Хотя в ранний
период творчества на Ницше большое влияние оказала философия Шопенгауэра. Его
трудно назвать собственно учеником и последователем знаменитого франкфуртского
пессимиста. Когда в первой своей книге "Рождение трагедии из духа
музыки" Ницше вслед за Шопенгауэром исходит из того, что существует некое
"первоначальное единство", а также считает жизнь, как она есть сама
по себе, чем-то ужасным и трагичным. Нуждающимся в творческом преобразовании с
помощью искусства; он скорее стремится оправдать ее, нежели отвергнуть, и берет
в союзники древнегреческую культуру досократовской эпохи. Древние греки,
утверждает Ницше, хорошо представляли себе опасности жизни, и это знание не
отвращайте их от нее благодаря тому, что они были способны сделать ее
приемлемой, творчески преобразовав. В их глазах мир получал оправдание как
эстетический феномен. Ницше при этом обращает внимание на два мотива древнегреческой
мифологии: дионисийский и аполлоновский.
Бог Дионис
является как бы символом потока жизни в ее первозданности, жизни,
опрокидывающей любые барьеры и не знающей никаких ограничений. В дионисическом
культовом действе, носящем оргиастический характер, как бы происходит слияние
участвующих в нем с самой стихией жизни, растворение в ней, приобщение к
"первоначальному единству". При этом слетает покрывало эстетической
иллюзии, и ничто не сдерживает проявление витальных сил.
В то же время
бог Аполлон - это символ света, меры и гармонии. Он олицетворяет собой принцип
индивидуации. Дионисийский культ Ницше считает началом более древним, и это
дает ему основание утверждать, что под покровом умеренности, столь часто
приписываемой грекам, под покровом их приверженности искусству, красоте,
совершенным формам таится темное, алчное и необузданное напряжение инстинкта,
порыва, страсти, которые готовы все смести на своем пути. Именно за это мнение,
шокировавшее научное сообщество филологов - классиков того времени, Ницше был
подвергнут остракизму как ученый-историк. Правда, данное обстоятельство не
повергло его в отчаяние, а, напротив, послужило более ясному осознанию им
смысла собственной деятельности.
Итак, поскольку
жизнь есть вещь ужасная и жестокая, то пессимизма в шопенгауэровском смысле,
т.е. как преодоления самого желания жить, можно избежать, только если
первобытный ужас будет переведен на язык настроения, которое не лишает человека
возможности испытывать потрясение от соприкосновения с хаосом, но при этом
удерживает его в определенных рамках повседневности. Этим путем идет
дионисийская эстетика, типичными формами которой, по Ницше, выступают музыка и
аттическая трагедия.
В своей первой
книге, как это следует из названия, Ницше исследует вопрос, из каких
предпосылок возникла древнегреческая трагедия, какие потребности народной души
она выражала и что случилось с ней под влиянием исторических перемен при
переходе к классической эпохе - эпохе Сократа и Платона. Важнейшей целью Ницше
в этой книге было показать, что высшие достижения греческой культуры - до того,
как их "испортил" сократовский рационализм, - явились результатом
гармоничного соединения аполлоновского и дионисического начал. В способности к
подобной гармонии философ видит высший образец и смысл культуротворчества.
"Гибель греческой трагедии должна была представиться нам результатом
достопримечательного разрыва этих двух коренных художественных стремлении; в
полном согласии с этим последним процессом шло вырождение и перерождение греческого
народного характера, вызывая нас на серьезное размышление о том, насколько
необходимо и тесно срастаются в своих основах искусство и народ, миф и нравы,
трагедия и государство".
Если
существование оправдано только как эстетический феномен, то цветом народа будут
те, кто преобразует существование в такой феномен, т.е. сильные и одаренные
натуры, способные взирать на жизнь без страха. Ницше утверждает, что именно они
составляют базис культуры. Ради их произрастания и деятельности должны
трудиться целые народы, потом и кровью удобряя ту землю, которая, возможно,
станет родиной гения: поэта или художника, музыканта или философа.
В одном из
"Несвоевременных размышлений" Ницше ставит вопрос, к которому будет
возвращаться и впоследствии. Что должно доминировать: жизнь над знанием или
наоборот? "Какая из двух сил есть высшая и решающая? - риторически
спрашивает он. - Никто не усомнится: жизнь есть высшая, господствующая
сила..." Это означает, по мнению Ницше, что культура 19-го столетия, для
которой было характерно доминирование знания и науки, будет взорвана
подавленными витальными силами, и это приведет к эпохе нового варварства. Под
поверхностью размеренной и благополучной жизни философ чувствует бурление
непреложных сил, ибо это силы "дикие, первобытные и совершенно
немилосердные. На них смотришь с трепетным ожиданием, как на котел волшебной
кухни... Уже целое столетие мы подготовлены к капитальным потрясениям", -
заключает он. Враждебная подлинной культуре тенденция, с его точки зрения,
заключена в массовых демократических и социалистических движениях, ибо они
ведут к опошлению и стандартизации культурных ценностей. Однако Ницше не
считает, что подобная ситуация непреодолима. Напротив, угроза со стороны
деструктивных сил может и должна разбудить способность людей ценить и сохранять
высшие проявления человеческого гения.
Ницше считает,
что культурные ценности трансцендентны конкретной исторической ситуации, а
человек - существо пластичное, ибо он способен сам преодолевать себя,
обнаруживая новые возможности. Эмпирическая наука, по Ницше, не способна дать
подходящую перспективу. То же касается и христианского вероучения, о котором он
в ранний период еще мало говорит. Это миссия одинокого мыслителя-философа,
который не интегрирован в сложившуюся образовательную систему и потому не
боится стать "опасным". Самый главный вопрос для всякой философии,
считает Ницше, состоит в том, чтобы понять "насколько вещи обладают
неизменными качествами и формами, чтоб затем, дав ответ на этот вопрос, с
беззаветной храбростью отдаться совершенствованию той стороны мира, которая
будет признана изменчивой. Этот идеал философа как судьи над свершившимся и
творца новых ценностей Ницше сохранит и в последующие годы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.