![]() |
|
|
Поиск истиныПоиск истинысмотреть на рефераты похожие на "Поиск истины" ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3 Метафизика и логика Аристотеля по проблеме истины 5 Гносеология Канта и его подход к проблеме истины 8 Нравственное решение проблемы истины Вл. Соловьева 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ В любые времена человек пытается определить для себя, что такое истина. Целью данной работы является исследование одной из основополагающих
проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. В
моей научной работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов Под возможностью передавать знания, мы понимаем некоторую
совокупность элементарных действий, выражающих определенные мысли
передающим, интерпретация этих элементарных действий принимающим, и
созданием у себя достаточно близких мыслей и образов с передающим
субъектом. То есть общение субъектов возможно лишь в "человеческих"
действиях, в понятиях "придуманных" человеком (ограниченных чувствами). Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, я считаю, что человеку необходимо постоянное совершенствование, расширение и уточнение общественных терминов (имеется в виду не только научные термины, но и искусство). Итак, изначально человеком может исследоваться окружающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в человеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях. Поэтому для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир. Метафизика и логика Аристотеля по проблеме истины Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается Слово "логика", а тем более выражение "формальная логика" у Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов логики” ...не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправится от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергаются никакому изменению" (см. [1], т.1, стр. 251)"...если существует движение и нечто движущееся, а движется от чего-то и к чему-то, то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и [затем] не быть в нём, двигаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их мнению" (см. [1],т.1, стр. 281-284) По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В
самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося
деятельности – дело. Ведь люди деятельные даже тогда, когда они
рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к
чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная причины. А
из всех вещей тем или иным свойством обладает та, благодаря которой такое
же свойство присуще и другим; наиболее истинно то, что для последующего
есть причина его истинности. Поэтому и начала всего существующего должны
быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и причина их бытия
не в чем-то другом, а наоборот, они причина бытия всего остального; так
что в какой мере каждая вещь причастная бытию, в такой и истине" (см. Аристотель также выделяет проблему, впоследствии ставшую камнем
преткновения в философии: на основе чего строится познание человека о мире Таким образом, мы видим, как трактовалась в древнегреческой философии проблема истины. В частности, какое звучание эта проблема приобрела у Аристотеля. Необходимо отметить, что отправной точкой для исследования истины, у него служит положение о необходимости опираться на непреходящее бытие. Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины, в поисках которой необходимо лишь опираться на формальные законы логики. Гносеология Канта и его подход к проблеме истины "В работах Канта "критического периода" проблемы теории познания, этики и вопросы о целесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концепции, в эстетике... В анализе процесса познания Кант особо выделил понятийное мышление Кант различал и обособлял созерцание и рассудок, отводя каждому
определенную роль в познавательном процессе. Однако он постоянно
подчеркивал их взаимосвязь: "Без чувственности ни один предмет не был бы
нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без
содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой
мере необходимо свои познания делать чувственными (то есть присоединять к
ним в созерцании предмет), а свои созерцания постигать рассудком, то есть
подводить их под понятия. Эти две способности не могут выполнять
функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего
не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание" (см. Кант утверждает, что его логика является продолжением существовавшей до него логической мысли. "Теперешняя логика, - пишет Кант, - происходит от аристотелевой аналитики. Этого философа можно считать отцом логики. Он изложил ее как орган, он и подразделил ее на аналитику и диалектику. Его трактовка весьма схоластично и сводится к развитию самых общих понятий, лежащих в основе логики, отчего, однако, нет пользы, кроме той, что отсюда получаются обозначения различных действий рассудка, так как почти все он сводит к пустым тонкостям. Впрочем, я считаю, со времени Аристотеля, логика не много обогатилась по содержанию, да это и невозможно в силу ее природы. Улучшаться же она может в отношении точности, определенности и отчетливости. Есть лишь немного наук, достигших столь устойчивого состояния, что они более не изменяются. К таковым принадлежит логика... Аристотель не упустил ни одного момента рассудка, и в этом отношении мы лишь точнее, методичнее и аккуратнее. Но формальную логику Канта нельзя считать продолжением развитием логики Аристотеля. Логика для Канта – собрание чисто формальных правил, служащих лишь
для согласования мыслей. Логика, по мнению Канта, не может быть методом
достижения объективной истины, орудием отыскания новых результатов. В
работах Канта делается попытка взглянуть на процесс познания не извне, а
изнутри человека. Показывается ограниченность способности человеческого
познания. "Все то, что противоречит законам рассудка и разума, невозможно
при всех случаях; однако с тем, что, будучи предметом чистого разума,
не подчиняется только законам созерцательного познания, дело обстоит
иначе. Ведь это расхождение между чувственной и рассудочной способностью
указывает только на то, что ум часто не может выразить конкретно и
превратить в созерцание те абстрактные идеи, которые он получил от
рассудка. Но эта субъективная трудность, как это нередко бывает,
ошибочно кажется каким-то объективным противоречием и легко вводит в
заблуждение людей неосмотрительных, заставляя их принимать границы
человеческого ума за пределы, в которых содержится сама сущность вещей" Философия, изучавшая знание в существовавших в науке того времени
образцах, пришла, по крайней мере, к двум сформировавшимся позициям. Итак, если предшественники Канта проблему происхождения знания ставили в форме дилеммы (знание- продукт опыта, и знание производится разумом), то Кант решал ее так: научное знание возникает благодаря опыту посредством априорных форм созерцания и рассудка. Наряду с конкретно- научным знанием необходимо было объяснить своеобразие философского знания. Такая задача не ставилась предшественниками Канта. Кант предложил следующее: философское знание выходит за пределы опыта, если в ответе даны явления, составляющие содержание конкретно- научного знания, то философское знание относится к вещам самим по себе, таким, как душа, свобода, бог. Это знание, покидающее сферу опыта, не может претендовать на достоверность. Оно-предмет веры и необходимо лишь для практической деятельности. В отношении к вещам самим по себе Кант усматривал своеобразие философского знания. А так как это знание не может претендовать на достоверность, то философия, как отрасль знания, нуждается в преобразовании. Она не может быть наукой о бытии, а должна быть наукой о познании, о границах разума, о его способности к априорному познанию. В отличие от предшественников, Кант полагает априорность не только
деятельности интеллекта, но и чувств. Это - априорное созерцание. С помощью
априорного созерцания познаются только явления, но не вещи сами по себе. 1. происшедшие из опыта, 2. происшедшее из общего правила, которое когда-то было заимствовано из опыта. Своими успехами логика обязана, как мне кажется, только
ограниченности своей задачи, которая дает ей право и даже обязывает ее
отвлечься от всех объектов знания и различий между ними; в ней,
следовательно, рассудок имеет дело только с самим собой и своими формами" По мнению С.И. Попова, изложенному в книге "Кант и кантианство", основными чертами кантианской трактовки предмета формальной, или общей, логики являются: 1) Общая логика есть основа всех других наук. 2) Общая логика не может быть логикой истины, органоном, то есть орудием познания истины. 3) Она есть канон рассудка и разума, то есть совокупность принципов, которые учат "правильному, то есть согласному с самим собой, употреблению рассудка". При этом Кант подчеркивал, что общая логика служит не для расширения, а лишь для "обсуждения и исправления" знания, являясь логикой проверки, логикой последовательности мысли. В ней мы имеем дело лишь с формой, а не с "материей" знания. 4) Принципы общей логики, то есть правильность связи мыслей, являются формальными критериями истины. Характерные особенности кантовской трансцендентальной логики
сводится к следующему: "материи", то есть содержание знания. Кант предпринял попытку создать новую логику, существенным образом отличающуюся от старой, формальной логики. Трансцендентальная логика есть, по его замыслу, логика истины, логика единства содержания и формы, логика, исследующая происхождение знания. Трансцендентальная логика имеет своей задачей доказать непознаваемость вещей в себе, а следовательно, и недостижимость объективной истины. Для понимания предмета, задач, и значения науки логики необходимо решить вопрос о правильности и истинности мышления. Для решения этого вопроса надо обратится к кантовской теории истины. Вопрос об истине Кант ставит во введении к разделу "Трансцендентальная
логика" "Критика чистого разума" (см. [6],т.3). "Что есть истина? - вот
старый известный вопрос, которым старались поставить в тупик философов и
привести их к жалкому логическому кругу, или к признанию их неведения,
а, следовательно, и тщетности логики, - пишет Кант. - Номинальное
определение истины, согласно которому она есть соответствие знания с его
предметом, здесь допускается и предполагается заранее" (см. [6],т.3, стр. В "Логике" Кант писал: "Истинность, говорят, состоит в согласии
знания с предметом. Следовательно, в силу одного этого слова объяснение,
мое знание, чтобы иметь значение истинного, должно быть согласным с
объектом. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому,
что я познаю первый. Следовательно, мое знание должно подтверждать само
себя, а этого еще далеко не достаточно для истинности. Ведь так как объект
находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том:
согласно ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте". (См. Отстаивая свои взгляды на истинность мышления, Кант ставит следующие
вопросы: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |