![]() |
|
|
Природа зла в философииp>6. Тема зла в работах Николая Онуфриевича Лосского.«Если мир есть создание благого Творца… то является вопрос, почему в нем существует зло и каков смысл различных видов зла» Н.О. Лосский По мнению Н.О. Лосского, понять, что такое зло, можно не иначе как в
соотношении с добром, как это всегда бывает с двумя противоположными
понятиями. Добро и зло, т.е. положительная и отрицательная ценность, есть
нечто столь основное, что определение этих понятий через на ближайший род
или родовой признак не возможно. Поэтом Лосский разграничивает добро и зло
на основе непосредственного усмотрения: «это – есть добро», «то – есть
зло». Это позволяет нам признавать и чувствовать, что одно заслуживает
одобрения и достойного существования, а другое заслуживает порицания и
недостойного существования. Однако, имея дело со сложным содержанием жизни,
легко впасть в ошибку и не заметить зла, замаскированного примесью к нему
добра, или не оценить добра, которое не лишено недостатков. Чтобы не
совершить ошибку Лосский предлагает утвердить своеобразную «абсолютно
совершенную и всеобъемлющую» меру добра, которая станет основой для всех
остальных оценок. Таким «высшим добром» он называет Бога. 7. Психолого-философские исследования феномена: агрессия по Фромму.
Тема человеческой деструктивности именно как философская идея заявлена уже в первой книге Э. Фромма "Бегство от свободы" (1941). Автор отмечал, что человек обычно подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть. Что же лежит в основе этих пагубных комплексов? Фромм разъясняет: бессилие и изоляция индивидов. Именно в таких условиях человек может избавиться от чувства собственного ничтожества, разрушая окружающий мир. Это последняя, отчаянная попытка конкретного человека не дать миру расправиться с ним. Такая позиция свидетельствовала прежде всего о серьезном отношении к феномену разрушительности. Безотносительно к взглядам Августина Блаженного или Лейбница, которые строили свои концепции теодицеи, допуская, что Бог пользуется злом для целей добра, американский исследователь стремится создать чисто секулярную концепцию зла. Он сознательно отвлекается от общих метафизических абстракций. Деструктивность — это отклик человека на разрушение нормальных человеческих условий бытия. Традиционно в истории философии генезис зла соотносится вовсе не с
социумом, не с подорванностью человеческого бытия. Истоки разрушительности
видели в свободе человека, приоткрывающей некие темные стороны его натуры. Бесполезно искать ответ на вопрос о происхождении зла в его метафизическом смысле, скажем, у Канта. Ответ на этот вопрос, по его мнению, находится за пределами повседневного опыта, и попытки найти его вовлекают нас в область трансцендентного, которая недоступна нашему познанию. Кант обсуждал эти вопросы, ограничиваясь нравственными и психологическими предпосылками. Феномен разрушительности выступает, с одной стороны, как некая тайна, разгадать которую весьма затруднительно. Но с другой стороны, есть все основания говорить о том, что и человек далеко не свят. Да и сам источник нравственного, т.е. созидательного, поведения человека усматривался в разных предпосылках. "Если мы спросим философов и моралистов: в чем состоит источник нравственных действий, мы получим самые разнообразные ответы: одни будут утверждать, что он заключается в воле Божьей, другие — в нашем собственном интересе, третьи — в нравственном законе, непосредственно лежащем в нашем сознании, и т. п. Соотносясь с той философской традицией, которая рассматривала разрушительность как отступление от нравственности, Фромм писал в "Бегстве от свободы" о колоссальном уровне обнаруживаемых повсюду разрушительных тенденций. По большей части они не осознаются как таковые, а рационализируются в различных формах. Деструктивное тогда еще не оценивалось Фроммом как тайна. Он формулировал предельно просто: разрушительность — это результат непрожитой жизни. Человечество в принципе может спастись от самоуничтожения. Однако, возможно, писал ученый, пройдет тысяча лет, прежде чем человек перерастет свою дочеловеческую историю. Эти рассуждения свидетельствуют о том, что в тот период Фромм разделял общие мировоззренческие установки западной философии относительно изначальной порочности человеческой природы. Нужно преодолеть животность человека, заложенные в нем разрушительные природные инстинкты. В "Анатомии человеческой деструктивности" Фромм делает поразительный и парадоксальный вывод: человеку вовсе нет нужды перерастать дочеловеческую историю. Он ни в коей мере не является разрушителем по самой своей природе. Присущая ему деструктивность — это благоприобретенное свойство. Именно история совратила человека, породив в нем погромные и погибельные страсти. Книга Фромма — первый том задуманной им многотомной систематизации
психоанализа. Автор пытается подвести итоги более чем сорокалетней работы. Свободен ли человек? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, судя по всему, сделать множество уточнений. О чем идет речь — о политических реалиях или о внутреннем самоощущении? Человек, закованный в кандалы, крайне стеснен в своих правах и поступках. Но его гордый дух, возможно, непреклонен... Варлам Шаламов писал, в частности, что никогда не ощущал себя таким раскованным, как в заключении. Другому индивиду никто не чинит препятствий, он волен распоряжаться собой, однако, вопреки счастливым обстоятельствам, добровольно закабаляет себя. Свобода представляется многим чем-то самоочевидным. Про что тут рассуждать? Каждый человек, задумавшийся над своим предназначением, не сомневается в том, что способен возвыситься над самим собой и обстоятельствами. Все зависит от его духовных усилий, напряжения воли. Но точно ли так? Окажется ли свобода его союзницей, стоит только ему того захотеть?… Свобода — одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Однако даже самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту этой святыни, нередко обнаруживали известную непоследовательность. Нет, полагали они, свобода не абсолютна. Предоставьте индивиду право распоряжаться собственной жизнью — и наступит век хаоса. Ведь в человеке сильны инстинкты своеволия, эгоизма, разрушительности. Свобода, разумеется, хорошо, но замечательно, когда человек добровольно подчиняется общей воле, сознательно умеряет свои порывы. Человек вожделеет воли и свободы... Но точно ли так? Ницше и Кьеркегор
обратили внимание на тот факт, что большинство людей попросту не способно
на личностный поступок. Они мелки, безлики и предпочитают руководствоваться
сложившимися в обществе духовными стандартами. Нежелание человека следовать
свободе, несомненно, одно из потрясающих открытий философской мысли. Само нежелание принять свободу имеет многочисленные следствия. Итак, формулируя философскую идею изначальной благостности человеческой природы, Фромм усматривает рождение разрушительности не в первородном грехе, не в человеческом своеволии, а в предумышленном отказе человека от самого себя, от собственной уникальности. Исследователю кажется опасной не сама свобода как искусительный дар, а воздержание от нее, феномен человеческой безответственности, бесцельности. Однако эти метафизические соображения так и остались бы продуктом
абстрактной антропологической или этической мысли, если бы Фромм не
предложил нам испытать прочность данного воззрения через общественную идею. Свое философское предположение о том, что человек не является разрушителем по тайне рождения, он обосновывает не только психологически, но и социально. Сами человеческие страсти оказываются в такой системе мышления не столько изначальными, соприродными человеку, сколько продуктом человеческого творчества. Психологическое истолкование обретает историческое измерение. Отмечая разносторонность и разнообразие идей, выдвигаемых Фроммом,
многие исследователи склонны видеть в этом мыслителе не социолога или
культуролога, а оригинального социального психолога, который пытается
выявить наиболее сложные и значимые механизмы человеческой психики. Определить Фромма в качестве специалиста в области философской
антропологии—задача слишком общая. Философско-антропологическая мысль
демонстрирует множество различных подходов к проблеме. В связи с этим
нельзя не видеть, что концепция Фромма отличается своеобразием и в
определенной мере противостоит таким течениям, как экзистенциализм, русская
религиозная философия и т.д. Американский исследователь вовсе не пытается
выстроить некое антропоцентрическое воззрение, согласно которому человек
действует в беспредельно свободном пространстве. Человеческая
субъективность развертывает себя в реальном историческом континууме. Данная установка возвращает Фромма к проблеме человеческой природы. Гуманистическая риторика, захлестнувшая нашу публицистику, страдает,
как мне кажется, врожденным изъяном: мы прославляем человека, не
задумываясь о его сущности, о его месте в мире, о человечестве в целом. Высшие гуманистические определения человеческого существа, рассуждает Персоналистски ориентированная философия менее всего озабочена тем, чтобы установить диктат индивида. Если бы это было главной задачей философской антропологии, из нее ушла бы вся нравственная тематика, питающая ее проблемная напряженность. Ход ее рефлексии сводился бы к прямолинейному замыслу — как подчинить мир человеку. Фромм же хорошо знает о падениях человеческой души. Ведь его первая работа была посвящена тоталитаризму. XX век наглядно показал, к каким разрушительным последствиям может
привести пренебрежение к человеческой природе, чем может обернуться
тоталитарная гордыня — стремление выкроить социальность из безымянных
человеческих лоскутков. Вот почему, рассуждая о человеке, нельзя не
критиковать общество, в котором он живет. Личностные задатки, человеческий
потенциал все равно окажутся богаче наличной социальной организации. Именно такой ход философской рефлексии предполагает обсуждение
вопроса, что же такое человеческая природа. Фромм отмечает: в попытке дать
определение человеческой сущности мы опираемся не на такие абстракции,
какими оперирует спекулятивная метафизика в лице, например, Хайдеггера и 7.2. «Доброкачественная» и «злокачественная» агрессивность. В обширной психологической литературе по проблемам насилия и агрессивности обнаружилось, как показывает Фромм, противостояние двух, казалось бы, диаметрально противоположных точек зрения. Одну позицию он определяет как инстинктивистскую, возводящую все разрушительное в человеке к досознательному, докультурному, животному началу. Другую позицию Фромм определяет как бихевиористскую, всецело выводящую деструктивность из социального окружения. Философ не склонен толковать эти установки как альтернативные. Он предлагает соединить их в контексте биосоциального существования человека. Огромную ценность имеет различение Э.Фроммом «доброкачественной» и Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е. деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления — убийство и жестокие истязания — не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека. Разграничение между биологически адаптивной и биологически
неадаптивной формой агрессии поможет нам устранить путаницу в толковании
понятия "агрессия". Дело в том, что те, кто выводят человеческую
агрессивность из самой родовой сущности человека, вынуждают своих
оппонентов, которые не хотят совсем расстаться с надеждой на мирную жизнь,
приуменьшать масштабы человеческой жестокости. И эти адвокаты-миротворцы
нередко высказывают излишне оптимистические прогнозы развития человечества. Примеры "доброкачественной" агрессии[7]: а)псевдоагрессия – действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, а именно . непреднамеренная агрессия; . игровая агрессия; . агрессия, как самоутверждение; б)оборонительная агрессия – как фактор биологической адаптации: . агрессивность, как приём вытеснения страха; . агрессивность, как результат опасности лишения свободы; . агрессивность, когда под угрозой оказывается нарциссизм; . агрессивность, как реакция на попытку лишения иллюзий; . конформистская агрессия; . инструментальная агрессия. в)экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти: . ценностные ориентации и объект почитания; . чувство единения; . творческие способности; . возбуждение и стимулирование; . хроническая депрессия и скука; . структура характера; Примеры "злокачественной" агрессии[8]: а)жестокость и деструктивность: . кажущаяся деструктивность; . спонтанные формы; . деструктивность отмщения; . деструктивность характера (садизм) . экстатическая деструктивность; . поклонение деструктивности; б)некрофилия, в том числе клинические случаи; Можно видеть, что Э.Фромм различает два вида агрессивности:
В своём реферате я показал взгляды на проблему зла разных философских
школ и учений. В обосновании добра и зла каждый мыслитель, по существу,
отстаивал нравственную позицию того или иного класса, к которому сам
принадлежал. Идеализм искал вечные и неизменные основания добра и зла,
усматривая их в божественной воле или абсолютном духе. Представители
домарксистского материализма чаще всего находили источник добра и зла в
абстрактной природе человека, в его стремлении к наслаждению, к счастью. “Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу,
от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому” (К. Маркс, Ф. Что же касается вопроса о роли зла и необходимости его уничтожения, то
в результате работы я сделал для себя интересные выводы: большинство
современных философов, психологов и других ученых, изучающих проблему зла,
говорят о категории «зло» только в связи с категорией «добро». Они
представляют зло как нечто, что помагает нам понять всю «прелесть» добра. Я
бы сказал, что зло у многих мыслителей выступает неким «средством
измерения» добра, как бы парадоксально это не звучало. В этой связи, видна
необходимость не уничтожения зла, а наоборот, его сохранения (!) Что для
нас будет не так сложно, т.к. по мнению всё тех же философов, источник зла
1) Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.: Политиздат, 1992. Яковлев. – М.: Республика, 1994. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989 1994 – №1 №11
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |