![]() |
|
|
Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-РоманскомуРоссия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-РоманскомуУниверситет Наяновой философский факультет кафедра философии Коспект I-V глав книги Н. Я. Данилевского РОССИЯ и ЕВРОПА взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо- Романскому. Санкт-Петербург 1871. Работа выполнена студенткой 14Б класса философского факультета Светлой Татьяной. Самара 1999 г. |Австро-пру|Пруссия и Австрия, два первоклассных|В 1864 г. Австрия и | |сско-датск|государства, имевшие в совокупности |Пруссия напали на Данию | |ая война |около 60,000,000 жителей и могшие |без особого права и при | |1864 года.|распологать чуть не миллионною |полном попустительстве | | |армией, нападают на Данию, одно из |правительств европейских | | |самых маленьких государств Европы, -|государств. | | |государство невоинственное, | | | |просвещенное, либеральное и гуманное| | | |в высшей степени… эта обида слабого | | | |сильным не не возбуждают негодования| | | |Европы. | | |Восточная |От Турции требуется только, чтобы |В 1854 г. Россия | |война |она ясно и положительно подтвердила |правомерно требовала от | |1854 года |обязательство не нарушать |Турции необходимого | | |религиозных интересов большинства |протектората над | | |своих же собственных подданных, - |православными народами | | |обязательство не новое какое либо, а|Турции. Как известно, | | |уже восемьдесят лет тому назад |результатом была Восточная| | |данное… |война, в которой против | | | |России были не только | | | |правительства Европы, но и| | | |общественное мнение. | |Отношение |Откуда же это равнодушие к гуманной,|Характерно, что свою книгу| |Европы к |либеральной Дании и эта симпатия к |Данилевский начинает почти| |данным |варварской, деспотической Турции, |с "тютчевского" вопроса: | |событиям. |эта снисходительность даже к |почему Европа нас не | | |несправедливым притязаниям Австрии с|любит? Данилевский | | |Пруссией и это совершенное |указывает на предвзятость| | |неуважение к самым законным |европейского общественного| | |требованиям России? |мнения в оценке внутренней| | | |и внешней политики России | | |Откуда же это меряние разными мерами|Дело стоит, чтобы в него | | |и вешание разными весами, когда дело|вникнуть, ибо на этот | | |идёт о России и о других европейских|вопрос, как показывает | | |государствах? |автор далее, невозможно | | | |найти вразумитель-ный | | | |ответ из числа тех, кои | | | |обыкновенно приводятся. | |Обвинения |1.Россия,- не устают кричать на все |Возможно, конечно, что | |Европы |лады,- колоссальное завоевательное |данные обвинения, полные | |против |государство, беспрестанно |гордости, ненависти и | |России |расширяющее свои пределы, и |презрения, являются | | |следовательно угрожает спокойствию и|результатом незнания | | |независимости Европы. |Европы, её невежества | | |2.Россия представляет собою какую-то|относительно России. Но, | | |мрачную силу, враждебную прогрессу и|может, Европа не знает, | | |свободе. |потому что не хочет знать,| | | |или лучше сказать, знает | | | |так, как хочет знать? | |Критика |1. Состав Русского государства, |Капитальные обвинения | |Данилевски|войны, которые оно вело, цели, |против России выказаны | |м |которые преследовало, а ещё более |надуманными и | |обвинений |благоприятные обстоятельства, |бездоказательными. | |против |столько раз повторявшиеся, которыми |Из них основной - что | |России |оно и не думало воспользоваться, всё|Россия своими прежними | | |показывает, что Россия не |делами, вероломствами и | | |честолюбивая, не завоевательная |насилиями возбудила | | |держава, что в новейший период своей|справедливые негодования и| | |истории она большей частью |опасения Европы | | |жертвовала своими очевиднейшими |- подвергается Данилевским| | |выгодами, самыми справедливыми и |доскональному разбору и | | |законными, европейским интересам. |мощной аргументированной | | |2. Какова бы ни была форма правления|критике с выводом того, | | |в России, каковы бы ни были |что: | | |недостатки русской администрации, |Россия не есть | | |русского судопроизводства, русской |завоевательное государство| | |фискальной системы и т.д., до всего | | | |этого, я полагаю, никому дела нет, |Россия не есть | | |пока она не стремится навязать всего|гасительница света и | | |этого другим…если уж гневаться на |свободы | | |взаимные советы и влияние, то, | | | |конечно, Россия имела бы столько же | | | |(если не более) права негодовать на | | | |Австрию, да и на другие немецкие | | | |дворы, как Германия на Россию. | | |Объяснение|Дело в том, что Европа не признаёт |Славянский мир имеет силу | |политическ|нас своими. Она видит в России и в |жить самостоятельной, | |ой |славянах вообще нечто ей чуждое, а |независимой жизнью и, | |несправедл|вместе с тем такое, что не может |несмотря на внешнюю | |и-вости и |служить для неё простым материалом, |податливость и | |обществен-|из которого она могла бы извлекать |подверженность влияниям, | |ной |свои выгоды, как извлекает из Китая,|крепнет и разрастается. | |неприязни |Индии, Африки, большей части |Этим обусловлено | | |Америки... Европа видит поэтому в |недоверчивое, | | |Руси и в Славянстве не чуждое |предосудительное отношение| | |только, но и враждебное начало. |Европы к России. В | | | |результате России | | | |приписывается | | | |агрес-сивный, | | | |завоевательный характер, | | | |она оценивается по меркам | | | |европейской цивилизации | | | |как отсталая, неразвитая | | | |страна, которая должна | | | |стремиться достичь уровня | | | |экономического, | | | |социального и культурного | | | |развития Европы. | |Что такое |Европа есть одна из пяти частей |Автор превосходно | |Европа? |света, скажет всякий ученик |доказывает условность | | |приходского училища. Что же такое |термина Европа как | | |часть света, спросим мы далее?.. |географического, | | |Части света составляют самое общее |доставшегося новому миру в| | |географическое деление всей суши на |наследие от древности, | | |нашей планете и противополагаются |обозначавшей этим термином| | |делению жидкого элемента на океаны. |северный берег | | | |Средиземного моря. | |Искусствен|Искусственно или естественно это |Итак, деление на части | |-ность |деление? Под естественным делением |света признаются | |деления |или естественной системой разумеется|Данилевским искусственным,| |частей |такая группировка предметов или |при установлении которого | |света |явлений, при которой принимаются во |принимается в расчет | | |внимание все их признаки, |только граничные очертания| | |взвешивается относительное |воды и суши. | | |достоинство этих признаков, и | | | |предметы располагаются так, чтобы | | | |входящие в состав какой-либо | | | |естественной группы имели между | | | |собой более сродства, более сильную | | | |степень сходства, чем с предметами | | | |других групп. Искусственная же | | | |система довольствуется одним | | | |каким-либо или немногими признаками,| | | |по чему-нибудь резко заметными, хотя| | | |бы и вовсе несущественными. В этой | | | |системе может разделяться самое | | | |сходное в сущности и соединяться | | | |самое разнородное. Рассматривая с | | | |этой точки зрения части света, мы | | | |сейчас же придём к заключению, что | | | |это группы искусственные. | | |Культурно-|Европа есть германо-романская |Европа есть понятие со | |историческ|цивилизация. Но германо-романская ли|смыслом | |ий смысл |только цивилизация совпадает со |культурно-историческим, а | |Европы. |значением слова Европа? Не |именно, Европа есть | | |переводится ли оно точнее |германо-романская | | |,,общечеловеческой цивилизацией”? |цивилизация. | | |…Несправедливо думать, что Европа | | | |составляет поприще человеческой | | | |цивилизации вообще, она есть только | | | |поприще великой германо-романской | | | |цивилизации, её синоним, и только со| | | |временем развития этой цивилизации | | | |слово ,,Европа” получило тот смысл и| | | |значение, в котором теперь | | | |употребляется. | | | | | | |Россия не |Она не питалась ни одним из тех |Россия, и эту идею | |принадлежи|корней, которыми всасывала Европа |Данилевский делает | |т Европе. |как благотворные, так и вредоносные |основополагающей в своих | | |соки непосредственно из почвы ею же |историософских | | |разрушенного древнего мира… Она не |построениях, ни по корням | | |причастна ни европейскому добру, ни |своим, ни по истории и | | |европейскому злу. |традициям, ни по | | | |духовно-культурным связям | | | |не принадлежит Европе. | | | |Действительно, Россия | | | |почти не знала феодализма | | | |и католичества; не входила| | | |в состав империи Карла | | | |Великого; не ведала | | | |схоластики и рыцарства; не| | | |пережила протестантства и | | | |гуманизма. | |Смерть |Всему живущему, как отдельному |Таким образом, Данилевский| |народов. |неделимому, так и целым видам, |замечает, что народу | | |родам, отрядам животных или |одряхлев-шему, сделавшему | | |растений, дается известная только |своё дело, и которому | | |сумма жизни, с истощением которой |пришла пора долой со | | |они должны умереть. История говорит |сцены, ничто не поможет, | | |тоже самое о народах: и они |совершенно независимо от | | |нарождаются, достигают различных |того, где он живёт – на | | |степеней развития, стареют, дряхлеют|Востоке или на Западе. | | |и умирают, но умирают не от внешних | | | |только причин. Внешние причины…по | | | |большей части только ускоряют смерть| | | |больного и расслабленного тела… но | | | |иногда организм умирает тем, что | | | |называется естественною или | | | |старческою немочью. | | |Запад и |Прогресс не составляет |Является ли Европа и | |Восток. |исключительной привилегии Запада или|общечеловеческой | | |Европы, а застой - исключительного |цивилизаци-ей? - вот | | |клейма Востока или Азии; тот и |вопрос, на который | | |другой суть только |большинство даёт | | |характеристические признаки того |положительный ответ, | | |возраста, в котором находится |противопоставляя Запад как| | |народ... важнейшая причина, по |полюс прогресса и Восток | | |которой отвергается мысль о |как полюс застоя и | | |какой-либо самостоятельной |коснения. Но Данилевский | | |цивилизации вне германо-романских |справедливо указывает, | | |форм культуры, заключается в |например, на множественные| | |неправильном понимании самых общих |достижения Китая, как то | | |начал исторического процесса и в |земледелие, садоводство, | | |неясном, туманном представлении об |рыбоводство, не говоря уже| | |историческом явлении, называемом |о порохе, компасе, бумаге.| | |прогрессом.. | | |Понятие |Степень совершенства, достигнутого |Система науки есть таким | |системы |какою-либо наукой, степень понимания|образом сокращение самой | |науки. |входящих в круг ее предметов или |науки, в котором | | |явлений в точности отражается в том,|выражается существенное её| | |что называется системою науки… Я |содержание и отражается | | |говорю о внутренней системе наук, |степень её совершенства. | | |т.е. о расположении, группировке | | | |предметов или явлений, принадлежащих| | | |к кругу известной науки, сообразно | | | |их взаимному сродству и | | | |действительным отношениям друг к | | | |другу. | | |Понятие и |Понятие о естественной системе... не| | | |составляет какой-либо особенной | | |требования|принадлежности ботаники и зоологии, | | |естественн|а есть общее достояние всех наук, | | |ой |необходимое условие их | | |системы. |совершенствования. |Данные требования сами по | | |1.Принцип деления должен обнимать |себе ясны и являются | | |собою всю сферу делимого, входя в |требованиями здравой | | |нее как наисущественнейший признак… |логики. | | |Это нуждается, может быть, в | | | |некотором разъяснении. Если принять | | | |за принцип деления любой первый | | | |попавшийся на глаза признак и, | | | |охарактеризовав им одну группу, | | | |характеризовать всё остальное | | | |отсутствием этого признака, то при | | | |такой методе каждый признак может | | | |быть, конечно, назван принципом, | | | |обнимающим всю сферу деления. Но | | | |такой отрицательной характеристики | | | |ни естественная система, ни даже | | | |здравый смысл не допускают. | | | |Все предметы или явления одной | | | |группы должны иметь между собой | | | |бульшую степень сходства или | | | |сродства, чем с явлениями или | | | |предметами, отнесенными к другой | | | |группе. | | | |Группы должны быть однородны, то | | | |есть степень сродства, соединяющая | | | |их членов, должна быть одинакова в | | | |одноименных группах. | | |Оценка |Самая общая группировка всех |Данилевский считает, что | |общеприня-|исторических явлений и фактов |подобная историческая | |той |состоит в распределении их на |периодизация связана с | |системы в |периоды древней, средней и новой |нарушением основных | |науке |истории…но формы исторической жизни |принципов систематики, | |всемирной |человечества не только изменяются и |поскольку в основу её | |истории. |совершенствуются повозрастно, но ещё|положена идея временнуго | | |и разнообразятся по |синхронизма, или | | |культурно-историческим типам. |одновременного сравнения | | |Поэтому, собственно говоря, только |государств и регионов, с | | |внутри одного и того же типа, или, |целью выявления общих, | | |как говориться, цивилизации – и |характерных для данного | | |можно отличать те формы |периода, тенденций и | | |исторического движения, которые |особенностей развития. | | |обозначаются словами ,,древняя”, |Сопоставляются не | | |,,средняя” и ,,новая” история. Это |одинаковые, а различные | |Новая |деление есть только подчиненное. |ступени | |естественн| | | |ая | | | |группировк|Главное же должно состоять в |развития народов, ибо | |а |отличении культурно-исторических |зарождаются, расцветают и | |историческ|типов; так сказать самостоятельных |дряхлеют они не | |их |своеобразных планов религиозного, |одновременно, и и делается| |явлений. |социального, бытового, |не имеющий ничего общего с| |Понятие |промышленного, политического, |реальностью вывод о | |культурно-|научного, художественного, одним |превосходстве одних | |историческ|словом, исторического развития. |народов и неразвитости | |их типов. |Рассматривая историю отдельного |других. Традиционное | | |культурного типа, мы точно и |деление истории на периоды| | |безошибочно можем определить возраст|содержит в себе ошибочное | | |этого развития, - можем сказать: |смешение ступеней и типов | | |здесь оканчивается его детство, его |развития. Вместо того, | | |юность, его зрелый возраст, здесь |чтобы проводить параллели | | |начинается его старость, здесь его |между народами, для | | |дряхлость, - или, что тоже самое, |которых одна и та же эпоха| | |разделить его историю на древнейшую,|имеет совершенно разное | | |древнюю, среднюю, новую, новейшую и |значение – ибо одни только| | |т. п…Но что можно сказать о ходе |начинают формироваться, | | |развития человечества вообще и как |другие же, увенчанные | | |определить возраст всемирной |плодами тысячелетнего | | |истории? На каком основании отнести |развития, уже завершают | | |жизнь таких-то народов, такую-то |свой жизненный цикл, - | | |группу исторических явлений – к |гораздо целесообразнее | | |древней, средней или новой истории, |было бы выделять | | |то есть к детству, юношеству, |реальности | | |возмужалости или старости |культурно-исторических | | |человечества?.. |типов. | | | | | | |Итак, естественная система истории | | | |должна заключаться в различении | | | |культурно-исторических типов | | | |развития как главного основания её | | | |делений от степеней их развития, по | | | |которым только эти типы (а не | | | |совокупность исторических явлений) | | | |могут подразделяться. | | | | | | |Перечисле-|1)египетский, 2)китайский, |Как отмечено выше, | |ние |3)ассирийско-вавилонско-финикийский,|Данилевский выступил с | |культурно-|халдейский или древне-семитический, |идеей обоснования | |историческ|4)индийский, 5)иранский, |,,естественной систе-мы | |их типов в|6)еврейский, 7)греческий, 8)римский,|истории”, предложив | |хронологич|9)ново-семитический или аравийский и|считать главным основанием| |е-ском |10)романо-германский или |её периодизации деление на| |порядке. |европейский… к ним можно причислить |обособленные замкнутые | | |ещё: мексиканский и перуанский, |национально-государственны| | |погибшие насильственною смертью и не|е образования, или | | |успевшие совершить своего развития. |культурно-исторические | | |Только народы, составлявшие эти |типы, с присущими им | | |культурно-исторические типы, были |специфическими чертами в | | |положительными деятелями в истории |художественно-эстетической| | |человечества; каждый развивал |, нравственной, | | |самостоятельным путем начало, |религиозной, | | |заключавшееся как в особенностях его|экономической, | | |духовной природы, так и в особенных |социально-политической | | |внешних условиях жизни, в которые он|сферах. Историю он | | |был поставлен, и этим вносил свой |интерпретировал как | | |вклад в общую сокровищницу. |циклический процесс | | | |возникновения, расцвета и | | | |упадка поочерёдно | | | |сменяющих друг друга | | | |разнообразных национальных| | | |культур. Таким образом, | | | |история становилась | | | |чередованием локальных, | | | |мало связанных друг с | | | |другом | | | |культурно-исторических | | | |типов. | | | | | |Пять |Закон 1. Всякое племя или семейство |Итак, самобытный тип | |законов |народов характерезуемое отдельным |составляют племя или | |развития |языком или группою языков, довольно |семейство народов, | |типов. |близких между собою – для того, |ощущающих внутреннее | | |чтобы сродство их ощущалось |родство и способных по | | |непосредственно, без глубоких |своим задаткам к | | |филологических изысканий, - |историческому развитию. | | |составляет самобытный |Для возможности зарождения| | |культурно-исторический тип, если оно|и развития самобытной | | |вообще по своим духовным задаткам |цивилизации народ и | | |способно к историческому развитию и |входящие в его состав | | |вышло уже из младенчества. |дробные национальные | | |Закон 2. Дабы цивилизация, |единицы должны обладать | | |свойственная самобытному |политической | | |культурно-историческому типу, могла |независимостью, ибо нет ни| | |зародиться и развиваться, |одной цивилизации, которая| | |необходимо, чтобы народы, к нему |бы зародилась и развилась | | |принадлежащие, пользовались |без политической | | |политической независимостью. |самостоятельности, хотя, | | |Закон 3. Начала цивилизации одного |достигнув уже известной | | |культурно-исторического типа не |силы, цивилизация может | | |передаются народам другого типа. |ещё некоторое время | | |Каждый тип выработывает ее для себя,|продолжаться и после | | |при большем или меньшем влиянии |потери независимости, что | | |чуждых ему предшествовавших или |можно наблюдать на примере| | |современных цивилизаций. |Греков. Каждый | | |Закон 4. Цивилизация, свойственная |культурно-исторический тип| | |каждому культурно-историческому |вырабатывает | | |типу, только тогда достигает |самостоятельные и не | | |полноты, разнообразия и богатства, |передаваемые другим начала| | |когда разнообразны этнографические |цивилизации. Идея | | |элементы, его составляющие, - когда |изолированности и | | |они, не будучи поглощены одним |непередоваемости начал | | |политическим целым, пользуясь |одних типов другим | | |независмостью, составляют федерацию,|оказывается относительной | | |или политические систему государств.|в связи с признанием, что | | | |большинство цивилизаций, | | |Закон 5. Ход развития |за исключением Индии и | | |культурно-исторических типов всего |Китая, были | | |ближе уподобляется тем многолетним |преемственными. | | |одноплодным растениям, у которых |Культурно-исторические | | |период роста бывает неопределенно |типы в своём развитии | | |продолжителен, но период цветения и |проходят стадии, | | |плодоношения – относительно короток |аналогичные жизненному | | |и истощает раз и навсегда их |циклу организма, - рост, | | |жизненную силу. |цветение и увядание: | | | |,,Народы… рождаются, | | | |достигают различных | | | |степеней развития, | | | |стареют, дряхлеют и | | | |умирают”. | |Возможност|Передать цивилизацию какому-либо |Данилевский выдвигает | |ь передачи|народу, очевидно, значит заставить |исключи-тельно высокие | |цивилизаци|этот народ до того усвоить себе все |требования наро-ду, | |и |культурные элементы (религиозные, |вознамерившемуся влиять на| | |бытовые, социальные, политические, |развитие других | | |научные и художественные), чтобы он |народов.Если взаимодейтвие| | |совершенно проникнулся ими и мог |не взаимовыгодно, если | | |продолжать действовать в духе |преимуществами его | | |передавшего их, с некоторым, по |пользуется лишь одна | | |крайней мере, успехом, так чтобы |сторона, если не созданы | | |хотя отчасти стать в уровень с |предпосылки для того, | | |передавшим, быть его соперником и |чтобы слабый народ мог в | | |вместе пролжателем его направления. |дальнейшем превзойти | | | |своего ,,покровителя”, то | | | |оно не имеет права на | | | |существование и должно | | | |быть перкращено. | |Пересадка |Самый простейший способ |Этот способ состоит в | |цивилизаци|распространения есть пересадка с |изгнании культуры с | |и |одного места на другое посредством |занимаемой ею территории. | | |колонизации… точно так, как, |Например, индейские | | |например, в интересах земледелия |племена Северной Америки | | |весьма было бы желательно, чтобы |были вытеснены европейцами| | |никаких сорных трав на свете не |с их родных земель и | | |было; и пожалуй, как позволительно |загнаны в резервации, где | | |заемледельцу всеми мерами их |индейская культура увяла и| | |уничтожать, так было бы |разложилась. | | |позволительно распространителям |Данная форма влияния | | |единой общечеловеческой цивилизации |является политической или | | |– уничтожать прочие народы, служащие|религиозной экспансией | | |более или менее тому препятствием. |развитых государств. Она | | | |предполагает повсеместное | | | |распространение | | | |единственной формы | | | |цивилизации любыми | | | |средствами и методами, | | | |вплоть до признания | | | |целесообразности | | | |уничтожения мешающих | | | |данному процессу