![]() |
|
|
Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правомБиоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правомРоссийский Государственный Медицинский Университет Кафедра философии РГМУ РЕФЕРАТ Тема: Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом.
Москва, 1998г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Модель Гиппократа («не навреди»). 7 2. Модель Парацельса («делай добро») 7 3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). 7 4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). 8 1. Модель технического типа. 8 2. Модель сакрального типа. 9 3. Модель коллегиального типа. 10 4. Модель контрактного типа. 10 13 1. Психиатрия. 13 2. Эвтаназия. 18 3. Аборты, ЭКО и контрацепция. 20 4. Терапия фетальными тканями 21 БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями
в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в
медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам
генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания
жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических
знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед
врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. I. Биоэтика или Этика жизни. БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач - пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. II. Этика жизни и традиции русской философии. Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее
характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное
освещение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких
русских философов, как Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Этика составляла ядро русской религиозной философии. Даже
экономические и социологические построения, осуществленные, например, С. Этические концепции, развитые в русской религиозной философии, не смогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики. Они лишь задавали ведущий вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе. В отечественной философской мысли существует и другое направление, которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это - «живая этика», развитая рядом представителей буддистской мысли. Наиболее известным представителем этого направления является Н. К. Рерих - создатель так называемой «Живой этики». Согласно Н. К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Менее известно то, что К. Е. Циолковский также связывал свою Существовало в России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего, хотя и указывает на ограниченность существующих в естествознании теорий. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в нач. ХХ в. был В это же самое время П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма,
которая, по его словам, представляет собой новую реалистическую науку о
нравственности, освобожденную от религиозного догматизма, суеверий и
метафизической мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувствами и
светлыми надеждами, внушаемыми нам современными знаниями о человеке и его
истории. Наука должна дать основы этики. Принимая за научное обоснование
этики теорию Ч. Дарвина, Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбы
за существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи: В 1903 г. В. Вересаев писал: «…Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются…». Вересаев видит главную задачу этики «…во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки…». Он подчеркивает: «…вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…». К сожалению, то, что в начале века было нравственным уродством отдельных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственной политикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит «…твердый курс на уничтожение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины…». Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить
профессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем
профессиональных этических норм и тем более, философских проблем
медицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических
размышлений в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И. Вернадского, Д. П. В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать
работу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки
зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил
мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира
норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в
поведении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет
характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей. В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, среду, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разум поднимается не сциентистски и не технократически. Это, прежде всего, нравственный разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина, добро и красота соединяются в ноосфере. В 1952 г. А. А. Любищев написал статью «Основной постулат этики». Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской
мысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни,
укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и
познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России
является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и
этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. III. Исторические модели моральной медицины. Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи. 1. Модель Гиппократа («не навреди»). Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460- Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла
своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих
этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой 2. Модель Парацельса («делай добро») Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко
ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога. 3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по- гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия. 4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом. IV. Модели моральной медицины в современном обществе. Будем считать рассмотренные в предыдущем разделе исторические модели Большая часть проблем возникает в медицинской практике там, где ни состояние больного, ни назначаемые ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседневных контактах с пациентами преимущественно не возникает неординарных моральном плане ситуаций. Наиважнейшая проблема современной медицинской этики состоит в том, что
охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для
ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Сегодня,
как впрочем, и ранее, медицина не идет по этому пути. Однако эта норма, как
моральное требование, завоевывает все большее признание. В осуществление
этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная. 1. Модель «технического» типа. Одно из следствий биологической революции - возникновение врача- ученого. Научная традиция предписывает ученому «быть беспристрастным». Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений. Лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов,
когда за испытуемым не признавалось ни каких прав (опыты, проводимые над
заключенными концентрационных лагерей), человечество осознало опасность
подобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. 2. Модель сакрального типа. Противоположной к описанной выше модели является патерналистская модель отношений «врач-пациент». Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». В классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка. Однако, патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности
принимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для
сбалансированной этической системы необходимо расширить круг моральных
норм, которых должен придерживаться медик. Отрицательной чертой данной модели является то, что соблюдение всех указанных выше принципов возложено исключительно на врача, что требует от него высочайших моральных качеств. К сожалению, сейчас подобный подход при оказании медицинских услуг труднореализуем вследствие высокого уровня дискриминации по различным признакам (расовому, материальному, половому и пр.). 3. Модель коллегиального типа. Пытаясь более адекватно определить отношение «врач - пациент», сохранив фундаментальные ценности и обязанности, некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели - к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Именно в этой модели взаимное доверие играет решающую роль. Признаки сообщества, движимого общими интересами, возникли в движении в защиту здоровья в бесплатных клиниках, однако, этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми делают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, труднореализуемым. 4. Модель контрактного типа. Модель социальных отношений, которая более всего соответствует
реальным условиям, а также принципам описанной выше «биоэтической»
исторической модели, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить, что исходная система ценностей, используемая при принятии медицинских решений, базируется на системе ценностей самого пациента, а множество разных решений, которые врач должен принимать ежедневно при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными идеалами больного. Кроме того, модель контрактного типа подразумевает морально чистоплотность и пациента, и врача. Решения принимаются медицинскими работниками на основе доверия. Если доверие утрачивается, то контракт расторгается. V. Принцип информированного согласия. «Опекунская» модель отношений между людьми теряет свои позиции в общественной жизни. Взяв старт в политике, идея партнерства проникла в самые сокровенные уголки жизни человека. Не осталась в стороне и медицина. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента ныне считается недопустимым. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |