рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии для аспирантов и соискателей

натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений

в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить

вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее

четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем

проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении

ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности

формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт

мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С

момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка

и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало

антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти

появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек

стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл.

речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык

слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле

- слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения

. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило

вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр.

Наглядным

3

Билет 7

1. Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни,

экзистенциализм, психоанализ).

Иррацоин-м –это опроверж-е тезиса Гегеля о разумности всего действ-ого и

выдвижение на 1 план не разума а: воли, бессознательного, экзистенции.

Ф-я жизни: 1)противопост понятия жизнь Гегел-му Абс духу: Шопенгауэр: жизнь-

это воля, Ницше:ж-

это воля к власти, Бергсон: ж-это поток переживаний, Гельтей: ж-это

эмоции. Выбор жизни в кач-ве субст-ии связан с тем что она первицнее

субъекта, Абс духа и т.д.2)Интуитивизм: ж познается не логич-ми категориями

а интуицией как непосредств-й формой воспият-я 3)Эстетизм т.е. требование

воплощать рез-ты интуитивного познания в худож образах.Шопенгауер1788-1860

Предпосылки: 1)мир есть моё представ-е а не разворач-е Абс духа 2)Восприят-

м руководит воля => она субс-ия мира 3)Пессимизм. Отрицает законы и

познаваемость мира, который принципиально непознаваем. Существует понятие

- вещь в себе (это воля - объективное в конкретных объектах). Воля

неразумна, слепа, бессознательна находится в разладе сама с собой,

неистовствует против себя. Волящий субъект бесконечно несчастен.

Последователь Буддизма, на путь в нирвану - отказ от воли. Работа: "Мир

как воля и представления. Фридрих Ницше 1844-1900 Основ х-ка личности -

воля к власти (якро выражена у полководцев и у правителей). Глваный

критерий в умении владеть собой. Весь мир - неприрывная борьба

квантов власти (каждый стремится занять главенствующее положение).

Ницше поднимает проблему страдания и сострадания. Страдание

возвышает человека. Высший способ преодолеть боль и болезни. Сострадание

унижает человека. Отношение к слабым - презрение. Мораль - выдумка

слабых. Сильные не должны ей руководствоваться. Они стоят по ту сторону

добра и зла. Христианство сформирует слабую личность. Работы: "По ту

сторону добра и зла", "Генеология морали". Положения: 1) воля к влас как

исход категор жизни 2)христ мораль-система огранич волю к влас она:

принижает ч (ч –тварь Б), стадная и отчуждающая мораль 3)«Бог умир и это вы

его убили» 4)Место Бога должен занять сверхчел-к. Психоанализ это клинич-ая

практика и ф-кая концепция ч считающ бессознат-е доменантой чел сущ-я и

состав-ая в его анализе. Бессоз- это проц-сы осознания кот оваз-ют огром

влияние на повед-е ч но не контролир-ся им.

2. Пространство и время - формы существования материи

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде

всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли

В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в

сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и

рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),

то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р

фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли. Первым р мыслителем мир уровня был конечно же

Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист. А.Н. Радищев

(1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что “бытие

вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в

рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека. Выдающимся рус фил и

социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция -

дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов

материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть

объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно. Движ и

взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл

естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,

объекты кот обладают свободой, действует откровение. Человек есть

объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот

в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На

понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и концепция

фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его

взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым тотальное

единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами)

Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность

Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть

достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Своеобр

направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-

1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимания нах судьбы Р и

ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели

залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап

культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж

в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф.

развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.

Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее “центральных силах”.

Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и

связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа

которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с

отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех

духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или

“живознанием”, исходное начало кот - религия. Материалисты

В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-

1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не

только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли

поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения

гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб),

стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства

сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что

созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга. В природе,

по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с

разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь

природы. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение,

прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол

тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия,

борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Самобытным р

мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит

устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел.

Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле

жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он

признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от

любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие

внутри нас” - он неприемлил обычное рел понимание бога. Всякая власть -

насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос

должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Одним из

выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б. влияние

оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового

мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф

- спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию

христ ценностей Центр идея учения - идея положительного всеединства или

“всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез

истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол, божественного -

обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир -

самоопределение или воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними -

София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир

истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между

бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к

природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ

всеединства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как

богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая

всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого

всеед явл объединение катол и правосл церквей. В истории р фил идеализма С

оказал б. влияние на целую плеяду религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев,

Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили

течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом

и мистическим пониманием свободы и творчества. Нельзя не упомяныть Г.В

Плеханова

Билет 8

1. Философия Гегеля.

Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и

революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она

разделалась со всякими представлениями об окончательном характере

результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна

познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых

догматических положений, истина теперь заключалась в самом процессе

познания. История также не может получить окончательного завершения в каком-

то совершенном состоянии человечества. Сменяющие друг друга общественные

порядки – преходящие ступени развития человеческого общества.

Но Гегель вынужден строить систему, а система должна была завершиться

абсолютной истиной. Тем самым догматическое содержание системы Гегеля

приходит в противоречие с его диалектическим методом.

Диалектика Гегеля развивалась на основании идеализма ( она не абсолютна,

т.к. ограничена (система ограничения развития). Гегелем вообще завершается

философия, т.к. его ситема представляет собой итог всего предыдущего

развития философии.

Философия Гегеля оказала влияние на развитие Германии, ее дух, жизнь.

К концу 30-х годов XIX в. произошел раскол в гегелевской школе. Некоторые

младогегельянцы примкнули к англо-французскому материализму и тем самым

вступили в конфликт с системой своей школы: материализм рассматривает

природу как единственно действительное, а в гегелевской системе природа

является лишь «отчуждением» абсолютной идеи.

Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства», которое

провозгласило торжество материализма – вне природы и человека ничего нет

идеалистична диалектика ГЕГЕЛЯ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье

крупного чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. Первым

выдающимся трудом Г явл его “феноменология духа” (1806) В Тождество бытия и

мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективной идеалист основе он

развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном

виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ

мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской

вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип : сущность

проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть

объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс

идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и

развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в

самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание

самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (

логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов

диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив

не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается

к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания. Фил

взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Однако гег фил проникнута глубоким

противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на

бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а

целью - самопознание этого абс духа, постольку познание конечно,

ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней,

завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама

фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между

конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не

явл источником дальнейшего развития.

2. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии

3. Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти

не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм

антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-

научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-

худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел.

сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных

миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл.

понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего

дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия

коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл.

должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он -

сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье

невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди

разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-

к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая

смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к

должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в

кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр.

регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение -

победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт.

эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть.

признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации -

осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает

идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр.

природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н.

повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол.

пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели

космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

Билет 9

1. Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.

Фихте. Кредо его философской системы - действовать, действовать,

действовать. Категориальный синтез на основе, обнаруженной Кантом. Считал,

что Кант не использовал принцип чувственного познания. У Канта упорядочение

на основе неких априорных понятий пространства и времени. Все остальное на

основе синтеза. Фихте развивает на этом принцип активизм - полное

конструирование субъектом объекта. Пpинцип конструирования. Существует

некая духовная субстанция - Я. Интроспекция (“Мыслю, следовательно

существую”. Декарт). Обращение внутрь себя. Если каждый субъект, обращаясь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.