народов, | | | |или превращения их в | | | |служащий чужим целям, не | | | |способный к сопротивлению | | | |этнографический материал. | |Прививка |Другая форма распространения |Второй тип взаимодействия | |цивилизаци|цивилизации есть привика и это и |означает таким образом, | |и |разумеют под передачею |что зрелые плоды культуры | | |цивилизации…Надо быть глубоко |– учреждения , формы быта | | |убежденным в негодности самого |и искусства переносятся на| | |дерева, чтобы решиться на подобную |почву другой, менее зрелой| | |операцию…Как бы то ни было, прививка|культуры. Если такая | | |не приносит пользы тому, к чему |прививка и приносит плоды,| | |прививается, ни в физиологическом, |то за счет прекращения | |Реформы |ни в культурно-историческом смысле. |роста самобытных начал той| |Петра |Он ... захотел во что бы то ни стало|культуры, которая | |Первого. |сделать Россию Европой. Видя плоды, |становится средством для | | |которые приносило европейское |усиленного развития | | |дерево, он заключил о превосходстве |насаждаемой цивилизации. | | |самого растения, их приносившего, | | | |над русским, ещё бесплодным, дичком,| | | |... , не подумав, что для дичка ещё | | |Значение |не пришло время плодоносить… |Пётр, ясно сознавая | |реформ | |необходи-мость укрепления | |Петра. |После Петра наступили царствования, |России для отражения | | |в которых правящие государством лица|неизбежного давления со | | |относились к России уже не с |стороны предприимчивой и | | |двойственным характером ненависти и |честолюбивой Европы, | | |любви, а с одною лишь ненавистью, с |захотел привить | | |одним презрением, которым так богато|европейские начала | | |одарены немцы ко всему славянскому, |,,русскому дичку”. Но | | |в особенности ко всему русскому. |операция не удалась. Дичок| | | |не захотел стать | | | |питательной основой для | | | |чуждой культуры и | | | |продолжает давать свои | | | |собственные цветы и плоды.| | | |Но его организм испытал | | | |глубокое потрясение. | | | |Болезнь подражатель-ности,| | | |заискивания перед Европой | | | |до сих пор обессиливает | | | |Россию. | | | |Изменение обычаев, без | | | |которого можно было бы | | | |обойтись, зашло слишком | | | |далеко и проявилось в | | | |насаждении иностранных | | | |форм управления, | | | |действующих вразлад с | | | |характером русского | | | |человека. | |Почвенное |Наконец, есть ещё способ воздействия|Данный способ не | |удобрение |цивилизации на цивилизацию…Это |составляет бесполезного | | |действие, которое мы уподобим |повторения старого, как | | |влиянию почвенного удобрения на |это должно неминуемо | | |растительный организм, или, что тоже|произойти там, где один | | |самое, влиянию улучшенного питания |культурно-исторический тип| | |на организм животный. За организмом |приносится в жертву | | |оставляется его специфическая |другому посредством | | |образовательная деятельность; только|прививки. Эта форма | | |материал, из которого он должен |влияния связана с | | |возводить своё органическое здание, |признанием права народа, | | |доставляется в большем количестве и |рождающегося для | | |в улучшенном качестве, и результаты |культурно-исторической | | |выходят великолепные, всякий раз – |деятель-ности, на | | |вносящие разнообразие в область |самобытное творчество и | | |всечеловеческого развития…Народы |предполагает использование| | |иного культурного типа могут и |и самостоятельную | | |должны знакомится с результатами |переработку им результатов| | |чужого опыта, принимая и прикладывая|предшествовавших | | |к себе выводы и методы положительной|цивилизаций, особенно в | | |науки, технические приёмы и |плане усовершенствования | | |усовершенствования искусств и |промышлен-ности и | | |промышленоости…всё остальное, в |заимствования дости-жений | | |особен-ности относящееся до познания|науки.При таком свободном | | |человека и общества вовсе не может |отношениии народов одного | | |быть предметом заимствования, а |типа к результатам | | |может быть только принимаемо к |деятельности другого, | | |сведению – как один из элементов |когда первый сохраняет | | |сравнения. |свое политическое и | | | |общественное устройство, | | | |быт, нравы, религи-озные | | | |воззрения, одним словом, | | | |свою самобытность, | | | |возможно наиболее | | | |плодотворное воздейст-вие | | | |завершенной или более | | | |развитой цивилизации на | | | |вновь возникающую. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |