рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии (БрГТУ)

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный

закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный

пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет

исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный

результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления

отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между

исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между

старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на

смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,

развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия

процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то

стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить

положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого

и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под

влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и

при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные

черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое

включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,

изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и

особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены

старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний

.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и

поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию

данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и

регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления

зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его

элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в

области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с

господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как

определенный этап развития. Живые организмы возникают,

совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер

прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает

данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого

и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество

отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном

виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит

противоречивый характер, показывает направленность развития предмета

(явления).

17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено

общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития

знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит

объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по

своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,

оно есть "свёртка" практики.

Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма

отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,

мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого

мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником

активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,

усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В

связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение

человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается

благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в

идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в

физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся

исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир

человека и др.)

2) субъект познания - общественный- это социально сформированный

человек, который реализует познание, формирует новое знание.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который

вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать

различные предметы познания.

Принципы познания:

1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.

2) адекватность образов и прообразов процесса познания.

3) введение практики в основу теории познания.

18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное

познание, которое осуществляется посредством органов чувств,

биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью

человека. Для него характерно:

1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.

2) наглядность и предметность возникаемых образов.

3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах:

1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и

даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта

2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,

процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.

Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического

состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие

предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

3-представление - образ ранее воспринятого или созданного

воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,

фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за

счёт воображения.

19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -

процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём

сознания абстракции.

Логическое познание характеризуют:

1) опора на чувственные данные

2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о

которых мыслит)

3) обобщённость и абстрактность

4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и

отношений

5) связь с речью, фиксация в языке.

Логическое познание осуществляется в 3 формах:

1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено

чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к

общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к

сущности.

2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и

отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.

утверждающая или отрицающая что-либо.

3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся

суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности

к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность

оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень

рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,

исследовать и создавать их.

20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она

основана на принципе отражения и представляет собой применение

«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания

несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как

познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной

деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы

истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.

Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более

высокой.

Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс

получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную

сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией

о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы

минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание

составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической

деятельности.

Гносеологические функции практики:

базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную

информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от

нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение

нового знания и его преобразование;

критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,

что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и

непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение

истинного знания [1, 74-78].

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные

данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,

методы; познание является средством практической деятельности;

проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы

таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть

без науки, вне ее;

регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает

управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на

друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны

противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут

приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из

сторон может отставать от развития другой, что является естественным

выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может

вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и

теории, и практики.

21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы

теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо

форм существования истины.

В философии существуют следующие концепции истины:

1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение

предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из

концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.

2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие

одних знаний другим.

3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для

человека.

4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает

большинство.

5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это

процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,

а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно

познать этот мир.

6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по

содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это

значит, что содержание человеческих представлений не зависит от

субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В

идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и

абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников

субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности

как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей

стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе

человечество располагает относительной истиной - приблизительно

адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание

каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -

такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может

быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная

истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина

складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не

в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а

заключается в практике.

22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с

точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку

функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении

действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют

как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно

только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это

противопоставление становится относительным, так как сознание - не

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и

материей существуют:

1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на

определённой ступени её развития.

2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны

между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель

сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания

тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

В гносеологическом плане сущностью сознания является его

идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы

не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных

процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть

отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов

практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность

сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый

от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное,

преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание -

субъективная (идеальная) реальность.

Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно

взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем

самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем

при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.

Формы отражения:

1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.

2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.

3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического

отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в

мире и взаимодействие с ним.

С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как

функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий

фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир

2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные

нормы, идеалы, знания.

3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.

4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое

состояние.

5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг -

космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной,

причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический

и информационный.

Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.

Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль

- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в

материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются

при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь

- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не

может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не

только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи

23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или

иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении

внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание

определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые

существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект

оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность

на объект.

В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание

о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и

страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание –

это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести

переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности

человека. – геоцентрическое мировоззрение.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,

царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и

причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и

возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание

представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы

того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо

идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в

утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является

самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально

рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так

как сознание тождественно предметному миру.

В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения

действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью

функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и

самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку,

а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей

человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.

Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ

объективного мира.

24. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как

духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое

преобразование действительности. Творческая деятельность сознания тесно

связана с практической деятельностью человека и с потребностями,

возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове

человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и

нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ

предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается

результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего

совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего

проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность,

составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы

ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с

общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но

человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и

верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам

и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной

способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого

характера сознания является необходимым требованием понимания

человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с

действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные

люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на

человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи

следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное,

в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через

практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.