![]() |
|
|
Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)смотреть на рефераты похожие на "Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная) " [pic] КАЛУЖСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ МИНСТРОЙ РОССИИ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Контрольная работа № I вариант № 8 по предмету “Философия “ по теме: “Русская религиозная философия XIX - XX веков.” курс 3 группа ЗБ31-У шифр Б-96-128 работа выслана в техникум 7 июня 1997 года Фамилия Карасев Имя Андрей Отчество Викторович Домашний адрес: г. Калуга, пер. Литейный, д.7, кв. 92 Оценка _______________ Дата _____________ Подпись преподавателя ________________________ Контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена. Оглавление : 1. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности. 2 . Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология. 3. Проблема веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности. Философская мысль в России начинает зарождаться в ХI в. под влиянием
процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает
знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-
историческую концепцию, обосновывающую включенность «русской земли» в
общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие
русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-
практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на
протяжении ХVI - ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства
двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской
мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской
духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в
процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции
считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран СЛАВЯНОФИЛЬСТВО Славянофильство как одно из главных направлений политической и
философской мысли ХIХ в. оставило заметный след в духовной истории страны. Немало пищи для размышлений русского человека о своем национальном достоинстве давала и область политических отношений, сложившихся после смерти Петра I. Превращение дома Романовых в немецкую династию, бироновщина, гольш-тинцы, откровенные симпатии Петра III и Павла I к пруссачеству, подчинение ими внешней политики династическим интересам, офранцуживание дворянства - таковы факты свидетельствующие о существовании многих причин, болезненно затрагивающих русское национальное чувство. Сильное возбуждение чувства национальности у многих европейских народов было вызвано наполеоновскими войнами. Для России в этом смысле решающее значение имела война 1812 г., которая всколыхнула народную энергию и заставила передовых людей того времени по-новому взглянуть на историческую роль русского народа и международное значение России. С этого времени понятие «народность» прочно входит в русскую литературу и общественную мысль. Конечно, перечисленные выше факты не могут толковаться как система или
идеология славянофильского типа. Но они заключают в себе много моментов,
послуживших известной почвой, на которую опирались славянофилы при
выработке своей историко-социологической концепции и особенно своего
взгляда на историю России. Идеология славянофильства претерпела известную
эволюцию. На 30-е и начало 40-х годов падает становление политической и
философско-социологической теории старших представителей славянофильства - Первоначальную философскую подготовку лидеры славянофильства Хомяков и Славянофильство оставило следы не только в консервативных и религиозно- идеалистических учениях второй половины ХIХ в. По крайней мере, три пункта историко-социологической концепции славянофилов были использованы и получили - иное звучание в идеологи и русской революционной демократии второй половины ХIХ в., а именно: община как социально-эконо-мическая форма народного бытия, особый путь России - идея, возникшая из факта ее отсталости, и отрицание государственности, явившее собой форму протеста против самодержавного деспотизма. Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме». А. С. ХОМЯКОВ Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) был, по определению Герцена, В начале 20-х годов Хомяков познакомился с Веневитиновым и сблизился с
кружком «любомудров», особенно с братьями Киреевскими и Кошелевым. В В начале 1825 г. Хомяков оставил военную службу и уехал за границу. В
письмах к друзьям в Россию он высказывал неприязнь к европейскому образу
жизни и восхищался славянскими странами, где принимали его как «брата и
единоверца». По возвращении на родину Хомяков вошел в литературные круги На протяжении всей своей последующей жизни Хомяков сотрудничал в
различных периодических изданиях, преимущественно славянофильского
направления, выступал со статьями по вопросам крестьянской реформы,
социологии и философии. Из них наиболее значительными являются: «О
старом и новом» (1839), «О сельских условиях» и «Еще раз о сельских
условиях» (1842), «По поводу Гумбольта» (1849), «По поводу статьи Все современники - единомышленники и противники - отмечали огромные
познания Хомякова, редкую начитанность, полемический талант и ведущую роль в выработке славянофильской идеологии. Герцен, не раз имевший случай
померяться силами с Хомяковым в жарких спорах, происходивших в московских
салонах, дал ему следующую характеристику: «Ум сильный, подвижный, богатый
средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым
соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь». Это был Религиозным духом пронизана его историко-социологиче-ская концепция, которая занимает едва ли не центральное место в работах Хомякова. Она всецело подчинена основной для славянофилов проблеме коренного различия исторических путей России и Запада и доказательству самобытной исключительности русского народа, что выводилось из неодинаковости внутренних «начал» русской и западноевропейской жизни. За «начала» принимались формы религиозного мировоззрения: в первом случае - православие как истинное христианство, во втором - католицизм, в котором, по его убеждению,. учение Христа подверглось искажению. Религия рассматривается не только как движущая сила, но и как фактор, определяющий общественное и государственное устройство, народный быт, мораль, склад характера и мышление народов. Для обоснования своих выводов Хомяков обращается к теоретическим и историческим аргументам, прослеживая историю западноевропейских, славянских, особенно русского, народов с древнейших времен. При этом истоки современной жизни он пытается отыскать в библейских легендах о «первой общине», «ноевом ковчеге», «деяниях Хама» и т. д., находя еще там зачатки будущих конфессиональных направлений. Первыми древними государствами, принявшими христианское вероучение, были Греция и Рим. В духовном облике греков, несмотря на многобожие, носившее земной характер, и отрицательную роль философии, которая принимала «все сущее за необходимо сущее», все-таки преобладали «внутренняя духовность» и внутренняя свобода человека. Поэтому Древняя Греция приняла учение Христа в чистоте, передав его в таком виде Византии. Византия погибла, но успела освятить Русь, в чем и состоит ее великая историческая роль. Другая линия, по которой шло развитие, берет начало от древних римлян, которые не знали религии как богопознания. Для них верховным божеством было государство и право, а христианство, возведенное в ранг государственной религии, было подчинено земным целям. В германском мире западное христианство подверглось еще большим
искажениям в духе юридического формализма и логического рационализма. В Западной Европе все более и более развертывалась внутренняя борьба,
ставшая главной чертой ее истории. Начало этой борьбе положила сама
католическая церковь стремлением пап к светской власти, организацией
военно-монашеских орденов, крестовыми похода ми, насильственным насаждением
католицизма. Возникшее протестантство только обострило внутреннюю борьбу, а
реформация еще больше усилила односторонне рассудочный характер западного
просвещения, что привело к полному безбожию. Гегель довел до последней
крайности логический рационализм и подготовил материализм,
распространение которого свидетельствует об окончательном падении В отличие от католической церкви, авторитет которой опирался на
светскую власть и внешнюю силу, православие с самого начала отличалось
демократизмом и полным слиянием с духом народа. Хомяков при этом, конечно,
не хочет видеть социальных требований принятия христианства и
политических интересов великокняжеской верхушки, «крестившей» Русь. Его не
смущает ни прогнивший императорский режим Византии Х - Х1 вв., которому
подражали русские князья, а позднее цари, ни антимирской, полумистический
характер византийского православия, раздираемого ересями и увязшего в
борьбе с ними. Напротив, он утверждает, что константинопольская церковь Однако в описании дальнейшей истории русского народа Хомяков столкнулся с большими трудностями. И в самом деле, как объяснить, что, начиная с ХIII в., Русь все заметнее отстает от стран Западной Европы в области культуры и просвещения. Религия - главный, определяющий фактор развития - остается одной и той же, а другие обстоятельства, например феодальная раздробленность, татаро-монгольские завоевания, закрепощение крестьян и т. д., Хомяковым во внимание не принимаются или относятся к разряду сопутствующих, случайных. Ведь если православие, приложенное к девственной почве Руси, не дало длительного и устойчивого движения к достижению высших культурных ценностей, то оно не могло быть абсолютным началом культуры. Хомяков не нашел убедительного решения этой антиномии и вынужден был прибегать к различного рода оговоркам и соображениям, выходящим за рамки его религиозной концепции, вступая в противоречие с собственными исходными посылками. Оказывается, Русь к моменту принятия христианства уже претерпела известное влияние со стороны племен иного склада и не была «девственной». Немаловажную роль здесь сыграл и сам характер восприятия новой веры: ввиду низкого культурного развития народ не понял ни высокой святости, ни истинной сущности православия, которое было воспринято скорее чувственно, со стороны обрядности, а не аналитически, как богопознание. Итак, возникает заколдованный круг. С одной стороны, Хомяков настаивает на том, что в основе народного просвещения и культуры лежит истинная вера, которая все определяет, с другой - для глубокого усвоения вероучения и понимания его подлинного смысла необходим определенный культурный уровень и известная степень в развитии просвещения. При объяснении отсталости России сравнительно со странами Западной В этой связи реформы петровского государства получают у Хомякова самую отрицательную оценку. Петр I, хотя и пробудил в России сознание своей силы и излечил некоторые застаревшие болезни, но направил страну по ложному пути. С помощью грубых вещественных средств он поработил всех во имя государства, не поняв главного, что сила заключается в законе нравственной любви, т.е. в истинной вере. В ходе его преобразований игнорировалась русская самобытность; во всех областях жизни стало широко распространяться чуждое народу западничество, к счастью, однако, не успевшее исказить коренные начала русской жизни - православие и общину. Как прошлое, так и будущее России Хомяков связывает с православием,
которое и станет источником истинно русского просвещения. Это возможно
потому, что все государственные вопросы разрешены, а культурный уровень
народа достиг необходимого минимума. Из этой концепции выводится и
программа будущего идеального мироустройства на реальном. основании
русской жизни, сохраненном народом, - на общине, которую Хомяков
рассматривает вне экономических и политических отношений, только как
категорию «образа жизни», наполненную духовно-нравственным, религиозным, Понимание народа как «живого» социального тела, как носителя начал исторической жизни сближает Хомякова с Грановским, указывая на один из общих источников их социологии - органическую теорию. Но отличие между ними состоит в том, что понятие Грановского «народный дух» Хомяков заполняет православием, скрепленным обручем «соборности». Опираясь на свои социологические построения, Хомяков подходит к
решению крестьянского вопроса, который стоял в центре внимания общественной
мысли России середины Х1Х в. Начало крепостнических отношений он выводил из Первоначально дворяне получали земли как плату за службу, и раздача
земли проводилась на договорных началах с общинами. Сложившемуся порядку вещей Хомяков придает смягченную форму,
манипулируя понятиями «собственность» и «владение». Он отрицает абсолютное
право собственности на землю. Частная собственность на землю есть лишь Философия Хомякова непосредственно примыкает к его социологии, построена на тех же религиозных принципах и является дополнением славянофильского учения о «крахе» западной цивилизации. Он считает, что все философские школы, развившиеся на Западе, как идеалистические, так и, тем более, материалистические, явились судом над ее просвещением, впавшим в рассудочную односторонность. Еще в начале 40-х годов, в пору широкого распространения в России
гегельянства, Хомяков высказывал крайне критическое отношение к философии Борьба Хомякова против Гегеля и Фейербаха вполне естественна для
философствующего богослова. Но она имела и другую сторону. Системы
выдающихся немецких мыслителей сыграли важную роль в философском развитии Философия Гегеля вызывает возражение Хомякова в основном в двух пунктах: во-первых, со стороны логического рационализма и, во-вторых, со стороны ее бессубстратности. В этой связи большой интерес представляет дневниковая запись Герцена, относящаяся к 1842 г. и сделанная тотчас же после одной из схваток с Хомяковым. Отдавая должное пониманию им действительно слабых сторон гегелевской системы, Герцен показывает ход его логических рассуждений, изворотливость и проницательность мысли. Хомяков оставляет в стороне общие результаты и частные выводы, «идет в самую глубь, в самое сердце, т. е. в развитие логической идеи». Нападкам подвергается проблема логического и исторического. По мнению Хомякова, невозможен переход от факта к мысли и обратно, так как факт многогранен и богаче по содержанию, чем мысль, которая лишена случайного и конкретного. Точно так же из абстракции не может быть воссоздано живое явление, поскольку в ней недостает полноты действительного содержания. На этом основании Хомяков заявлял, как, пишет Герцен: «Живой факт может только в абстракции знаем мыслью, покоряем ею, но как конкрет выпадает из нее. Итак, логическим путем одним нельзя знать истину. Она в самой жизни - отсюда религиозный путь». Хомяков, таким образом, верно схватывает суть перехода от конкретного к абстрактному и находит слабое место у Гегеля, который придает абстракциям субстанциональное значение. При этом Хомяков занимает более правую позицию, отрицая возможность логического познания и подчиняя разум вере. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |