рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

ГГПИ

Кафедра философии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Студентки 531 группы Касимовой И.В.

Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.

Научный руководитель:

Кандидат философских наук, доцент

Гуляев А.А.

Глазов, 2000.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5

§1. Понятие мировоззрения. 5

§2. Молодежь как социальная группа. 7

§3. Понятие о личности и ее особенности. 9

§4. Генезис как процесс. 10

§5. Характеристика социологических методов исследования. 11

Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13

§1. Образовательная система. 15

§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17

§3. Средства массовой информации. 20

§4. Межличностные отношения. 22

§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24

§6. Ценностные ориентиры. 26

Заключение. 28

Список использованной литературы. 31

Приложение 1. 32

Приложение 2. 36

Введение.

Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой

нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от

нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка –

ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас

сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от

нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и

в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание

ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных

идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное

формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное

выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним

миром ученика.

Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в

направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее

быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания

облегчают в значительной степени выполнение его задачи.

Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно

молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.

Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества –

займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно

сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения

важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что

современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух

во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней,

российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток

на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к

сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных

принципов.

Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.

Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и

идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.

Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без

знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.

Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям,

интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе

статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает

убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их

разнородность.

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.

Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и

те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.

Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует

расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся

исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность

из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной

группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и

собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.

§1. Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об

отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также

обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их

убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира

человеком, в единстве теоретического и практического подхода к

действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями

жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового

начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той

или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и

обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных

представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в

нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим

людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел.,

определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных

ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и

оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса

или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и

общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует

мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса

принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как

ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет

мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.

Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То

есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная

(аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та

призма через которые видится действительность. Убеждения - не только

интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая

психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов,

идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки

человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно

обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как

правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.

Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее

отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует

на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий,

воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно

определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только

содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент

мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.

Характер представления о мире способствует постановке определенных целей,

из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы,

которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания

превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер

убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы

поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных

стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через

которую воспринимается и переживается все окружающее.

§2. Молодежь как социальная группа.

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?

Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения

ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые

разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,

психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,

сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют

идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической

борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не

рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:

выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о

классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической

доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о

молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,

советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как

некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим

социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.

Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,

усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,

профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от

конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут

колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было

дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая

на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального

положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически

универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный

статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую

природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному

обществу закономерностей социализации».

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда

социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению

всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в

рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу

общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей

социального положения и обусловленных теми или другими социально-

психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-

экономического, культурного развития, особенностями социализации в

российском обществе.

Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая

группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в

мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но

их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как

социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она

более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового

образа жизни и социального динамизма.

Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории

приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими

ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью

молодежи.

§3. Понятие о личности и ее особенности.

Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций

людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,

этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качеств

человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек[4].

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря,

формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс

требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной

корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает

необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием

самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот

основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика

личности.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:

биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее

психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека,

сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными,

уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций,

мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств

человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его

Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.

Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только

выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,

получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою

сущность.

§4. Генезис как процесс.

Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к

определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного

познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся

явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта

исследования и выведение из него последующих состояний[5].

Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы

рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования

представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания

действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по

ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.

Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную

долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной

ситуации и\или личности – так как его объектом является явление

формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго

индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности

(или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-

возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее,

при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с

помощью анкетирования, при конкретной временной и географической

локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или

меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи,

конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в

определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что

исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до

положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в

достаточной степени усреднены.

§5. Характеристика социологических методов исследования.

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания

возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления

она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е

годы.

Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим

восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или

менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с

точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в

самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,

в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни

коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат

таких исследований (собственно основания научного знания) и его

методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них

включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения

сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь

как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в

жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования

молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни

молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том

числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей

различными группами молодежи.

Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается

на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на

подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-

теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-

демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и

социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных

ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических

исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и

деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию

самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,

рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее

самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения

молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не

просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую

группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-

физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно

деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в

социальный механизм; с другой - со своей субкультурой, внутренней

дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе

общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и

особенностей образа жизни молодежи.

В анализе такого сложного явления, как формирование мировоззрения

необходимы комплексные методы исследования. В первую очередь используются

нами статистические методы, такие как анкетирование, которые позволяют:

1. Охватить необходимую массу респондентов.

2. Дают исследованию строгую фактологическую базу, которая

основывается на конкретных цифрах.

Социологическая анкета, по которой проведено исследование, дана в

Приложении 2.

Необходимым элементом в работе является проведение бесед и дискуссий.

Непосредственное общение с молодежью дает возможность перейти от общих цифр

опроса к анализу мировоззрения конкретной личности. Прямой контакт

позволяет глубже узнать культуру молодежи на примере конкретного случая.

Обобщенные результаты подобных бесед можно использовать в качестве еще

одного источника материала для исследования. К сожалению, данная тема мало

разработана в современной научной литературе, так как необходимо отметить,

что рассматриваемый процесс чрезвычайно динамичен, и временно-ограничен -

имеет узкие временные рамки, за пределами которых исследования теряют свою

актуальность.

Объем информации по данной теме мал, поэтому приходится опираться

главным образом на собственные материалы. Таким образом, информация,

полученная при использовании разнообразных методов исследования, будет

представлять достоверную обширную базу для разностороннего рассмотрения

процесса генезиса мировоззрения молодежи.

Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи.

Для того, чтобы понять особенности мировоззрения человека, необходимо

подробно рассмотреть факторы, которые влияют на его формирование. Фактор –

это какое-либо явление внешнего мира, которое влияет на формирование

сознания человека. Сознание человека находится постоянно в процессе

изменения. Оно постоянно испытывает влияние взаимодействия на него внешних

и внутренних процессов. В зависимости от характера этого влияния

проистекают особенности в создании миропонимания.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.