рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900—1903

гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму»

(1903). Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к

религиозной вере и идеализму: значительное духовное

воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева,

личное общение с Л. Н. Толстым, «чудесная встреча» с

«Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от

марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он

сознательно и всецело переходит на позиции религиозного

миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию

«Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем,

что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном

производстве, и был назначен профессором Киевского

политехнического института по кафедре политэкономии.

Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи,

вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г.

Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем

получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он

участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв

революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании

христианского освободительного движения. В 1907 г. Б.

избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный

«христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и,

четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В

1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского

Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое

кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н.

Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие

спасения России на путях нравственно-религиозного обновления.

В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует

книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее

значительные его произведения, созданные в этот период — «Два

града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он

получает в Московском университете степень доктора

политической экономии. В то же время он пишет ряд

публицистических статей, самая значительная из которых

«Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи»

(1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период

творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б.

увидел в этом событии не только крах «мещанской культуры»

Европы, но и возможность осуществления мессианского

предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад

«Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании

московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание»

(1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда

других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б.

воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим

в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в

работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов.

Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и

Октябрьской революций вызвали у философа тревожные

предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти»,

«истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в

письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б.

принимает решение стать священником, решение, которое он

вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало

устранение серьезного для него препятствия — союза православия

с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре

состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две

недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится

отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За

принятие священства Б. исключается из числа профессоров

университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его

семья, становится профессором политэкономии и богословия в

Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия

философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени

начинается богословский период творчества мыслителя.

В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через

Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру

церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он

отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный

богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого

его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и

профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества

мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и

Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица

Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О

богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и

«Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало

учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение

его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны

Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной

Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в

своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования

своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из

преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б.

много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению

православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в

Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает

поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и

других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских)

храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью,

о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или

«сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В

последние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак

горла), перенес две операции, но продолжал активно работать, хотя это

стоило ему больших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записывал и

раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг.

Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,

историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.

Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович,

шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского

факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном

управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька,

православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии

Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с

которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В

1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при

кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором

университета.

Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно

рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к

Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило

новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.

Трубецкого.

Исследование традиции онтологизма платонического типа в

отечественной и итальянской философии станет главным историко-

философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм,

прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются

источниками и его собственных философских построений. Другим таким

источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также

идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое

творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и

общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике

первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами

церковного обновления в России.

В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских

Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая

святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с

Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой

опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание

проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного

религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной

церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в

журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление»,

в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.

Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций

христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить

христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др.,

противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет

полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и

творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым;

последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.

В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно-

философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. —

в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с

Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит

в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства

«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода,

посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.

Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э.

стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию,

сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации

философских взглядов Э. способствует полемика с авторами

неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.

В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за

Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме

крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена

софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает

свое понимание специфики отечественной философии; наиболее

значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и

учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне

разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму,

схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ

противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно-

христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и

мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух

христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных

начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и

«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более

черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом

Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает

итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую

диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую

— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»

Данте. Откликами на события первой мировой войны являются

многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.

Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время

славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).

Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния

начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом

Московского психологического общества. Он собирается работать над

книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой

скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .

Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем

кладбище.

ГЛОССАРИЙ

А

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической

философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного

и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего

другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического

материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие

соотношение между:

1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе

развития науки;

2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено,

опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется

неопровержимым.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,

часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus

-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В

истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное

многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика

исключительно продуктов мышления(Абстракция).

АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из

сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств

предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или

отношения.

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое

преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины;

противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора

между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

Б

БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего

существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в

исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух

святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм

религии.

БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем

отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился

в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического

плана.

БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с

воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой

происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,

развлечениях, поддержании здоровья и т. д.

БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо

от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется

термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как

понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое

представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а

также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее

общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В

этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования,

действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик

объективных процессов и явлений.

В

ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России,

политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране

демократического и пролетарского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе

развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в

процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными

истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира,

обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее

субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей

материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим

во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию

материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности

круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения

материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное

существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью

(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является

проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от

объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие:

первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего

познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные

образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от

действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности

человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик

предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на

органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный

комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и

осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством

изменения качества или интенсивности ощущений).

Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва,

осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной

структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках

экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде

всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.

Д

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о

наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается

нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных

явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во

(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет

противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для

метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и

неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления,

оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных

практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий

принцип творческого развития и конкретности истины.

Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от

официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему.

Ж

ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и

химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в

индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях,

видах и т. п.).

И

ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в

решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного,

нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами

религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его

богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно

мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и

агностицизму..

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые

отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов

определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными

представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,

преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные

общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.