![]() |
|
|
Система восточных единоборств как вид духовного искусстваp>Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги.Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом - белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум - черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе. Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также отождествляются с цветами и символическими звуками. Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно , любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа. В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких
изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А , Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью , скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф , употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие , внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым , как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество. Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость" тела и духа. ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ “ Собственным телом не владеешь - как же можешь обрести Путь и им владеть ! “ Ле - цзы (6-5 вв. до н.э.) Х
отя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий ,
именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития
классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть
страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего
сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и
беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений . При всех различиях школ , течений и направлений большинство японских бу - дзюцу (школ боевых искусств) сходятся в единой системе психофизического тренинга кэмпо , воплощающего жизненную философию Дзен - буддизма . Дзен называют религией самураев. Правильнее было бы назвать его способом постижения Пути , духовной опорой личности на стезе самосовершенствования. Со времени своего утверждения на японских островах (12 - 13 вв.) Дзен был
тесно связан с жизнью самурайства , повседневно предоставляя воинам
моральную и философскую поддержку . В плане моральном буси ценили Дзен как
религию , которая призывает , ступив на избранный путь , не оглядываться
назад. В плане философском преимущества Дзен сказывались в отрицании
различия между жизнью и смертью , бытием и небытием. Суровые воины ,
превыше всего ставившие простоту и не склонные к праздному умствованию ,
находили мотивировку своих устремлений в доктрине Дзен. Аскетическая
направленность Дзен - буддизма всегда прекрасно сочеталась с
воинственностью. Не случайно колыбелью кэмпо в Китае стали считать чаньские Философия Дзен , утверждающая непознаваемость Вселенной , отрицает доминанту объективной реальности , которая провозглашается иллюзорным плодом человеческого воображения. Отрицает она и Бога , требующего послушания и распределяющего души смертных между раем и адом. В учении Дзен человек предстает манифестацией жизненной силы мироздания - силы , дающей почти неограниченные возможности. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз , человек должен сам конструировать свой микрокосм - всемерно развивать заложенные в нем способности : углублять мудрость , наращивать силу , культивировать мужество и любви к ближнему. Важным моментом в практике Дзен является "снятие дуальности" , осознание взаимосвязи и взаимозависимости всех частиц мироздания , в том числе духа и тела , ментального и физического начал. Отсюда следует возможность достижения физического совершенства путем улучшения собственных морально - этических качеств , гармонического развития духа и плоти. В отличие от ортодоксального буддизма Дзен не требовал от человека полного
забвения мирских страстей и влечений во имя достижения нирваны. Утверждая ,
что каждому под силу стать Буддой , мастера Дзен учили , что нирвану
следует искать посреди сансары (мира страстей) , а не вдали от него. Специфической особенностью Дзен стала концепция Прозрения (сатори) -
конечной цели всех духовных и физических упражнений. Прозрение означало
реализацию в сознании индивидуума высшей , абсолютной , вневременной Истины
бытия. Однако , если в большинстве буддийских сект Прозрение предшествует Не навязывать природе свои желания , но мгновенно откликаться на ее зов -
такова высшая мудрость Дзен. "Все на свете требует спонтанности в
исполнении и не должно делаться предумышленно. То , что обдумывается
заранее , не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого , к чему Подвижники дзенского учения в Японии , тесно связанные с интересами
самурайства и сами , как правило , выходцы из самурайского сословия ,
ревностно углубляли прикладные аспекты Дзен , приспосабливая их к нуждам
воинов. Одним из таких подвижников был патриарх Хакуин (1686 - 1769) ,
придававший большое значение физической подготовке адептов и "динамической"
практике Дзен. В автобиографии Хакуин приводит любопытный эпизод . Как - то
раз , когда он , слабый и болезненный подросток , принимал ванну , сидя в
бочке с водой , служанка подбросила слишком много дров и вода стала
нестерпимо горяча. Представив себе мучения грешников в аду , мальчик с
воплем выскочил из бочки. С той поры он утвердился в намерении стать
буддийским монахом и дал обет : "Пока я не достигну такого могущества ,
что ни огонь , ни вода не будут страшны моему телу , я не оставлю стараний Прошло много лет, и Хакуин достиг почти всего , о чем мечтал в детстве . В буддизме существуют различные пути достижения сатори - сидячая медитация Одним из важнейших классических трактатов , касающихся мастерства кэн -
дзюцу и прочих дзенских воинских искусств , считается знаменитое послание "Практикуя концентрацию в течение многих лет ,- говорилось в трактате - послании , - вы должны достичь такого состояния , когда будете свободны от объекта , к которому направлен дух - разум. Высшей ступенью будет этап , на котором дух - разум действует , ни на чем
не фиксируясь ... Не позволяйте своему духу - разуму задерживаться на чем-
либо в попытке высчитать , как лучше нанести удар ,- забудьте об этом и
рубите , не обращая дух - разум на противника. Противник ваш проникнут Трактат Такуана так и называется "О непоколебимом духе - разуме" . Весь его пафос направлен на достижение состояния отрешенности (му - син) , при котором человек действует по принципу "бессознательного сознания" , то есть подсознательно. В буддизме , отмечает Такуан , существует пятьдесят две ступени духовного восхождения. Одна из них называется "остановка" . Это свойство духа - разума фиксироваться на чем-то одном так , что трудно оторваться. В фехтовании подобная остановка подобна смерти. Постоянная напряженная готовность хороша для новичка , для мастера же подходит лишь состояние полной расслабленности. Говоря о непоколебимости духа , Такуан ссылается на буддийское божество Дух должен постоянно пребывать в состоянии мячика , плывущего по течению реки. Это состояние культивируется не только в бу - дзюцу , но и в других видах дзенской практики. Избавление от остановки (бонно) , паузы при реакции на любое действие и есть конечная цель дзенского психотренинга. В начале занятий неофит кэн - дзюцу совершенно свободен от стопоров - они появляются по мере овладения техникой и ее комбинациями. Лишь многолетние усердные занятия могут привести к конечному состоянию "естественности" , гармоническому слиянию тела и духа , к обладанию "экстремальным разумом". "Не фиксация духа - разума дает непоколебимость ,- пишет Такуан ,- поскольку не позволяет вещам относительным отвлекать дух - разум . Это и есть высший смысл бытия, Бог , Будда , суть Дзен ,величайшее таинство". При этом Такуан справедливо отмечает сходство между понятиями "Единство
духа" , "Пустота" , "Состояние просветленности Будды" , "Благородство духа"
и т.д. в буддизме , синтоизме , даосизме и конфуцианстве , где все они
служат для обозначения Абсолюта. Путь от "наличия духа" (у - син) к Эти соображения патриарха приложимы фактически к любой школе бу - дзюцу , оперирующей с оружием или без него. Их исповедовали все без исключения наставники воинских искусств - мастера копья и меча , лука и секиры , кинжала и голой руки. Невозмутимость духа должна была накладывать отпечаток и на внешний облик
самурая , проявляясь в достойной манере поведения , выдержанности ,
лаконичности , полнейшем отсутствии амбициозности и ажиотажа. Ни при каких
обстоятельствах истинный самурай не обнаруживал своих эмоций - ни голосом Идеальное состояние для встречи с противником в традиции бу - дзюцу
определяется понятиями : "дух , подобный воде" и "дух , подобный луне". Что
они означают ? У знаменитого фехтовальщика Камиидзуми Исэ - но - ками было много
завистников. Однажды поздно ночью он шел по темной улице города. Вдруг
предчувствие подсказало ему надвигающуюся опасность , близкую засаду. Не
останавливаясь , Камиидзуми мгновенно обнажил мечь , стремительным
движением очертил круг - и четверо злоумышленников упали к его ногам . Тот
же Камиизуми учил , что в бою дух должен , сохраняя полную незамутненность Камиидзуми , живший в 16 в., считается основателем знаменитой школы фехтования Синкаге - рю. Сам он утверждал , что получил свои познания непосредственно из рук синтоистского бога Касима. Будучи человеком незаурядным и ревностным адептом Дзен , Камиидзуми выдавал своим ученикам любопытные сертификаты , в которых вообще ничего не говорилось о существе предмета , об искусстве меча. Как правило , эти документы , скрепленные личной печатью главы школы , содержали проникновенные пятистишия пейзажного и философского характера. Сертификат , удостоверявший высшую степень мастерства , представлял собой контур круга на белом листе - и больше ничего. Круг символизировал идею "незамутненного зеркала" , "озерной глади" или "луны в воде", т.е. служил аллегорией чистого , несокрушимого , непобедимого , непоколебимого , все отражающего духа. Как и многие собратья по ремеслу , Камиидзуми оттачивал мастерство и
закалял волю в рыцарских странствиях (муся сюге) . Кстати , такие
странствия привились в среде воинов с легкой руки дзенских монахов , для
которых путешествия пешком считались дополнительной схимой и средством
постижения Пути. Поучительный эпизод из биографии Камиидзуми использовал в
своем фильме "Семь самураев" Куросава. Однажды в горной деревушке Знаменательно , что многие мастера воинских искусств в Японии (как и в При том что Буси - до всячески поощряет беззаветную храбрость и долг чести ставит во главу угла , для истинного мастера воинских искусств важнейшими свойствами считались миролюбие и сдержанность ,- качества , соответствующие заветам древних даосов и дзенских патриархов. Старые мастера учили , что единственным средством достижения состояния антиразума , отрешенности (му - син) служит медитация с сосредоточением на точке танден и правильное дыхание животом. Нарушение ритма дыхания (кокю - хо) во время схватки чревато смертельной опасностью , ибо выводит бойца из душевного равновесия. Памятуя заветы китайских мастеров , классики бу - дзюцу всегда старались
максимально использовать силу взгляда как в защите , так и в нападении. Заветы Такуана , Мусаси , Камиидзуми свято чтили все мастера кэмпо ,
независимо от их узкой специализации в конкретном виде оружия и от
принадлежности к той или иной школе. Следование этим заветам должно было
дать главное : внутреннее видение , постижение противника на
парапсихологическом уровне , сокровенное "шестое чувство" , или Этот хрестоматийный случай свидетельствует о том , что у мастеров экстра -
класса , достигших глубины гоку - и , не было нужды в поединке , чтобы
выявить первенство. Шашек оказалось более чем достаточно для раскрытия
способностей человека. Но колоритный пример из средневековой истории
покажется нам менее экзотичным и более правдоподобным , если принять во
внимание , что везде в сфере распространения экзотерических традиций кэмпо
действительно существовал обычай игры в облавные шашки между посвященными. Вот текст , извлеченный из классического трактата - макимоно. В нем , как в
капле воды , отражена вековая мудрость воинских искусств , их философия и
логика , психология и космогония. Подобные откровения существовали в
традиции многих школ. Их заучивали и повторяли как заклинание перед
тренировками и боем : |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |