рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века

Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века

ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА

Введение 2

Концепции цельного человека в русской философии XIX века. 2

В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 21

Введение

Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует

предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении

столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие

течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила

фундаментом для самых разных теоретических исканий. “Излюбленная - тема

русских размышлений - человек” /Франк/.

Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее

входят “авторские” антропологии представителей различных философских

направлений.

Так, русская философия первой половины XIX века предстает перед нами

как история борьбы двух противоположных направлений: стремления

организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы

национальной жизни от иностранного влияния. Это был “болезненный процесс

национально- исторического самонахождения и раздумья” /Флоренский/, в

результате которого возникли две идейные программы: западничество и

славянофильство.

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг

которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи

1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского

национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской

философии.

Концепции цельного человека в русской философии XIX века.

Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами,

особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славянофильства

А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре

которой - истолкование духовно - нравственных ценностей с позиций

православия.

В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной

Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В

отношении Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”.

Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можно

определить соборность как общность людей, свободную от антагонизма,

объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цельность

личности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианской

любви и свободы каждого и единства всех.

Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности.

“Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый

разлад “ /Хомяков/. Лишь в Церкви , то есть свободном, проникнутом братской

любовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личность

обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства.

В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о

целостности в человеке, под которой он понимает “иерархическую структуру

души”: существуют “центральные силы нашего богообразного разума, вокруг

которого должны располагаться все силы нашего духа”.

Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с

учением И.В.Киреевского о целостности духа.

Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о

постоянном поиске “того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы

сливаются в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/.

В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и

“внутреннего” человека. Внутренний человек - это совокупность способностей

человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность

ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это,

выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных

ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение

человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке

“внутреннего средоточия”, - в “собирании сил души”. И задача эта

достижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой.

Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные части

души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля,

и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое,

справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое

единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее

первозданной неделимости”/Киреевский”/.

Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к

христианскому видению цельного человека.

В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов

западников было рационально - аксиологическое понимание человеческой

личности.

В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной

философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят

антропоцентрический характер.

Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению

абсолютной ценности человеческой личности. “Для меня теперь человеческая

личность выше истории, выше общества, выше человечества” /Белинский/. Во

имя личности, во имя ее полноценного развития и обеспечения “каждому”

возможности этого развития, стоит Белинский за социалистические идеалы.

“Человек метафизически не прочен...Мертвая и бессознательно разумная

природа поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха”. Но если природа

безжалостна, то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом

человек.

Мотивы персонализма, поиска “социальной правды” во имя освобождения

личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие

представители западничества.

Оригинальное философское творчество А.И. Герцена, его особый

подлинный “философский опыт” были сосредоточены на проблеме человека:

“личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет”

/Герцен/.

В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и

позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел

объяснить человека из мира природы. Но увы, природа слепа. В ней царит

бессмысленная случайность - таков печальный итог его размышлений.

Противоположный природе полюс бытия - моральная личность во всеоружии

своего знания и нравственной ответственности. При всем желании ее

невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории. Нужно

принимать ее как неоспоримую данность.

“Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и

видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в

сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..”

/Герцен/. Так рождается позиция трагического противостояния миру, который

не внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым - это вера в

личность, в ее нравственные силы, в защиту “естественных движений души”.

Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и

переживаются как отличия “новых людей” второй половины XIX века от

предыдущего поколения.

Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма

этого периода был Н.Г.Чернышевский.

В его основной философской статье “Антропологический принцип” в

философии” учение о человеке преподнесено с позиций “новой” антропологии,

базирующейся на материалистическом биологизме. “На человека надо смотреть,

как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать

человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону

деятельности, как деятельность всего организма” /Чернышевский/. Защищая

единство человека с “научной точки зрения”, Чернышевский подчиняет познание

принципам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне

соответствовало позитивистским тенденциям эпохи.

Известно, что Чернышевский представлял себе “положительно”

нравственного человека как “человека вполне”, цельного и гармоничного в

котором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тот

же, а именно “любовь к самому себе”. Однако теория разумного эгоизма ”не

мешала Чернышевскому верить в “почти чудотворную силу личности и горячо

сочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни.

Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители

народничества, радикализма и социализма. Однако во второй половине XIX века

на примере многих философских построений можно было наблюдать как

“независимость и самобытность морального вдохновения полагают границы

позитивистской установке ума” /Зеньковский/. И у Герцена, и у

Чернышевского, и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое место

выступает примат этики.

Антропологизм Лаврова основывается на понятии “цельного человека”.

“Человека есть единство бытия и идеала” /Лавров/, прочным основанием

которого является “наличность морального сознания”. Моральное сознание,

начиная с простого “желания”, создает идеал и движет творчеством человека,

вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческую

действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: “человек есть

источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает “природу”,

источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего

мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/”.

Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности,

высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей

русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных

течениях эти проблемы получают различную аранжировку.

Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть

представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее

творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной.

Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет

для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может,

нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из

противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного

человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил

Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его

глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях.

Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что

оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна

человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое,

что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от

которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо

становится на путь зла.

Эта этическая сущность человека, основная его этическая

направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его

наблюдений над людьми.

“Идея человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века.

Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,

что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью

высшей иерархической ступени” /Бердяев/.

В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке

Изучая труды Соловьева и авторов, интересующихся его творчеством,

можно смело сказать, что он был необыкновенным человеком в полном смысле

этого слова: современников поражала и его внешность, и его ум, и

способность визионера. Философ и поэт, положивший основание целому

направлению в русской поэзии конца XIXв. - начала XXв., Соловьев был еще

и личностью, попытавшейся воплотить заповеди Спасителя на земле.

Эта фигура достаточно оригинальна и самобытна, хотя сам Соловьев

говорит о том, что своего учения не имеет, а задачу свою видит в том,

чтобы отстаивать чистоту и истинность христианства. Хочется понять, как

при своих временных и направленных в высший мир устремлениях он не

отвергает материи, не третирует ее как нечто несущественное и инертное, но

в тоже время жаждет и предвещает одухотворение.

"... он был не только ре-

лигиозным человеком, но

вместе с тем и свободным

мыслителем и могучим ху-

дожником."

Эти слова, сказанные Владимиром Сергеевичем Соловьевым в память

Достоевского, можно равным образом отнести и к нему самому. Это значит,

что его философию нужно рассматривать и расценивать в нераздельном единстве

верования, мышления и творчества, или в единстве добра, истины и

красоты.

Мысленно вернемся в конец XIX века, интеллигенция раскололась "на

две расы": на одном полюсе сконцентрировалась "культурная элита" -

жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом - "силы

революции", вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма. Это

были будущие богоискатели и большевики. И вот именно в этот период и

появился "истинный образователь нового религиозного сознания" Владимир

Сергеевич Соловьев.

Соловьев В.С. (1853 - 1900) русский религиозный, христианский философ

и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании и человеке. Он

родился в Москве 16 января 1853г. в семье известного русского историка.

Среднее образование получил в 5-ой московской гимназии (1864-1869), окончив

ее с золотой медалью. В 1869г. Соловьев поступает в Московский университет

на историко-философский факультет, экстерном сдает дисциплины историко-

философского курса и в 1873г. заканчивает обучение.

Свое учение разрабатывал как альтернативу "отвлеченной" философии,

под которой понимал умозрительный рационализм. Кризис всей западно-

европейской философии видел в том, что она не выходит за сферу теории, не

выражает собой прямой, непосредственной связи человека с универсальной

целостностью мира. Цельное знание Соловьев рассматривал как органический

синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Вера есть

"высшая потребность всецелой и абсолютной жизни". Природа цельного

человека в его учении предстает в трех основных формах своего бытия: в

форме чувства, мышления и деятельной воли. Оно составляют три "начала"

общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами

познания. Чувство имеет своим предметом объективную красоту, воля

объективное благо, мышление - объективную истину. В соответствии с этим

выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество, знание и

деятельность. Творчество выражается как техническое или изящное

художество, мистика; знание - как положительная наука, отвлеченная

философия; практическая деятельность на уровне материального воплощения

предстает как экономическое общество, на уровне формальном - как

политическое общество (государство), на

уровне абсолютном - как духовное общество (церковь). В системе

всеединства человек предстает посредником между Богом (абсолютно- сущим) и

человеком. Вся человеческая история развертывается как восхождение к Богу,

или как процесс богочеловечества. На этих основаниях - в связи с единым

космоэволюционным процессом - строится этика Соловьева, его учения о Добре

как некой идеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за

духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.

В ноябре 1874г. он защищает диссертацию на тему: "Кризис западной

философии (против позитивистов)", которая ярко свидетельствует как о

необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности

выражения, о логической убедительности, сочетавшихся с глубиной и шириной

исторического горизонта. Исходя из убеждения, что западная философия,

опираясь на данные положительных наук, утверждает в форме рационального

познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания

прокламировали теологические учения Востока. Подробно свою систему

Соловьев изложил в докторской диссертации "Критика отвлеченных начал"

(1880).

Итоги развития философских мыслей Вл. Соловьева в первый период его

духовного творчества, как результат названный теософским (1874-1882),

охватывающий четыре сочинения, а именно: магистерскую диссертацию,

"Философские начала цельного знания" (1877), докторскую диссертацию и,

наконец, цикл из двенадцати публичных

лекций по философии религии легли в основу "Чтений и Богочелове-

честве". В этом изложении взгляда на теорию познания Соловьев

разъясняет, что "основное содержание для психологии дано в дейс-

твительности нашего духа, открываемой во внутреннем или психоло-

гическом опыте; точно так же основное содержание и для реальной

метафизики как науки о божественных предметах, дается нашему уму

в Божественном откровении, которое составляет религиозный опыт

человечества".

Центральной, сконцентрированной и определяющей идеей свобод-

ной теософии или положительной диалектики, сферы знания является

единство всех познавательно-теоретических действий или актов че-

ловеческого сознания в трех его состояниях: сексуального (чувс-

твительного), интеллектуального (умственного) и религиозного (ду-

ховного или мистического) опыта. В соответствии с этим цельное

знание вообще в самом широком понимании и есть синтез философии,

науки и теологии. Но этому широкому синтезу должен предшествовать

более узкий синтез в самой философии трех ее возможных направле-

ний: эмпиризма, рационализма и мистицизма. В системе цельного

знания взаимное отношение этих элементов определяется аналогией:

эмпиризм служит внешним базисом и крайним применением или реали-

зацией высших начал; рационализм является общей связью всей сис-

темы; мистицизм имеет первенствующее значение, определяя верхов-

ное начало и последнюю цель философского мышления. Получаем, что

"знание в своем единстве есть теософия", предмет которой состоит

в истинно-сущем или в сущем всеедином, составными частями которо-

го оказываются органическая логика, метафизика и этика.

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает

важное место в его религиозной системе. Оно направленно на истол-

кование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева

Богочеловек - это одновременно и индивидуум, и универсальное су-

щество, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем вы-

ражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совер-

шенствования человека, Бог проявился в земном историческом про-

цессе в виде Богочеловека - Иисуса Христа. "Своим словом и подви-

гом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравс-

твенного зла и кончал воскрешением, т.е. победой над злом физи-

чески - над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек

открыл людям царство Божие".

Для Соловьева Мир - это всеединство в потенции, т.е. он лишь

содержит в себе всеединство как идею, как общественный элемент.

Но мир также содержит в себе материальный элемент, который не яв-

ляется всеединством, он также не божественный элемент. Этот эле-

мент стремится к всеединству и становится им, когда объединяет

себя и Бога. Становление всеединства и является развитием мира.

Божественный принцип всеединства - это идея, которая присутствует

принципиально в каждом стремлении человека, слепом и бессозна-

тельном.

Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа своего разви-

тия: природу и историю. Окончательным результатом этого процесса

развития выступает торжество царства Божия, которое "есть то же,

что действительность безусловного нравственного порядка или что

всеобщее воскрешение и восстановление всех".

Для Соловьева человек выступает определенной связью между

божественным и природным миром в силу того, что он нравственное

существо. Жизнь человека имеет нравственный характер потому, что

"состоит в служении Добру - чистому, всестороннему и всесильно-

му". Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре,

тот идет к абсолютному совершенству, т.к. "само добро непременно

есть благо". Исторический процесс для Соловьева - это совместное

существование добра. В связи с этим он рассматривал проблему со-

отношения отдельной личности и общества. Он полагал, что "общест-

во есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое

общество".

В последнем периоде своего творчества Соловьев разуверился в

том, что теократия приведет к Царству Божиему. В книге "Три раз-

говора" утверждается, что в конце концов история придет к истори-

ческой трагедии, когда наступит эпоха религиозных обманщиков, под

которыми он понимал людей, чуждых делу Христа, но действующих под

Его именем. В изображении Соловьева общественная организация того

периода будет иметь вид мировой империи, во главе которой будет

стоять гениальный мыслитель. Этот правитель станет филантропом,

однако в основе его деятельности будет лежать тщеславие, которое

заставит его обеспечивать каждому хлеба и зрелищ. Таким образом,

в этом обществе не осуществится христианский идеал.

Соловьев создал философскую концепцию религии, которая не

была конкретно религией-православием, он ратовал за универсальную

религию-христианство, за союз православной и католической рели-

гий. Этот союз он понимал как "такое сочетание, при котором каж-

дая религия сохраняет свое образующее начало и свои особенности,

упраздняя только враждебность и исключительность".

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.