рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

p> 40.Диалектика природного и социального в человеческой жизни
Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.
Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное.
Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)
Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.
Как соотносятся в человеке эти 2 начала?
1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.
2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.
Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:
Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.
Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих поколений, их культуры.
Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.
Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания.
Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества.

37. Проблема антропосоциогенеза (философская проблема человека).
Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.
В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное
(социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека- теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека-
А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.
Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек-венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы.
Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени-механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила из вне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.
Проблема становления человека в условиях развития-проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество.
Природа и сущность человека
Проблема человека-есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек- ручное животное.
??????? человек Платона". Платон откорректировал своё определение: человек-животное двуногое беспёрое и с широкими ногтями.
Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда.
Человек-Homo sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек уникален- он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.
Классификация:

1. Субъективистский подход: человек-его внутренний субъективный мир.

2. Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.

3. Синтезированный подход: субъективный и объективный.
1,-Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие-нет. Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Природа-жив. существование человека. Атеисты (Камю,
Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает. Представители религиозного крыла, Хайдегер и Ясперс, считают, что сущность человека не может существовать без понятия Бога.
Человек-создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь ,борьба и т. д. Человек приобретает сущность только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла.
2,-Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет сознание.
3,-Его начало заложено в психоанализе З. Фрейда, который пытался синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики.
Концепции антропосоциогенеза должны были объяснить, как сформировались особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты: самосохранения, половой.
Как человек приобрёл социальные признаки?
Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 признака:

1. Тело-приспособленное для прямохождения.

2. Кисть-развитая для тонких манипуляций.

3. Развитие головного мозга.

4. Голая кожа.
Как появились эти признаки-загадка?
3,5-5 млн. лет назад австралопитеки-только умел прямо ходить, питекантроп
(1,5 млн. лет назад)-еще умел изготавливать орудия труда, неандерталец (150 тыс. лет назад)-еще и пользовался орудиями труда.
Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции:

1. Общая космологическая теория эволюции.

2. Синтетическая теория эволюции.
1,-разработана в рамках синергетики. Человек сам является процессом эволюции социального мира.
2,-человек продукт естественного отбора и мутаций. Возникновение человека связано с возникновением жизни.
В противовес существуют теории, которые связывают возникновение человека с божественным акт творения, т.е. для того, чтобы счастливым образом сложились все обстоятельства для возникновения человека нужно много времени, а времени существования Земли не достаточно.
Трудовая теория антропосоциогенеза.
Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8 млн. лет назад спустились с деревьев на землю и заселили жаркие саваны Южной Африки, где постепенно от собирания растений перешли к охоте на животных. Периодически приходилось вставать на задние ноги. В результате регулярной практики стали ходить на двух ногах, что позволило быстрее двигаться освободились передние конечности, стали заниматься трудовой деятельностью, возник коллективный труд ( необходимость общения ( возникновения речи ( развитие сознания, таким образом труд создал человека.
В рамках развития эпистимологии(Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую теорию. Человека человеком сделала природа.
Другая теория: естественный отбор–предки жили на деревьях, потом спустились на землю.
Почему представители одного и того же вида агрессивны по отношению к соплеменникам? Когда предки спустились на землю все экологические ниши были уже заняты, предки вынуждены были стать санитарами природы–есть то, что осталось от других животных, даже трупы соплеменников. Пока проходил процесс становления притупление инстинкта было не так заметно, а когда он взял в руки палку, остро встала проблема человека как вида. Возникли внутренние нормы, которые должны были решить следующие проблемы: 1) проблема распределения пищи; 2) проблема, связанная с удовлетворением полового инстинкта.
Постепенно возникли нормы морали, частной собственности.
Человек является человеческим существом благодаря тонкой пленке, которая называется культура, она возникла в процессе воспитания и образования.
Третья теория–концепция "водяной обезьяны". Когда предки спустились на землю, то расселились по берегам водоемов. На отмели приходилось вставать на задние конечности руки освобождались, становились более чувствительными, а развитие рук напрямую с развитием головного мозга. Люди постоянно находились в воде, выходили на землю, лохматые дольше сохли ( чаще болели ( выживали "лысые". Так как они ели морепродукты нужна была определенная сноровка ( развивалось сознание.
Биологический и социальный человек. Существуют две крайности: 1) социологизаторы; 2) биологизаторы.
Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.
Индивидуальное в человеке–биологическое ( более консервативно).
Социальное–постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на социальном уровне.
№ 38 Проблема сознания в философии.
Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало.
Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии.
Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.
Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.
Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило своей актуальности и в настоящее время.
Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта.
С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание.
Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу идеального:
1. Природу идеального ищут на стороне субъекта(Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.
2. Природу идеального ищут на стороне практики(Ильенков)–идеальное–объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.
3. Природу идеального ищут на стороне объекта(Лившиц)–идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление(перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции.
В истории философии:
Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.
Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге.
Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание.
А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать(смотреть на самого себя). Эта проблема–в рамках восточной философии.
Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение:
Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.
Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека.
Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.
XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.
Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.
Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».
Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)». Вывод:
1. Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание.
2. Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).
Проблема природы сознания.

Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции:
1. Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?
2. Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное(космическое).
3. Как соотносится сознание и близкие ему реальности.
I. Сознание и физические процессы.
Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.
Научный материализм(близко к марксистской философии). Его крайняя форма–физикализм(научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). «Все есть физическое». Аргументы:

- Успехи в моделировании искусственного интеллекта.

- Генетика

- Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека

- Связь типа мышления с полушариями мозга.

- Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: «Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога»(например, отказ рисковать–трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство–редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы:

- Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.

- Прикладные разработки по проблеме «духовное–телесное»(помощь людям с дисфункцией).
Тождество телесного и духовного не было доказано.
II. Своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам.
Иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.
Солипсизм–утверждение, что материальный мир–порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека?
Три подхода к решению этого вопроса:
> С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.
> С.–свойство живых организмов.
> С.–атрибут человека.
С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.
С.–явление надчеловеческое–не только проявление божественного разума(информационное поле, энергия разума и т.д.)
Рерих «Живая этика»: нельзя ограничит мысль сферою земной.
Талбот: Вселенная–гигантский разум, мышление–результат взаимодействия полей.

С.–свойство живых организмов

Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.
Отражение–основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни отражения:
. Отражение неорганической природы–механическое, физическое, химическое(потенциальная информация).
. Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно используется информация)
. Социально–психическая форма отражения–антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)
В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?
Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.
Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.
Общественная природа сознания.
. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.
. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются(зачастую неосознанно).
. Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.
Особенности сознания.
. С.–продукт общественной трудовой деятельности.
. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.
. Целеполагающая деятельность С.
. Творчески-активный характер С.
. Проектирующая деятельность С.
. С. как субъективный образ объективного мира.
. С. как идеальный образ материального мира.
. С.–продукт развития материи.
. С.–свойство высокоорганизованной материи
. С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.
. С.–материализуется в языке.
Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала.
Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется.
Однако, существует мышление вне языка.

№43 Теория познания и ее предмет.
Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.
Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может создавать оптимальные условия для жизни.
Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.
В гносеологии знание употребляется в смыслах:
1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.
2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.
Знание–как результат, познание–как процесс.
Гносеология используется в смысле:
. Учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности человека и общества.
. Философская концепция, предметом кот. является познание в его специфике(рассматривая любого философа- его гносеологический взгляды).
Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э. используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы:
«Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии сформировались различные концепции:
. Скептицизм
. Агностицизм
. Гносеологический оптимизм
«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В
Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).
Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у
Юма и Канта.
Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.
Человек познает мир в силу проявления своей познавательной активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.
Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций:
1. Дает необходимый практический материал
2. Ставит перед субъектом познавательные задачи
3. Практика–способ приложения знаний, цель познания.
Познание по отношению к практике выполняет функции:
1. Информативно–отражательная функция
2. Проектно–конструктивная функция
3. Регуляритивная функция.

39. Общество и природа. Понятие ноосферы.
История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам)
Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.
Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.
Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд-та главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни- общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.
Одна из актуальных проблем философии–проблема взаимоотношения общества и природы.
Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне и независимо от нашего сознания.
Природа ( в узком смысле слова)–совокупность естественных условий существования.
Общество–форма совместной жизнедеятельности людей.
С развитием общества и философской мысли менялись представления о взаимоотношениях общества и природы.
Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны.
Идея общества–жить в согласии с природой.
Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.
Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации.
Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу, стать ее господином».
ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком.
Зависимость человека от природы привела к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.
Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе главная причина–биологическая.
«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).
Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как следствие прироста народонаселения).
Вопрсы взаимодействия природы и человека связаны с понятиями
«географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».
«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие материального производства.
«Окружающая среда»-поверхность Земли,ее недра, часть Солнечной системы, попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:
1.Естественная среда (1 природа)–живая и неживая природа–биосфера
2.Искусственная среда ( 2 природа)–то, что создано человеком–предметы, животные и растения ( в результате селекции), отношения между людми ноосфера
--- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней
В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов
Жизнь и разум --- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи, является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени умирает, а вечны только материя и др
Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания
. Ноосфера:
1.сфера господства разума (Фихте)
2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден,
Вернадский).
Ноосфера по Гейяру Де Шардену–коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции.
Вернадский: Ноосфера–растущее глобальное осознание вторжения человека в естетсвенные циклы и взвешенный и целенаправленный контроль человека над биохимией.
Данная концепция напоминает натурфилософские системы и сцеинтистские утопии. Ее ценность–дает конструктивную модель вероятного будущего; ограниченность–рассматривает человека как разумное существо. «Самая суть понятия ноосфера–вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.
№ 41 Смысл человеческого существования
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом.
Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом»
2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии.
Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв бессмысленности».
Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу.
Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь
Богом.
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»
1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.