о перестройке сознания людей для

нового типа мышления. И будущее во многом зависит от того, по какому руслу

мы направим развитие техники и организацию труда.

Литература

1) Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.

2) Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996

3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политическая

литература,1990.

4) Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы,

1991.

5) Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №

7-11 за 1982 год.

6) Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге

XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.

-----------------------

[1] Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего.

[2] Тоффлер О. Третья волна.


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.