![]() |
|
|
Отношение к науке русских философов конца XIX - начала XX векаp> В идеале мы должны приблизиться к синтезу опыта, слова и математики.Только он может внести дух тщательного математического исследования в русскую науку. Флоренский считает математику основой мировоззрения, но
самодостаточность математики является причиной ее «культурного бесплодия». Мировоззрение П.А. Флоренского сформировалось на почве математики. Правильное понимание феномена, по Флоренскому, - построение соответствующей ему математической конструкции (иерархия трансфинитов для понимания вопроса о небесной иерархии, теорема Т. Дюбуа-Реймона о типах возрастания функций для выяснения возможности бесконечного духовного совершенствования, интерпретация комплексных чисел для выявления конструкции соединения настоящего и потустороннего миров). Причем важно, как подчеркивал Флоренский, что предлагаемые конструкции «не аналогии или сравнения, а указания на сходство по существу – не что-либо, что можно принимать, в зависимости от вкусов, а нечто, правомерность чего определяется достаточно раздельными посылками, короче – необходимо-мыслимые схемы».[23] Работы Флоренского связаны не только с математикой. Предметом техники в его трудах является электротехника (главным образом электрические поля и их материальные среды). Учение о полях связано с задачами геометрии и натурфилософии, а материаловедение – с гистологией материалов и учением о множествах и теории функций. Нельзя забывать о работах, посвященных изучению языка. Слово является тем кодовым ключом, которым мы открывает чужую мысль. Отсюда: занятия – этимологией и семасиологией. Аритмология. В сфере математики, аритмология – это теория прерывных функций. Принцип непрерывности влечет за собой «изгнание понятия формы… невозможно от одного крайнего перейти к другому без промежуточного – таков принцип непрерывности. Нет раскрывающегося в явлении общего его плана, объединяющего собою его части и отдельные элементы – таков смысл отрицания формы».[24] Идея прерывности соотнесенная с основными постулатами научных знаний дает новое представление о геометрии, физике, понятии пространства и времени. На смену аналитическому миросозерцанию (теория непрерывности) должно прийти аритмологическое миросозерцание. Основные принципы последнего: 1) прерывность явлений во времени и пространстве; 2) отрицание того факта, что все законы природы выражаются непрерывными функциями от пространственно-временных координат; 3) неправомерность использования методов индукции и дедукции; 4) невозможность, использовав только одно явление, обрисовать ход событий в прошлом и предсказать их для всех будующих моментов времени. Если аналитическое миросозерцание противостоит всему случайному в науке, то аритмология органически вписывает в себя случайное, исследуемое в рамках теории вероятности. Примеры аналитического развития – эволюционная теория Дарвина, биологические связи всего организма, периоды эволюционного развития общества. Аритмологическое развитие – прерывная картина оформленных и устойчивых биологических видов, индивидуализация частей человеческого тела, революции, социальные катастрофы. Аритмология дает ощущение «надтреснутости мира». Флоренский связывает аритмологию с эсхатологическими (представлениями о конце света) настроениями своей эпохи: «Может быть новейшие исследования и течения в области идеи прерывности намекают именно на ту же близость конца».[25] Антиномизм. «Ведение противоречия и любовь к противоречию, наряду с
античным скепсисом, - кажется, высшее, что дала древность. Мы не должны, не
смеем замазывать противоречие тестом своих философем! Пусть противоречие
останется глубоким как есть. Если мир познаваемый надтреснут, и мы не можем
на деле уничтожить трещин его, то не должны и прикрывать их. Если разум
познающий раздроблен, если он – не монолитный кусок, если он самому себе
противоречит – мы опять-таки не должны делать вида, что этого нет. Природа существования разума антиномична – «разум дву-законен, дву- центрен, дву-осен. Именно в разуме статика его и динамика исключают друг друга, хотя вместе с тем они не могут быть друг без друга».[27] Разум допускает существование множества разнообразных схем и теорий, имеющих общие исходные точки. Такая двойственность – лучшее доказательство трещин мироздания. Сама истина у Флоренского антиномична. Она заранее понимает и принимает свое отрицание, и на любое сомнение в своей правильности отвечает принятием возражения. Сама истина о себе может сказать больше, чем любое отрицание. Но это самоотрицание она сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие становится явным, когда истина высказана вслух. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры (аритмологическое понятие): «…познание истины требует духовной жизни и, следовательно есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т.е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии… только антиномии и можно верить: всякое же суждение не-антиномичное просто признается или просто отвергается рассудком, ибо не превышает рубежа эгоистической обособленности его».[28] Монадология. Монада, в мировоззрении П.А. Флоренского, - некоторая
реальная единица. В духовной сфере бытия она не теряет своей
индивидуальности. Все воспринимается как внутреннее, органически связанное
друг с другом. Происходит постоянный обмен тонкой энергией. Любовь вечно Из пустого самотождества Я монада становится множеством, связывающим Я и Я (Я=Я), то есть органом единого существа. Монадология построена на принципе теории множеств. Этим она отличается от лейбницевой эгоистической монады – самотождества – «Я!» Монада у Флоренского становится фрагментом «много-единого существа». Монадология Флоренского понимается как космизирующий принцип. Основным законом мира П.А. Флоренский считает принцип термодинамики – закон энтропии, всеобщего уравнивания (Хаос). В упрощенном понимании это – закон, которому соответствует возрастание хаотичности, упрощения, деградации, раздробления на однотипные элементы. Мир, предоставленный сам себе, деградирует, упрощается, так как в нем самом нет сил, которые противостояли бы этому процессу. Миру противостоит закон энтропии (Логос). В центре спасения мира находится человек. «Культура есть борьба с мировым уравниванием – смертью». Культура (от В человеке борются космические и хаотические силы. Хаос или грех – есть та причина «надтреснутости мира», распада в душе. Хаосу-лжи-смерти- беспорядку-анархии-греху противостоит вера-ценность-культ-миропонимание- культура. Для Флоренского характерна связь естественно-научного и духовного. И наконец, основа всего, - аритмология – метафизическое и научное мировоззрение. Подчинение мира нехарактерным для научных взглядов того времени законам теории вероятности и теории множеств дало бы возможность революционно изменить ситуацию в сфере знания. Но, к сожалению, эти идеи развиваются и нашли подтверждение только теперь, в конце XX в. Без сомнения, они изменят взгляды на устройство бытия не только с научной, но и с этической стороны. Свободная теософия или синтез философии, богословия и положительной науки. Дух человеческий, создавши отвлеченную философию и отвлеченное естествознание, под конец должен убедиться, что эти сложные и искусные постройки имеют один серьезный недостаток: в них нет места самому зодчему.[29] Если искать смысл вселенной и сущность человечества в таких
философских понятиях как «абсолютная идея», «бессознательное» и т.п., то
душевные потребности и жизненные задачи отдельного человека будут потеряны. Прежде всего, чтобы нам не говорили философия материализма и философия идеализма, мы должны помнить, что сама эта философия, все ее системы абсолютных идей и все ее системы атомов суть лишь продукты человеческого ума, не имеющие и не могущие иметь притязание ни на какое другое значение.[30] Усиленное развитие идеальной философии и материальной науки, говорит Несомненно и наука, и новейшая философия имеют свои частные заслуги, но найти путь к решению основной задачи человеческого знания – смысл вселенной, они так и не смогли. Вместе с В.С. Соловьевым попытаемся понять, что именно мешает достичь смысла и сущности вселенной философии, науке и теологии. Соловьев дал полный анализ каждого из этих частей знания. Согласно его исследованию предметам всякой философии является
действительный мир, как внешний, так и внутренний. Но предметом собственно
философии этот мир может быть не в частных своих образах, явлениях и
эмпирических законах (в таком смысле он есть предмет только положительной
науки), а в своей общности. Если частные явления и законы суть, различные
образы бытия, то общностью их всех оказывается бытие, ибо все существующее
имеет между собою общим именно то, что оно есть, то есть бытие. Положительная наука, считает Соловьев, есть познание данных в опыте
явлений в их необходимости или их законах. Но эта закономерность чаще всего
выводится не опытным путем, а является продуктом деятельности мышления. Поэтому Соловьев предложил привести все частные науки в иерархическую систему, в основании которой лежит самая фундаментальная наука – математика, а вершиной является самая сложная – социология. Таким образом, система наук сводится здесь к простой классификации частных наук по степени сложности или конкретности их предмета.[33] «Из сказанного легко видеть, что в той внешней системе наук высшие, то есть более сложные науки, хотя и опираются на низшие, как на свой материальный базис, но по своему особенному предмету или по тому специфическому элементу, который образует их как особые науки, они состоят вне всякой внутренней зависимости от предыдущих, менее сложных наук, а для этих последних высшие науки с их особенным предметом или в их специфическом элементе являются чистою случайностью (Математика) а (Механика) а + b (Астрономия) (а + b) + с (Физика) (а + b + с) + d (Химия) (а + b + с + d) + е (Биология) (а + b + с + d + е) + f (Социология) (а + b + с + d + е + f) +g » Для достижения всей полноты знания, считает Соловьев, необходимо синтезировать частные науки, и, следовательно, должно допустить некоторую универсальную науку, которая содержала бы в себе формальные начала частных наук. Такой всеобщей наукой является рациональная философия или систематическое умозрение, несущее в себе истины «предполагаемые всяким частным опытом и всякой частной наукой». Принципы каждой отдельной науки связываются с этими всеобщими истинами философии, входят в установленный этою последней «план мыслимого бытия», где они соотносятся друг с другом, и, таким образом, сами становятся всеобщими истинами. Если, таким образом, каждая отдельная наука в своем опытном элементе получала материал, а в умозрении научную форму, то все частные науки в совокупности по отношению к национальной философии представляют материал, который получает форму безусловной необходимости и всеобщности (всеединства), то есть форму истинного знания.[34] Теология издревле давала положительные ответы на все основные вопросы ищущего истины ума человеческого, но так как эти ответы основывались исключительно на религиозных данных, которые для природного сознания могли являться чуждым если не по содержанию, то по форме. Поэтому человеческий разум счел возможным отойти от религиозной истины и решать вопрос об отношениях всего сущего рациональным путем. Синтетические попытки разрешить этот вопрос образуют область рациональной философии или науки умозрительной. Слишком общий и отвлеченный характер получаемых этим путем результатов, невозможность вывести действительность только из рассуждений, привело к стремлению познать истину из действительного опыта, из наблюдений и обобщения фактов. Это стремление породило частные науки, изучающие те или иные стороны действительности. Но познание самой истины – т.е. познание сущего не только в его данной действительности, но и в целостности, универсальности и единстве – эта цель не достигается ни положительной наукой, ни отвлеченной философией. При всех своих достоинствах теология лишена двух признаков, входящих в полное понятие истины: - она исключает свободное отношение разума к религиозному содержанию, свободное усвоение и развитие разумом этого содержания; - она не осуществляет своего содержания в эмпирическом материале знания. Традиционная теология определяет истину как абсолютную или божественную, отвлеченный догматизм, отрицательно относящийся и к разуму, и к науке. Таким образом отрицательное отношение разума и науки к религиозному знанию оправдывается отвлеченно-догматическим характером самой теологии, противоречащим абсолютному значению религиозной истины; и следовательно задача не в том, чтобы восстановить традиционную теологию в ее исключительном значении, а напротив, чтоб освободить ее от отвлеченного догматизма, ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки, поставить теологию во внутреннюю связь с философией и наукой и, таким образом организовать всю область истинного знания в полную систему свободной научной теософии.[35] Круг знаний, в котором преобладает эмпирическое содержание и главный интерес принадлежит материальной истинности, образует так называемую положительную науку; знание, определяемое главным образом общими принципами и имеющие в виду преимущественно логическое совершенство или истинность формальную, образует отвлеченную философию; наконец, знание, имеющее своим первым предметом и исходной точкой абсолютную реальность, образует теологию. Синтез этих трех сфер образует цельное знание или теософию. Достигнуть цельного знания можно, отправляясь от любой его сферы. Но было бы ошибкой считать свободную теософию одной из разновидностей философии. «Свободная теософия или цельное знание не есть одно из направлений или типов философии, а должна представлять высшее состояние всей философии как во внутреннем синтезе трех ее главных направлений – мистицизма, рационализма и эмпиризма, так равно и в более общей и широкой связи с теологией и положительной наукой.[37] Соловьев разделяет философскую систему цельного знания на три органические части: - первая рассматривает абсолютное начало a priori, конечное существование здесь заключается только потенциально – момент непосредственного единства - вторая рассматривает абсолютное начало, как полагающее вне себя конечную действительность – момент распадения - третья воссоединяет конечный мир в абсолютном начале, как актуальном синтетическом единстве. Свободная теософия должна представлять высшее состояние всей философии в более общей и широкой связи с теологией и положительной наукой. Высший синтез как система мировоззрения. У Алексея Лосева наука, религия, искусство и философия объединяются в комплекс, который получил название «Высший синтез». «Высший синтез – мировоззрение, которое охватывает весь мир, всю природу и человека, все явления, совершающиеся в ней и в нем, мировоззрение, которое не удовлетворяется одной какой-либо научной отраслью, но которое подчиняет все одной руководящей идее, которое заставляет все жить гармоничной, лишенной противоречий жизнью».[38] Какова роль высшего синтеза? Служение общечеловеческому идеалу, постигновение универсальной истины и красоты, воспитание нравственных сил для достижения этого идеала. Согласно философской концепции Лосева, каждая из четырех частей высшего синтеза (то есть наука, философия, религия, искусство) дополняет остальные в служении идеалам истины и красоты. Что есть наука? Систематическое изложение знаний, добытых на опыте (через посредство внешних чувств). Что есть философия? Миропонимание, составляющееся путем синтетического соединения научных сведений. Что есть религия? Сознание своей зависимости от Высшей субстанции, союз человека с Что есть искусство? Изображение и постижение человеческого при посредстве образов и лирического чувства. Высший синтез, как основа нашего мировоззрения, есть также следствие законов, управляющих Вселенной. Так как человечество в общем и человек в отдельности являются неотъемлемой частью Вселенной, то, следовательно, по логике высшей синтез не есть следствие индивидуального выбора, он обязателен для всех. Высший синтез необходим для развития человечества. Для успешного исследования в какой-нибудь области науки необходимо знать ее отношение к другим наукам, причем на всем историческом пути человечества. Отсюда следует соединение науки и философии. Философия же есть прежде всего синтез органически соединившихся начал знаний. Высший синтез не диктует никому правил поведения, не навязывает идеалов. Это базис, на котором каждый строит свое мировоззрение. Лосев считал, что человечество достигнет счастья только тогда, когда примирятся главные области психической жизни человека: религия, философия, наука, искусство, нравственность Они имеют общий источник – потребность совершенствования, жажда идеала, стремление к Творцу, любовь к нему. Они имеют одинаковые цели: а) постигновение трех абсолютов: Бога, мира и человека. б) достижение известного идеала, нравственного и умственного В чем же заключается счастье обладания высшим синтезом и какое он дает ведение. Во-первых, он открывает нам блестящие перспективы умственного и нравственного развития. У нас есть постоянный источник наших нравственных сил, а с другой стороны, существует бесконечный идеал. Следовательно совершенствоваться и можно, и обязательно. Во-вторых, мы можем остаться цельными при всеобщем разъединении и противоречии. В-третьих, дает возможность при всех аналогиях современности верить наступлению «неба с алмазами». Заключение В истории русской культуры и религии наука и философия были всегда
разделены. Это противопоставление берет свое начало в Византийском
православии. Мистики тяготели к религии аскетизма, не признавали
доказательств, которыми их противника объясняли церковные догматы. В эпоху русского Просвещения молодежь «заразилась» идеями французских материалистов, несовместимыми с верой в человека. Возникло представление о мире, как некоем механизме, который управляется законами математики. Если до этого времени официальная церковь проповедовала Человек – образ и подобие Божие, то теперь человек становится биологической машиной, обезьяной, согласно Дарвину. Начиная с XVIII века в обществе стал господствовать естественно-научный принцип мировоззрения, а традиционные философские и теологические науки, хоть и продолжали развиваться, но были вытеснены на задний план. Предреволюционная ситуация всегда радикально меняет общественные
настроения. Если молодежь XVIII – начала XIX в. увлеклась Ньютоном, Позиция «против» - ее представители считали несомненным вред науки. Ее бесполезность доказывается невозможностью решить насущные проблемы отдельного человека. Наука не может, кроме того, ответить на вопрос – В чем смысл жизни? А где нет пользы – там несомненный вред. Наука виновата: 1. представила человека в виде совокупности атомов, отняв у него «Божественный огонь» – душу; 2. ограничила его видение мира, загнав в рамки рассудка; 3. и еще неизвестно, приносят ли плоды науки пользу цивилизации – не развращают ли они общество. К счастью для науки, у нее нашлось немало защитников. Воспитание человека нравственного и совершенного невозможно без участия наук. При этом под наукой понимается не только естествознание, но и науки гуманитарные и богословские. Что касается наук точных, то, как можно увидеть, они открывают законы, которыми управляется наше мироздание. Науки являются тем базисом, на котором строится все. И только разумное объединение философии, науки, религии, нравственности, искусства и т.д. поможет совершенствованию бытия. К сожалению, в настоящее время наука потеряла прежнюю ценность. Автор выражает уверенность в том, что этот период будет недолгим, и, в скором времени в обществе появится прежний интерес к научным знаниям. Литература 1. Бердяев Н. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. 2. Бердяев Н. Наука как альтернатива религиозной духовности // Вопросы философии 1990, № 11. 3. Иванов В.Г., Солдатов А.В. Проблема мироздания в науке и культуре. СПб.: изд-во С.-Петербургского университета, 1994. 4. Лосев А. Высший синтез как счастье и ведение // Вопросы философии 1997, № 5, № 7. 5. Половинкин С.М. Логос против хаоса. М. Знание. 1989 (О П. Флоренском). 6. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т., т.1. М. Мысль. 1988. 7. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. соч. в 2-х т. Т.2. М., 1988. 8. Соловьев В.С. Сочинения. М. Раритет, 1994. 9. Философия, наука, техника. Изд. ин-та естествознания и техники. Ленинград, 1989 (Ф П. Флоренском). 10. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. изд-во Республика, 1992. 11. Франк С.Л. Реальность и человек. М. изд-во Республика, 1997. 12. Франк С.Л. Религия и наука. Франкфурт-на-Майне. Посев, 1967. -----------------------
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |