![]() |
|
|
Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазоваp> Ученики подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной системы потому, что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы им наиболее качественные знания и умения. Об этом свидетельствует анализ ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас собственная образованность?». 78% респондентов ответили однозначно – не устраивает, и они работают над расширением собственных знаний. Это свидетельствует о том, что распространенный среди людей старшего поколения стереотип о молодежи как людях, которым знания не нужны, в корне неверен. Вероятно, такой подход был характерен для молодого поколения 5-7 лет назад, которое переживало эпоху пересмотра всех ценностей ушедшей в прошлое социалистической системы, среди которых была и образованность. Теперь же, в новых условиях жизни, когда основной (или по крайней мере
одной из важнейших) проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что престижность
образования (а значит и знаний) в среде молодежи стремительно растет. Особенно ярко эта особенность проявляется среди интересующей нас возрастной группы – старших школьников. По окончании школы им будет необходимо продолжить образование – а значит, знания и образованность занимают в их сознании достаточно большое место.
Прежде чем начать рассмотрение этого фактора, необходимо сказать несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология. Государственная идеология – политика государства по формированию образа мыслей и стиля поведения своих граждан, направленное на установление контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав в ней именно те качества, что нужны обществу и государству. Яркие примеры воздействия государственной идеологии на людей мы видим в
авторитарных или тоталитарных государствах, например СССР или нацистская Казалось бы, в свете вышесказанного, современные так называемые демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко выраженной и официально признанной идеологии а значит - ни давления, ни морального насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая вообще отсутствует. Идеология обязательно должна присутствовать в любом государстве – так как именно она определяет основной курс государства в политике и определяет отношение граждан к государству. В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной России
имеется государственная идеология. Это так называемая идеология
либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной постулат: преобладание
личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно
помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода человека в
решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие реальных
механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми. Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не была распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в кругах прозападно ориентированной интеллигенции. В таком случае, если в среде молодежи официальная идеология не имеет
успеха, то что же ее заменяет? Какой молодые люди видят свою страну в
будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на
вопрос о предпочтительной политике в государстве – «не знаю». Кроме этого,
выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах для
изменения сложившейся обстановки расплывчаты, абстрактны и отражают лишь
основные потребности, острые проблемы без учета путей реализации этих
требований (например, 20% - за улучшение условий жизни, 10% - за наведение
порядка, но и в том, и в другом случае это лишь благие пожелания). И лишь Отношение к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам как к людям, к их человеческим качествам среди молодежи достаточно негативное. 60% респондентов считают всех современных политиков людьми корыстными, основная задача которых – поиск выгоды для себя, и только 20% молодежи считают, что бывают исключения. 15% не согласны с утверждением о своекорыстии политиков. Мы видим, что доверие к деятелям сегодняшней политической арены среди молодежи крайне мало, и нужно сказать, что вызвано это недоверие действиями самих политиков. В связи с чередой выборов, прокатившихся по стране в конце 1999 – начале 2000 годов получила распространение так называемая война компроматов, инициированная самими политиками и направленная против конкурентов, в желании «подмочить» им репутацию. Очевидно, в результате этого репутация была потеряна не сколько у отдельных лиц (вряд ли у простого человека есть время и желание разбираться в тонкостях политической борьбы), а у всей категории политиков, стоящих у власти либо находящихся в оппозиции к ней. Вероятно, к этим факторам недоверия следует еще и приплюсовать усталость населения от бесконечных политических баталий, заполонивших СМИ. Таким образом, подводя итог вышенаписанному, мы видим – в среде молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая часть молодежи аполитична (причины – недоверие политикам, большое количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических убеждений. Вероятно, по этой причине в России на настоящий момент на существует ни одной по настоящему массовой молодежной партии. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Особое внимание нам следует обратить на 15-20% молодых людей (чаще юношей, чем девушек) не просто разбирающихся в политике, а имеющих свои политические убеждения, и что самое главное – радикально и антиправительственно настроенных. Если ко всему этому учитывать естественный максимализм (а значит, тот же радикализм) свойственный молодежи всех времен, этого самого потенциально активного слоя населения, то можно прогнозировать рост экстремистских настроений в будущем (причем, судя по отношению к патриотизму, на националистической основе) и создание достаточно массовых молодежных политических организаций, которые не будут примыкать ни к одной из существующих политических партий, уже скомпрометировавших себя и следовательно резко оппозиционных, неподконтрольных правительству. §3. Средства массовой информации. Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам и предстоит выяснить. Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что ј респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить собственную образованность. Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей. Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий. Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят все подряд, вне зависимости от содержания передач – очевидно, для них телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий. Современная молодежь из всего объема информации имеет способность отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис. Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она выработала четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть легко контролируема через СМИ. Телевизор, радио, газеты – жизненно необходимые вещи для подроста, он ощущает острую нужду в информации, которую он черпает именно из СМИ. §4. Межличностные отношения. Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя
игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой
социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные На первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь,
искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова
и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. 11%
респондентов считают причиной собственных затруднений в общении
недостаточную. Умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или
иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше
людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться. Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные
привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников. Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. 60% не испытывают коммуникативных затруднений, 20% – только иногда, и лишь 10% говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается. В конце XIX—начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения. Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой прозвучал в конце 80-х годов. Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения— жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру. В отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3
молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками. §5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. Одним из важнейших показателей молодежной культуры является музыка. Однако все большее количество молодых людей увлекается рок направлением
в музыке, которое можно смело противопоставить вышеперечисленным
направлениям. Для рок-музыки характерна более серьезная смысловая нагрузка,
реалистичное изображение мира в текстах песен, иной музыкальный размер. Музыка, как показывают исследования, несомненно влияют на
психофизическое состояние человека, поэтому необходимо серьезнее отнестись
к данному аспекту современной культуры. Если учесть музыкальные пристрастия
современной молодежи к таким диаметрально противоположным направлениям в
музыке, как рок и поп, то можно сделать следующие выводы: В изобразительном искусстве преобладают с одной стороны агрессивные
настроения – уродливое изображение мира и человека в этом мире (см. Религия – это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали, правила поведения, общественные ценности, причем подчас в строгой, догматической форме, не оставляя права выбора и мета для размышлений. В настоящее время широко распространен стереотип о том, что современная молодежь довольно набожна. Так ли это? На первый взгляд, несомненно. По данным нашего опроса, большинство На первом месте среди причин собственной веры – необходимость в ней, желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе. Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него. Таким образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующих несомненно увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То есть люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом совершенно не задумываются над такими теологическими аспектами религии, как сущность Бога.
Одним из основных критериев оценки сформированности личности является способность к созидательному труду и отношение к нему. Именно способность к целесообразному созидательному труду отличает общественно-полезную личность. По результатам анкетирования постоянную потребность в труде испытывают 45%, 30%-нет, периодически - 25% молодежи. Это свидетельствует о том, что около Ѕ респондентов понимают всю необходимость и важность для себя и общества трудовой, умственной, и , увидеть влияние детского инфантилизма. Сейчас в условиях современной экономической ситуации, большую роль в
жизни любого человека стали играть деньги. И особым влиянием они стали
пользоваться в среде молодежи, так как именно молодежь воспитана в новую
эпоху зарождения капиталистических отношений. Большинство респондентов Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей современной молодежи. Значит, вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма. Важнейшей ячейкой современного общества как и прежде, остается семья. Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья – это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. Может быть для них эта проблема не первостепенна. 80% респондентов планируют создать семью в будущем. Таким образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к традиционным ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами являются – Отечество, семья, дети. Заключение. Наше поколение молодежи – результат демографического подъема конца 70х- начала 80 годов, и поэтому численно достаточно велико. Явившись на свет на излете эпохи так называемого «застоя», детство этого поколения заняла перестроечная эпоха, время реформ социалистической системы. Их молодость оказалась в совершенно иных социально политических условиях – зарождение капиталистических отношений, эпохи разрушения социалистической системы и нарождения нового типа социально-экономических отношений. Этот громадный революционный скачок в жизни государства не мог не отразиться на сознании общества и в частности самой восприимчивой и неустойчивой его части – детях и подростках. В результате их сознание в значительной степени трансформировалось, стало непохожим на сознание предыдущих поколений, вызвало большую вариативность, предопределило конфликты в самой молодежной среде. В результате процесса социализации свой, новый поток в сложившееся, традиционное сознание общества. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие. 1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура. 2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации. 3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя. Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодежи, можно отметить следующие тенденции: 1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи. 2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению. 3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий. 4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ. 5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим. 6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются. 7. На первом месте в шкале ценностных ориентиров нового поколения занимают общечеловеческие ценности, такие как доброта, взаимопонимание, любовь, целеустремленность, сила воли. Однако следующие позиции занимают такие сугубо капиталистические, меркантильные ценности как деньги, желание власти, стремление отдохнуть и расслабится. Итак, как мы выяснили, тема нашего исследования достаточно актуальна, в данной работе мы постарались отобразить современное мировоззрение молодежи, влияющие факторы и особенности его формирования, постарались выявить основные тенденции формирования и предположительные развитие процесса в будущем. Данная работа будет представлять интерес для людей, работающих в сфере образования и контактирующих с молодежью. Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области. Список использованной литературы. 1. Кулаков А.П. «Учащаяся молодежь и религия». СОЦИС, №11, 1995 г. 2. Павловский И.Р. «Социология молодежи и ювенология». СОЦИС, №5, 1999 г. 3. И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г. 4. И.С. Кон «Психология старшеклассника». М.: «Просвещение». 1985 г. 5. Краткий словарь по социологии. М., 1988. 6. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996. Приложение 1. Рис. 1. А.Р. Дьяконов. Рис. 2. А.Р. Дьяконов. Рис. 3. А.Р. Дьяконов. Рис. 4. А.Р. Дьяконов. Приложение 2. Социологическая анкета на тему : «Мировоззрение современной молодежи». 1. Вы верите в Бога ? 2. По Вашему мнению, по какой причине люди верят в Бога ? 3. Вступили бы Вы в секту, партию или другую организацию ? 4. Вам трудно познакомится с человеком, который Вам нравится ? 5. Что Вас не устраивает в кругу Вашего общения ? 6. Чувствуете ли Вы одиночество и почему ? 7. Ваше отношение к жизненному опыту, советам и поучениям взрослых ? 8. Чувствуете ли Вы затруднения в общении с противоположным полом и почему ? 9. Как Вы оцениваете современную масс-культуру (музыка, кино, современная литература, живопись) ? ? [4] Большая советская энциклопедия, М:1989. ----------------------- Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |