![]() |
|
|
Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX векаp> Что касается так называемого основного вопроса философии, тоСоловьев отвергает натурализм - материализм, указывая при этом на три важных момента познания. Во-первых, материализм сводится в конце концов к эмпиризму. Во-вторых, материализм, особенно в сво- ей диалектической форме, должен допустить, что в основе эмпирики данных отношений лежат законы, которые являются необходимыми сами по себе или онтологически априорными отношениями и связями. В-третьих, из этого следует, что также и диалектический материа- лизм переходит уже от эмпиризма к умозрительной философии, потому что он не может не признать существования и наличности необходи- мых и всеобщих онтологических законов и закономерностей. По Со- ловьеву рационалистический идеализм приходит в конце концов к аб- солютной логике Гегеля, по которой все существующее является ре- зультатом саморазвития чистого понятия бытия, равного понятию ничто. Суммируя данные утверждения он устанавливает то, что каса- ется его собственных воззрений на основной вопрос философии: "Большая посылка рационалистического идеализма утверждает, что истинно-сущее находится в познающем субъекте, в нашем разуме, и что способ познания его есть чистое рациональное мышление или построение общих понятий. Между тем при последовательном развитии этих начал эмпиризм приходит к отрицанию внешнего мира, природы и внешнего опыта как способа познания истинно-сущего, а рационализм приходит к отрицанию познающего его субъекта и чистого мышления как способа познания сущего. Таким образом, отвергая начала обоих этих направлений или типов философии, мы не нуждаемся ни в каких внешних для них аргументах: они сами себя опровергают, как только приходят к своим последним логическим заключениям, а вместе с ни- ми падает и вся отвлеченная школьная философия, которой они суть два необходимые полюса. Итак, должно или отказаться вообще от ис- тинного познания и стать на точку зрения безусловного скептициз- ма, или же должно признать, что искомое философии не заключается ни в реальном бытии внешнего мира, ни в идеальном бытии нашего разума, что оно не познается ни путем эмпирии, ни путем чисто-ра- ционального мышления. Другими словами, должно признать, что ис- тинно-сущее имеет собственную абсолютную действительность, совер- шенно независимую от реальности внешнего вещественного мира, так же как и от нашего мышления, а, напротив, сообщающую этому миру его реальность, а нашему мышлению - его идеальное содержание". Умственное созерцание идей на основании их материальной свя-
зи с явлениями всегда предполагает чувственное восприятие этих
явлений - ни то, ни другое не существует в отдельности. Это ут-
верждение имеет некоторое сходство со схоластическим, провозгла-
шающим, что познание осуществляется как познающим, так и познава-
емым. Кроме того Вл. Соловьев призает еще и другое характерное
для Фомы Аквинского и схоластического мышления положение, касаю-
щееся субъекта познания, а именно, что познание есть в познающем
по образцу познающего. Это значит, что чувственный опыт не может
извещать нас о сущности познаваемого предмета, "не может отвечать
на вопрос: что есть этот предмет?". Другими словами Соловьев раз-
личает здесь между отвлеченным и воображающим или созерцающим
мышлением, значит, он отличает от отвлеченного мышления так назы-
ваемое им воображение или умственное созерцание. Как бы то ни бы-
ло, в обоих случаях необходимо предположить определенное взаимо-
отношение и взаимодействие между познаваемым и познающим субъек-
том и при том такое, в котором познающий субъект воспринимает
собственный характер, сущность или идею познаваемого. Что же ка-
сается основополагающего мистического элемента теории познания Благодаря выявленной метафизической связи, отдельный человек твердо уверен, то есть нечто, кроме одних субъективных состояний его сознания, а именно некоторый самостоятельный предмет. Этой уверенности субъекта познания соответствует в предмете глубочай- шее внутреннее определение его как самостоятельного, действитель- но сущего. И в силу этого определения предмета он признается как нечто остающееся в себе. По дальнейшему изложению в докторской диссертации Вл. Соловьева, это бытие в себе самостоятельного предмета познания "не может быть дано ни в каких относительных состояниях познающего - ощущениях или мыслях, а может быть дос- тупно субъекту только в том его внутреннем единстве с предметом, в силу которого он есть в предмете и предмет есть в нем, связь, которая сама по себе лежит глубже нашего природного сознания, но и в нем находит себе некоторое выражение, именно в акте непос- редственной уверенности, предшествующей всякому ощущению и всякой рефлексии. На этой онтологической основе становится возможным во- ображать в себе или созерцать идею предмета, отвечающую на воп- рос, что есть этот предмет. "Это существенное воображение предме- та в субъекте основывается на взаимодействии между умопостигаемою сущностью субъекта... и таковою же умопостигаемою сущностью... предмета, выражением чего служит некоторый постоянный образ пред- мета в нашем умственном существе первее всякого умственного впе- чатления и связанного с ним материального познания. В действи- тельное же познание этот образ переходит только под условием ощу- щений, которые его вызывают к проявлению в нашем природном созна- нии". Наконец, образ предмета, присущий уму познающего субъекта, воплощается или осуществляется в данных его опыта, в его ощущени- ях соответственно их относительным качествам, сообщая предметному образу феноменальное бытие или обнаруживая этот образ актуально в природной сфере. Согласно Соловьеву, без такого воплощения или осуществления идеи в ощущениях, она сама не имела бы никакой действительности в природном сознании человека, оставаясь исклю- чительно в глубине метафизического бытия. "Итак, если истина поз- нания определяется истиною предмета, истина же предмета состоит, во-первых, в его действительности и, во-вторых, в его универсаль- ности, то. рассматривая познание с этой первой точки зрения, то есть со стороны действительности его предмета, мы нашли, что как предмет в своей настоящей и полной действительности определяется, во-первых, как безусловно-сущий; во-вторых, как некоторая неиз- менная и единая сущность или идея и, наконец, в-третьих, как не- которое актуальное бытие или явление, так соответственно и дейс- твительное познание предмета определяется, во-первых, как вера в безусловное существование предмета, во-вторых, как умственное со- зерцание или воображение его сущности или идеи, и наконец, в-третьих, как творческое воплощение или реализация этой идеи в актуальных ощущениях или эмпирических данных нашего природного чувственного сознания. Первое сообщает нам, что предмет есть, второе извещает нас, что он есть, третье показывает, как он явля- ется". Таким образом, внутренняя (мистическая) связь субъекта со всем существующим выражается в тройственном существенном акте ве- ры, воображения и творчества, тогда как внешнее (эмпирическое) отношение субъекта к познаваемому выражается в его чувственном опыте. Другими словами, мистический или божественный элемент как знание о существе вещей осуществляется в природном элементе внеш- него опыта как знания о явлениях, посредством рационального мыш- ления, как знания общих возможных отношений между предметами. В этой связи Соловьев задает себе вопрос, следует ли отсюда, что нужно - это было бы, пожалуй, лучше всего, - просто вернуться на- зад и восстановить сочинение Фомы Аквинского под названием "Summa theologica" или же учение греческих отцов церкви как нормальную и окончательную систему истинного знания, согласно уважительному указанию некоторых русских писателей. Но на поставленный самому себе вопрос Соловьев отвечает, что раз дано мышление и опыт, раз познающий субъект относится ко всему не только мистически, но также рационально и эмпирически, абсолютная истина должна прояв- ляться и в этих отношениях. "Следовательно задача не в то, чтобы восстановить традиционную теологию в ее исключительном значении, а напротив, чтобы... ввести религиозную истину в форму свобод- но-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки, поставить теологию во внутреннюю связь с философией и наукой, и таким образом организовать всю область истинного знания в полную систему свободной и научной теософии". Однако "для истинной орга- низации знания необходима организация действительности. А это уже есть задача не познания, как мысли воспринимающей, а мысли сози- дающей или творчества". В учении В.С.Соловьева идея единства человечества имеет глу-
боко религиозный смысл: она содержит в себе идеал целостной жизни
в его христианском понимании, - как жизни во Христе. Здесь Со-
ловьев продолжает традицию славянофилов и резко критикует атеис-
тический нигилизм, столь влиятельный во второй половине прошлого
века и подготовивший идейно русскую революцию. Но при этом и со-
ловьевская концепция единства человечества не лишена утопизма. Вера в прогресс составляет предпосылку учения Вл. Соловьева о человечестве как едином организме. Что же такое человечество в его понятии? В своей ранней работе "Философские начала цельного знания" Соловьев рассматривает человечество как единое существо - субъект исторического развития. "Субъектом развития является здесь человечество как действительный, хотя и собирательный орга- низм. Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином су- ществе или организме, то видят в этом едва ли более, чем метафору или же простой абстракт; значение действительного единичного су- щества или индивида приписывается только каждому отдельному чело- веку. Но это совершенно неосновательно. Дело в том, что всякое существо и всякий организм имеет необходимо собирательный харак- тер, и разница только в степени; безусловно же простого организ- ма, очевидно, быть не может... Как собирательный характер челове- ческого организма не препятствует человеку быть действительным индивидуальным существом, так и собирательный характер всего че- ловечества не препятствует ему быть столь же действительным инди- видуальным существом. И в этом смысле мы признаем человечество как настоящий органический субъект исторического развития". В ос- нове такого подхода лежит убеждение философа в реальности всеоб- щего. Как и в немецком идеализме, общекосмический процесс перехо- дит у Соловьева в исторический: "Космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного". С той же необходимостью, с какой природно-космический процесс рождает фи- зического человека, исторический процесс рождает физического че- ловека, исторический процесс должен завершиться становлением че- ловека духовного; так преломляется у русского философа идея прог- ресса в ее фихтеански-гегельянском варианте. Свободное решение, свободный выбор и деятельность отдельного индивида здесь, в сущ- ности, большой роли не играют. Исторический процесс сам по себе, с внутренней непреложностью, ведет к торжеству добра. В одной из самых поздних своих работ, в докладе, прочитанном на собрании Петербургского философского общества по поводу сто- летнего юбилея Огюста Конта (1898), Вл. Соловьев специально обра- щается к теме человечества. Однако тезис о неделимости челове- чества требует признать, что отдельно взятый человек не есть неч- то субстанциальное, есть не действительность, а только возмож- ность, которая для своего превращения в действительность требует другого - государства, нации и т.д. С точки зрения Сольвьева, это другое, высшее, не может быть единством государственным или наци- ональным, ибо "нация в своей наличной эмпирической действитель- ности есть нечто само по себе условное"; "она хотя всегда могу- щественнее и физически долговечнее отдельного лица, но не всегда достойнее его по внутреннему существу, в смысле духовном...". Для обоснования тезиса о человечестве как едином живом орга- низме, как о подлинной субстанции, Соловьеву нужно опровергнуть достаточно устойчивое представление о том, что такой субстанцией является отдельный человек, личность, наделенная разумом и сво- бодной волей, способная различать добро и зло и нести ответствен- ность за свои поступки и выбор. Касаясь вопроса об абсолютности человечества, Соловьев заме- чает: "Основатель "позитивной религии" понимал под человечеством существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. И действительно, человечество есть такое существо. Но Канту, как и многим другим мыслителям, не было ясно, что становящееся во вре- мени абсолютное предполагает абсолютное вечносущее... Истинное человечество, как всемирная форма соединения материальной природы с Божеством... есть по необходимости Бого-человечество и Бого-ма- терия...". Желая показать, как единичный человек, будучи абстракцией,
относится к человечеству, как подлинно реальному бытию, Соловьев
проводит интересную аналогию. "Никто не отрицает действительности
элементарных терминов геометрии - точки, линии, поверхностной фи-
гуры, объема, ...т.е. геометрического тела... Но в каком же смыс-
ле мы приписываем действительность этим геометрическим стихиям? Хотя аналогия между точкой и живым организмом, а тем более
наделенным разумом и самосознанием существом сама по себе доволь-
но рискованна, однако известное основание для такой аналогии
есть: как точка в геометрии, так и человек есть нечто неделимое. Философ видит в человечестве в буквальном смысле индивидуум, субстанцию, единое живое существо, более того - личность, точнее, высшую из личностей, или Сверх-Личность. "Ясно, что речь идет не о понятии, а о существе, совершенно действенном, и если не совсем личном, в смысле эмпирической человеческой особы, то еще менее безличном. Чтобы сказать одним словом, это существо - сверхлич- ное, а лучше сказать это двумя словами: Великое Существо не есть олицетворенный принцип, а Принципиальное Лицо, или Лицо-Принцип, не олицетворенная идея, а Лицо-Идея". В своем учении о человечестве как едином индивидууме В.С.Со- ловьев возвращается к своему раннему увлечению - пантеистическому учению Спинозы, которое стоит у истоков его философии всеединс- тва". Единая, вечная и бессмертная субстанция - это, по Соловь- еву, не человек, а человечество. Русский философ оказался перед дилеммой, которую хорошо сформулировал английский религиозный писатель К.С.Льюис: "Если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, или нация, или цивилизация, которые могут просуществовать тысячу лет, - бе- зусловно представляют большую ценность, чем индивидуум. Но если право христианство, то индивидуум - не только, а несравненно важ- нее, потому что он, человек, вечен, и жизнь государства или циви- лизации - лишь мгновенье по сравнению с его жизнью". Приведем еще одно рассуждение в том же духе, принадлежащее на сей раз перу русского мыслителя. "Отдельная личность может достигнуть разреше- ния своей задачи, реального осуществления своего назначения, по- тому что она бессмертна, и потому что ей преподано ... разрешение свыше, независимо от времени, места или племени, но это осущест- вление лежит за пределами этого мира. Для коллективного же и все-таки конечного существа - человечества - нет другого назначе- ния, другой задачи, кроме разновременного и разноместного (т.е. разноплеменного) выражения разнообразных сторон и направлений жизненной деятельности, лежащих в его идее...". Эти слова принад- лежат современнику В.С.Соловьеву Н.Я.Данилевскому. Именно потому, что человек укоренен в трансцендентном, он по
своей ценности выше всякого имманентного образования. В этом -
истина христианского персонализма и его непреходящее значение. Та
ценность личности, на которой стоит и вместе с которой падает ев-
ропейское сознание неотъемлемых прав человека, уходит своими кор-
нями в убеждение, что существует бессмертная человеческая душа,
составляющая субстанцию каждого единичного человека. И, напротив,
отрицание этой субстанции, создание мифологемы человечества как
развивающегося имманентного Бога, в котором, как в Боге-Природе В самом деле, как мы могли убедиться на собственном опыте, в
утопических идеологиях и движениях человек приносится в жертву
некоторой отвлеченной конструкции, нередко именуемой человечест-
вом отдельная личность, ее судьба, страдания и боль теряют всякое
значение перед лицом "прогрессивного развития" человечества в це-
лом, которое превращается в иллюзорный масштаб оценки всех явле-
ний и событий. К сожалению, этого рода утопическому сознанию от-
дал дань и замечательный русский философ В.С.Соловьев. И лишь в
последнем своем произведении, в "Трех разговорах", он, разочаро-
вавшись в своей утопии, намечает контуры иного подхода к истории. Личность Вл. Соловьева - большая, глубокая, широкая, даже величественная, хотя в то же время до чрезвычайности сложная и запутанная. Но во всей этой сложности была одна особенность - не- угомонное стремление бороться с нелепостями и язвами окружающей жизни. Однако из этого вечного недовольства окружающим и их этого постоянного страстного стремления преодолевать несовершенства ок- ружающей жизни сама собой вытекает еще одна идея, которую можно с полным правом считать для Вл. Соловьева окончательной, итоговой и заключительной. Это то, что можно назвать философией конца. В те- чение всей своей жизни он только и знал, что наблюдал конец (это видно из его диссертационных работ). Можно, конечно, не верить в Бога, и в его откровение, так же, как можно не верить во внешний мир и в его воздействие на ор- ганы чувств человека. По Соловьеву, ответ на вопрос, какое из этих двух неверий легче, зависит от характера и душевных склон- ностей того или другого мышления. Но если он отвергает Бога и откровение сверхприродной и сверхчеловеческой действительности, тогда ему следует воздержаться от собственных метафизических построений. Во всяком случае, очевидно, что от положительного ре- шения метафизического вопроса - достаточно здесь напомнить о констатации Соловьева, согласно которой материализм может быть назван бессознательной метафизикой эмпиризма, - зависит оконча- тельное значение всех других вопросов, не только биологического но и духовного, и социального. Если это выразить в одном предло- жении, жизнь души, отдельная от своего безусловного содержания и окончательных целей, лишается всякого смысла! Как бы то ни было, но не обратить внимание на то, что филосо- фия Вл. Соловьева насквозь проникнута религиозной убежденностью и глубокой верой в Бога, который, согласно первому посланию Иоанна есть любовь, и не хотеть знать, что духовный ответ на эту божест- венную любовь оказывается мотивом, побуждением и движущей силой всего мышления Соловьева, совершенно невозможно. Ныне, когда над человечеством нависла угроза самоуничтожения, необходимо преодо- леть ценностный релятивизм и вернуться к традиционному пониманию добра как единого для всех абсолюта. И сегодня является не только законным, но и неотложным востребовать и допустить обсуждение вопроса, что такое этот абсолют, точнее: кто есть этот абсолют и в чем, следовательно, состоит идея наивысшего добра или блага в традиционном понимании.
За столь короткий жизненный период В.С.Соловьев успел лишь наметить самые общие контуры своей теоретической философии, но по указанному пути пошла практически вся последующая философия Богопознания. Философия цельного знания и человека, которую стремился создать В.С. На мой взгляд нельзя однозначно согласиться с утверждением Вл. Стремление В.С. Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. После проведенного анализа можно с уверенностью утверждать, что в основании его мысли лежит религиозно-нравственное начало. Сводя воедино знание и веру, с одной стороны, и науку, философию и религию, с другой, В.С. Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа "познающего", но и как существа "хотящего", наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Поставленные на исходе XIX в. проблемы снова встали перед Россией
на исходе текущего столетия. Снова перед человечеством нашего
государства стоит дилемма. Но в любом случае духовные уроки Владимира ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.Введение в русскую философию./ Лазарев В.В., Абрамов А.И., 2.Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева. 3.Даам Х. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьева. 4 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное посо- бие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995. 5.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 6.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. - М.: Мысль, 1983. 7.Русский космизм. Антология философской мысли/Сост. С.Г.Семе- новой, А.Г.Гачевой, - М.: Педагогика-Пресс, 1993. 8.Соловьев В.С. Избранное. - М.: Советская Россия, 1990. 9.Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |