рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль фантазии в творчестве

Роль фантазии в творчестве

Министерство высшего образования РФ

Димитровградский Институт Технологии Управления и Дизайна

Кафедра общественных наук

Реферат на тему:

Роль фантазии в творчестве

Выполнила: студентка группы БиА

Симуянова Е.С.

Проверила: Кислякова С.В.

Димитровград 1999г.

Содержание

Введение 3

Карл Густав Юнг о творческой фантазии 4

Литература: 20

Словарь терминов 20

Введение

«... Ты ничего не говоришь и

ничего не выдаешь, о «Улисс»,

но ты задаешь нам работу !..»

Юнг К. Монолог «Улисса»

«Когда бы я ни читал «Улисса», мне на ум всегда приходит китайский

рисунок.., на котором изображен человек в позе медитации; из его головы

растут еще пять человеческих фигур, и еще по пять вырастают в свою очередь

из каждой из этих голов. Эта картинка изображает духовное состояние йога,

который уже почти избавился от своего эго и готов перейти в более высокое,

более объективное состояние самости. Это состояние «лунного диска,

спокойного и одинокого» состояние сат-чит-ананда, сочетание бытия и

небытия, конечная цель восточного пути освобождения, бесценная жемчужина

индийской и китайской мудрости, превозносимой последователями на протяжении

столетий».

«Как психиатр я чувствуя себя почти виноватым перед читателями за то,

что оказался вовлеченным в шумиху вокруг Пикассо... И не потому, что

художник и его довольно странное искусство кажутся для меня слишком мелкой

темой - тем более, что серьезно заинтересовался его литературным собратом,

Джеймсом Джойсом. Напротив, к этой проблеме я испытываю острый интерес.

Почти двадцать лет я занимался вопросами психологии графического

представления психических процессов, то есть, фактически, я уже имею

достаточную подготовку, чтобы рассматривать картины Пикассо с

профессиональной точки зрения.

Необъектное искусство берет свое содержание непосредственно из

«внутрен-него». Это «внутреннее» не соответствует сознанию, поскольку

сознание содержит образы объектов в том виде, как мы их обычно видим, и чей

облик таким образом необходимо совпадает с ожидаемым. Объект Пикассо, тем

не менее, отличается от ожидаемого - причем настолько, что кажется вообще

несоответствующим никакому объекту из нашего опыта. Его работы...

демонстрируют растущую тенденцию к от-клонению от эмпирических объектов и

увеличению числа тех элементов, которые не соответствуют никакому внешнему

опыту и происходят из «внутреннего», располо-женного позади сознания - или,

как минимум, позади того сознания, которое, как универсальный орган

восприятия, служит надстройкой над пятью чувствами и направлено вовне.

Позади сознания лежит не абсолютная пустота, которая воздействует на

сознание изнутри и из-за него так же, как внешний мир воздействует на него

спереди и снаружи. Таким образом, те живописные элементы, которые не

находят никакого «внешнего» соответствия, имеют «внутренний» источник...».

«Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли, является

трансцеден-тальной проблемой, которую психолог не способен решить, но может

только описать. Творческая личность также является головоломкой, которую мы

сможем поворачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно. Тем не

менее, современные психологи не отказались от исследования проблемы

художника и его искусства...» (3).

Цитаты о психологии творческого процесса, психологии рождения

творческой фантазии, приведенные выше, взяты из аналитических работ

швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875 - 1961), переведенных на

русский язык всего лишь тринадцать лет назад (1983). О Юнге знали тогда

лишь в тесных кругах сторонников и противников цюрихской школы. Даже в

родном городе этот «отставной приват-доцент психиатрии» не числился среди

местных знаменитостей, гордиться которыми так любят швейцарцы.

Карл Густав Юнг о творческой фантазии

Карл Густав Юнг принадлежал к тому поколению мыслителей, которое сфор-

мировалось в конце прошлого века, приступило к творческой деятельности в

начале нашего века, главные свои открытия сделало между двумя мировыми

войнами и, кстати, создало тот интеллектуальный климат, в котором, сами

того не осознавая, мы живем до сих пор.

Рассел и Гессе, Хайдеггер и Пикассо, Эйнштейн... Можно было бы

подобрать и совсем иные имена тех мыслителей, что родились примерно век

назад и отрицали своим научным, художественным, политическим, богословским

творчеством заветы XIX века. Но корнями это поколение связано именно с

духовной атмосферой конца прошлого столетия. К концу прошлого века в

сознании миллионов людей, пожалуй, впервые в истории человечества научное

знание заняло доминирующее положение. Распространение городской

цивилизации, индустрии и железных дорог, университетов и лабораторий,

школьного образования, медицины, парламентаризма и прочих рациональных

нововведений было тесно связано с «расколдовавшей» мир наукой, открывшей

человечеству перспективу безграничного прогресса. Подобно тому, как на

место «героической лени» уходящего в небытие вместе со всеми «вишневыми

садами» феодального сословия явился деятельный буржуа, труженик науки

отвоевывал позиции у священнослужителя. Религиозный культ утратил значение

для большей части образованных европейцев: религия, особенно в

протестантских странах, стала инструментом поддержания морали, правил

поведения, социальных институтов.

О морали викторианская эпоха заботилась куда больше, чем о загробном

спасении, либеральная теология сделала Иисуса проповедником буржуазных

добродетелей. Не только социалисты, но и носители совсем иных идей (скажем,

Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях») видели в этом

религиозном морализаторстве лишь попытку оправдания норм буржуазной

культуры. Один из мотивов в учении Фрейда о вытесненных в бессознательное

влечениях мог возникнуть только в культуре, которая втайне опиралась на

подавление всего природного, - не Фрейд изобрел, будто под покровом

культурных ценностей таятся враждебные культуре влечения. Сама цивилизация,

прикрывающая эгоистическое стремление к прибыли высокими словами об идеалах

и ценностях, дисциплинирующая своих членов школой, производством, казармой,

«рациональными» судопроизводством, тюрьмой, моральными предписаниями,

оказалась прообразом индивидуальной психики для Фрейда.

В искусстве того времени господствовали реализм и натурализм, в

философии, считавшейся «служанкой науки»,- естественнонаучный материализм.

Но пробивались и первые ростки совсем иного мироощущения. Их легко отыскать

у «проклятых поэтов», импрессионистов и символистов. Духовная жизнь

восточных цивилизаций, прежде всего Индии, становится известной не только

узким специалистам, появляются теософия Блаватской, затем - антропософия Р.

Штейнера. Отказавшиеся от христианской религии европейцы неожиданно

начинают заниматься «столоверчением», беседовать посредством медиума с

духами - словом, появляются весьма странные «плоды просвещения».

Неудовлетворенность механически позитивистской картиной мира

возвращает одних к религии: если правы наука и светская культура, то жизнь

теряет всякий смысл. Других - к «философии жизни». В преддверии первой

мировой войны европейские интеллектуалы заново откроют полузабытые

сочинения Кьеркегора. Но пока что рационализму науки противопоставляется не

«экзистенция», а «жизнь», понимаемая то как «воля к власти» (Ницше), то как

космический «жизненный порыв» (Бергсон), то как мир переживаний (Дильтей).

Законами механики не объяснить ни внутреннего мира человека, ни «народной

души», ни эволюции живой природы, ни поведения самого примитивного

организма. «Жизнь» есть вечное становление, оно алогично, поскольку

гераклитовский поток не признает даже закона тождества. Жизнь непостижима.

Для разума с его абстракциями требуется интуиция, улавливающая мир

целостно, без умертвления жизни анализом.

Для Юнга именно этот круг идей оказался определяющим. Биология и психо-

логия интерпретировались им в духе «философии жизни» Шопенгауэра и Ницше,

видевших и в разуме, и в культуре проявление таинственных жизненных сил.

Именно с ними имели дело мистики и духовидцы всех времен и религий. Наука

права в своей критике религии как совокупности догматов, требующих слепой

веры. Но религия есть прежде всего опыт таинственного, страшного, безмерно

превосходящего челове-ка; подлинная наука о человеке также должна

обратиться к этому опыту.

Юнг принадлежал немецкой культуре, для которой был особенно характерен

интерес к «ночной стороне» существования. Еще в начале прошлого века

романтики обратились к мифологии и народным сказаниям, средневековой

мистике Экхарта и алхимической теологии Беме. Врачи-шеллигианцы (Карус)

уже пытались применять представления о бессознательном для лечения больных;

в музыке Вагнера, в философии Ницше, в трудах биологов-виталистов лежат

корни главных идей Юнга.

Ядром философии Юнга, являющейся фундаментом для всех остальных «над-

строек», - теория коллективного бессознательного. Учение о коллективном

бессознательном переплетается с жизнью - слова Юнга о том, что психология

«имеет характер субъективной исповеди», возникли не на пустом месте. Однако

созданное Юнгом учение вовсе не сводится к его личным переживаниям, тому

диалогу его сознания с бессознательным, о котором Юнг написал свои мемуары

- «Воспоминания, сновидения, размышления». Опыт каждого вплетается в

историю поколения, народа, культуры; все мы - дети своего времени.

Карл Густав Юнг родился в 1875г. в швейцарском местечке Кесвиль. Отец

его был священником, а дед - профессором медицины Базельского университета,

он переехал в Швейцарию из Германии с рекомендацией А. фон Гумбольдта (и

слухами, будто он - внебрачный сын Гёте). Мать Карла Густава происходила из

семьи местных бюргеров, которые на протяжении уже многих поколений

становились протестантскими пасторами. Семья принадлежала, таким образом, к

«хорошему обществу», но едва сводила концы с концами.

Юнг был малообщительным, замкнутым подростком, у которого не было

приятелей. К внешней среде он приспосабливался с трудом, сталкивался с непо-

ниманием, предпочитал общению погружение в мир собственных мыслей. Словом,

представлял классический случай того, что сам он назвал впоследствии

«интраверсией». Если у экстраверта психическая энергия направлена

преимущественно на внешний мир, то у интраверта она перемещается к

субъективному полюсу.

Уже в старших классах гимназии он обращается к трудам великих

философов прошлого - от Гераклита и пифагорейцев до Канта и Шопенгауэра.

Учение последнего о «мире как воле и представлении» оказало на него

особенно сильное влияние. Философский критицизм способствовал скептической

оценке протестантского богословия. Неприятие всего того, о чём толковали в

реформатской церкви, было связано не только с размышлениями на

теологические темы, каковым методично предавался Карл Густав, но и иными

причинами. Свои мемуары он не зря назвал «Воспоминания, сновидения,

размышления» - сновидения играли огромную роль в духовной жизни Юнга, позже

вокруг них строилась вся его психотерапевтическая практика.

В сновидениях Юнга той поры важен один мотив, который дает ему

основания для размышления. Он наблюдает образ наделенного магической силой

старца, который был как бы его alter Ego, «вторым Я». В мелких заботах жил

замкнутый и робкий юноша - личность N1, а в снах являлась другая ипостась

его «Я», личность N2, обладающая даже своим именем (Филемон). Прочитав под

конец обучения в гимназии «Так говорил Заратустра» Ницше, Юнг испугался: у

Ницше тоже была «личность N2» по имени Заратустра: она вытеснила личность

философа (отсюда безумие Ницше - так считал Юнг до конца дней своих,

вопреки более достоверному диагнозу). Страх перед подобными последствиями

«сновидчества» способствовал решительному повороту к реальности. Да и

необходимость одновременно учиться в университете, работать, зная, что

рассчитывать приходится лишь на свои силы, уводила от волшебного мира

сновидений. Что до личностей «внешнего» и «внутреннего» человека, то

главной целью юнгианской психотерапии станет их гармоничное единение у

пациентов.

Любопытно, что в университете Юнгу более всего хотелось учиться на

археолога. «Глубинная психология» своим методом чем-то напоминает

археологию. Известно, что Фрейд неоднократно сравнивал психоанализ с

археологией и сожалел, что название «археология» закрепилось за поисками

памятников культуры, а не за «раскопками души».

Юнг уже готовился стать специалистом по внутренним болезням, но в

последнем семестре нужно было сдавать психиатрию. На первой странице

учебника он прочитал, что психиатрия есть «наука о личности». «Мое сердце

неожиданно резко забилось. Я должен был встать и глубоко вздохнуть.

Возбуждение было необычайным, потому что мне стало ясно, как во вспышке

просветления, что единственно возможной целью для меня может быть только

психиатрия. Только в ней сливались воедино два потока моих интересов. Здесь

было эмпирическое поле, общее для логических и духовных фактов, которое

искал повсюду и нигде не находил. Здесь же коллизия природы и духа стала

реальностью», - вспоминал Юнг (1). Тут же было принято решение, которое

удивило всех, - психиатрия считалась самым не престижным для медика

занятием. Заключить себя в клинику умалишенных, да еще не имея никаких

средств для их лечения! Но сразу после окончания университета, позволив

себе такую «роскошь», как посещение театра и небольшое путешествие по югу

Германии, Юнг переезжает в Цюрих, в психиатрическую клинику, которой

руководил видный психиатр Э. Блейлер.

Базель и Цюрих имели для Юнга символическое значение. Культурная

атмосфера этих городов способствовала формированию особенностей его

мировоззрения. Базель - живая память европейской культуры, уходил корнями в

прошлое, в то время как Цюрих устремлялся в столь же далекое будущее.

Юнг в этих городах видел «раскол» европейской души: новая

индустриально-техническая «асфальтовая цивилизация» предает забвению свои

корни. И это зако-номерный исход, ибо душа окостенела в догматическом

богословии, на место которого приходит плоский эмпиризм науки. Наука и

религия, полагал Юнг, ступили в противоречие именно потому, что религия

оторвалась от жизненного опыта, наука же утратила контакт с жизнью

человека. «Мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости», - напишет

Юнг вскоре. По его мнению, все коренится в человеческой душе. Психология

для Юнга стала философским учением. Она должна была дать современному

человеку целостное мировоззрение, помочь ему отыскать смысл жизни.

«Каждая творческая личность представляет собой дуальность или синтез

про-тиворечащих качеств. С одной стороны, это все же человек, со своей

личной жизнью, а с другой - безличный творческий процесс. Как человек,

такая личность может иметь веселый или мрачный нрав, и ее психология может

и должна быть объяснена в личностных категориях. Но понять ее, как

художника, можно только исходя из твор-ческого достижения. Мы сделаем

большую ошибку, если редуцируем стиль жизни английского джентльмена, или

прусского офицера, или кардинала к личностным факторам. Джентльмен, офицер

и высшая церковная должность являются безличными масками, и для каждой

такой роли существует своя собственная объективная психология. Хотя

художник и является противоположностью социальным маскам, тем не менее тут

есть скрытое родство, поскольку специфически художническая психология носит

в большей степени коллективный характер, нежели личный. Искусство является

видом врожденной системы, которая овладевает индивидуумом и делает его свои

инструментом. Художник не является личностью доброй воли, следующей своим

целям, но личностью, позволяющей искусству реализовывать его цели

посредством себя. Как у человеческого существа, у него могут быть

собственные намерения, воля, и личные цели, но как художник, он «человек» в

более высоком смысле - он «коллективный человек», двигатель и кузнец

бессознательной психической жизни человечества. Это его социальная маска и

она иногда так тяжела, что художник вынужден жертвовать своим счастьем и

всем тем, что составляет смысл жизни обычных людей. Как сказал Г.А.Карус:

«Странны способы, которыми гений заявляет о себе, поскольку то, что так

превосходно его отличает, в ущерб свободе жизни и ясности мыслей

пронизывается господством бессознательного, его внут-реннего мистического

божества, идеи плывут к нему в руки - и он не знает, откуда; он вынужден

работать и творить - и он не знает, каков будет результат; он должен

постоянно расти и развиваться - и он не знает, в какую сторону» (6).

Учитывая это обстоятельство, совсем не удивительно, что художник для

психолога является представителем интереснейшей породы людей - с точки

зрения критического анализа... Если жизнь художника как правило в высшей

степени неспокойная, чтобы не сказать трагичная, то причиной здесь не

абстрактный промысел судьбы, а внутренняя инфернальность и неспособность

адаптироваться. Личности приходится дорого платить за божий дар творческого

горения. «Творческий импульс в такой степени может лишить его человечности,

что личностное эго может существовать лишь на примитивном или низком

уровне, что неизбежно приводит к развитию у него всевозможных нарушений -

жестокости, эгоизма, тщеславия и других инфантильных черт...» ( 4).

В 1902г. Юнг защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии

так называемых оккультных феноменов». «Гармонию» оккультизма Юнг проверяет

«алгеброй» психологии и психиатрии. Он прилагает к оккультизму знания о

помра-ченных состояниях и отмечает, что психопатологические состояния

повсеместно встречаются и у здоровых людей. В том числе у пророков, поэтов,

вероучителей, основателей сект и религиозных движений. Юнг пытается

представить, что же на самом деле происходит в сознании медиума, когда тот

начинает «общаться с иным миром». В общение с загробным миром он не верит,

свести же все к актерству трудно. Скажем, один из «духов» совершенно

свободно говорил на литературном немецком языке, тогда как полуграмотная

девушка-медиум, в которую «вселились» духи, им едва владела. Швейцарский

диалект сильно отличается от «высокого» немецкого. Юнг делает вывод, что

речь идет о бессознательном, о диссоциации, распаде на части личности

медиума, появлении в его психике нескольких «Я», каждое из которых

существует независимо от другого.

Это не «духи», а бессознательно оформившиеся особые «личности». В

состоянии транса они просто вытесняют «Я» медиума или пророка. Содержание

речений «духов» сводится к личному опыту медиума: тот же литературный

немецкий был когда-то усвоен девушкой, но без постоянной практики оказался

вытесненным в бессознательное. Один из «духов» описал через медиума

довольно сложную систему мироздания, которую эта девушка при всем желании

не могла сочинить, как и прочитать где-нибудь о подобной системе, которая

очень многими чертами напоминала представления о мире одной из гностических

сект начала нашей эры.

Юнг подходит к центральному пункту своего учения, которое позже он

назовет учением об архетипах; за порогом сознания лежат вечные праформы,

проявляющиеся в разные времена в самых различных культурах. Они как бы

хранятся в бессознательном и передаются по наследству от поколения к

поколению. Бессознательные процессы автономны, они выходят на поверхность в

особых состояниях - трансах, видениях, в образах, создаваемых гениальными

поэтами и художниками. Но этот вывод, по мнению самого Юнга, нуждался в

экспериментальном обосновании.

В 1903 году Юнг сознает в городке Бурхгельцы лабораторию

экспериментальной психопатологии, где были проведены первые работы,

позволившие ему обосновать ядро своей философии - учение о коллективном

бессознательном.

Известность Юнгу принес прежде всего словесно-ассоциативный тест,

позво-ливший экспериментально выявить структуру бессознательногo. Тест

содержал обычно сотню слов. Испытуемый должен был тотчас реагировать на

каждое из них первым пришедшим ему на ум словом. Время реакции замечалось

секундомером. Затем операция повторялась, а испытуемый должен был

воспроизводить свои прежние ответы. В определенных местах он ошибался.

Ошибки, по мнению Юнга, случались тогда, когда слово задевало какой-то

заряженный психической энергией «комплекс» (этот термин был введен в

психологию Юнгом, позднее он стал употребляться Фрейдом и Адлером - кто

не слышал об Эдиповом комплексе и комплексе неполноценности. В таких

случаях удлинялось время подбора слова-реакции, испытуемые отвечали не

одним словом, а целой речью, ошибались, заикались, молчали, полностью

уходили в себя. Люди не понимали, например, того, что ответ на одно слово-

стимул занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое.

Исследователю достаточно только «дотронуться» до комплекса, как у

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.