рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.

Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного

властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.

Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я

и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего

знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его

символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого

мироздания и проникающего его во всем принципа магического

превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа,

сказки и были, реальности и сновидения.

9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.

В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.

Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый

план других.

Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий

романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до

публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.

Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-

гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка

и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е

года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит

позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами

философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -

Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.

Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир

как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е

годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».

Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. -

сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.

Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория

ценности).

Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,

Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул

Шпенглер.

80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма -

эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой

научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый

способ развенчания метафизики - явление является предметом познания

благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только

опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх.

пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом

анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха

организовался т.н. Венский кружок.

6.Французская философия 19века. Франция.

События революций показали негативный момент разума, обратную сторону

Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на

эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы,

равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения

стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум,

т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко

проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.

Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.

Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма

(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не

разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.

Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,

Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).

Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый

представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из

Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в

первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна

быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает

форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию

от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В

основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний

опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей

личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил

через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы.

Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную

активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда.

Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.

Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое

явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал

идеи Мен де Беран к естествознанию.

Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и

К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы

познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном.

Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и

морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не

должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от

прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и

границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал

тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной

духовной активности продуцирует смысл вещей.

Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен. Французский мистицизм I

пол. 19 века.

Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались

произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде

рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей

(человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это

позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились

думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в

человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были

публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему

человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено.

Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.

Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен

ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает

человечество в хаос.

Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего

с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо.

Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от

природы.

Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая

школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип

сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.

Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.

Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет.

Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность

Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский

образ = романтическая литература. «Буря и натиск».

«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество

персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились

не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое

время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье.

Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в

волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до

Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира-

«странствия».

В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение,

не школа и не традиция.

Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития,

движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во

времени. Мир в его многообразии и единстве.

Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом

смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино,

сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление

именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо,

неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения

философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается

поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда

антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.

Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как

нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания,

философии и искусства. Инструментарий мистического хар-ра и пример такового

познания - их искусство.

Природа понимается как жизнь, все одухотворенно. Примат «содержания» над

формой. Приоритет фантазии над рассудком.

Философия Йенского кружка(1797-1804)

Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф-

ф - литературовед.

Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя

Ницше и относился к ним скептически.

Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным

взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не

должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так. Многие

явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде

необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать

его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее

интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика

интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с

непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из

целого путем механической связи частного.

Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить

ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу

виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не

явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий

уровень развития.

Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.

Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики

рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная

редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию».

Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как

база для создания художником нового. Эстетическая рефлексия в принципе не

имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против

диалектического сознания. Задача - разрушить примитивные, житейские

воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка

полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет

свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики

кончали сумасшествием. Попытка выхода из эстетического тупика: Шиллер.

Последователь Канта. Воссоединение утраченной целостности субъекта -

эстетический акт. Шиллер рассматривает как эстетическое склонность,

желание, побуждение, как рациональное - долг. Эстетическая сфера - гармония

чувственного влечения и долга. Не имеет никакой реальности, эстетическая

видимость, фантом. Образ целостности человека. Эстетическая сфера -

средство нравственного воспитания человека. Субъект среди царств

нравственного долга и законов природы строит сферу прекрасного. Она имеет

онтологический статус в самом человеке. Ценна тем, что готовит человека к

нравственности. В одном случае субъект несубстанциален, в другом

эстетическая сфера становится базой морали. Позиция Канта реалистичнее

позиции Шиллера. Романтики исходят из того, что сфера эстетики - сфера

продуцирования нереальных образов. Эстетическое суждение должно иметь

реальную основу.

Гёте - художник. Гёте, помимо того, был ещё и учёным,

естествоиспытателем. Начинает интересоваться Кантом после КСС.

Нашёл аргументы против Шиллера. Не надо приписывать природе наши

субъективные цели. Телеология - чисто субъективный способ

представления природы. Изучает КЧР, КПР, пытается определить своё

понимание природы, свободы и прекрасного. Кант пытался преодолеть

идеализм и произвол умозрения. Гёте отмечал, что наше знание

целиком из опыта не проистекает. Эту же позицию Кант занимает в

эстетике: избежать и классицизма, и романтизма. Ценность любого

произведения искусства в многобразии различных впечатлений. Гёте

никакой специальной эстетики не писал. В произведении искусства

невозможно понятийно выразить идею. Он близок здесь к романтизму.

Подчёркивает значение теоретического мышления в искусстве. В

каждом произведении содержится концепция. Единство воображения и

познающего разума. Доктор вагнер в «Фаусте» - типичный образ

учёного, рассудочного человека. Фауст же через учёную карьеру

ищет нравственный смысл жизни. Он должен разувериться в силе

разума - и тогда окажется в лапах Мефистофеля. Приоритет

чувственного над рассудком, о чём говорит дьявол«Фауста».

Фантазия как необходимое дополнение рассудка. Её гармония с

понятийным миром не исчерпывается словом «игра», нужна опора на

ratio. Художник должен смиренно копировать правду. Дисциплина

мысли. Художественное творчество - не игра, а серьёзный труд.

Против абсолютизации активности эстетического субъекта. «Фауст» -

сложнейшая интеллектуальная конструкция. Критикует романтиков,

требующих отказа от выражения нравственной позиции в

произведениях искусства. Своеобразие романтической иронии: 1/

ирония как активность познающего разума, 2/ как активность

морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен

откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают

отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей

надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит

нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция

художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за

рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент

построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила,

отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача

- зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет

определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине.

Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от

свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира

вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в

художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие

продуктивности. Это фундаментальное свойство человека,

универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к

сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с

природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача

творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью

своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к

миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами,

неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов

природы и всеобщего морального содержания синтезируется

изображение общего, существующее только через индивидуальность.

Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих

законов. В искусстве общий смысл существует через

индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали.

Способность поэта - выразить это общее в единичном, через

индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное

существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый

объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству.

Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая

в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности.

Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину,

которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей

истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения

человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности,

создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во

всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект

качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез

знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его

индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность

предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие

эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности

существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий

и основана на эмоциональной активности субъекта

«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия.

Понятие бытия и переживания у Дильтея.

Критика историзма у Дильтея.

Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума,

обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и

позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот

проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка

человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-

1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о

духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету.

Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее

категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние

переживания, человеческий мир структурирован как исторический.

Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их

единичности. Эти противоположности связываются понятием типа.

Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе.

Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание

и воспроизведение) - теория вчувствования?.

Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности.

«Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического

мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и

жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание

наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)

Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых

требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика,

вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается

связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в

природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся

объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве

тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание

обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе-

история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа,

объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается

естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе

благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение

Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и

через осмысление истории.

Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира,

абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка -

динамическая связь, продуцирующая ценности и цели.

Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек-

существо историческое. Метафизические построения также являются

продуктом истории. Задача философа - предложить критически

понятую «философию» философии. Критика исторического разума из

анализа исторических оснований. Относительность любого

исторического феномена связана с фактом его конечности, но

осознание конечности и относительности - последний шаг к

освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого

переживания. Перед лицом относительности ясна ценность

непрерывной творческой силы как существенного исторического

элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в

историческом человеке.

22. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Германия.

«О четверояком корне закона достаточного основания».

Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос

посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон

каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией.

Благодаря категории причинности, одно определяется как определяющее

(причина), а другое как определенное (действие). Каузальное действие

объекта на другие объекты есть целостная реальность объекта. Принцип

каузальности распространяется только на представления, объективированный

мир. Представления, таким образом, являются объектами опыта и науки.

Представления есть чувственные (интуитивные) и абстрактные. 4 класса

объектов: физические, математические, логические и этические - 4 различные

формы причинности, 4 характеристики познаваемых предметов. 1) физические

объекты. Принцип достаточного основания в области становления представляет

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.