![]() |
|
|
Система диалектических категорийСистема диалектических категорий
Реферат Система диалектических категорий Выполнил: Асп. каф. социологии и управления персоналом Николай Костицын Ведущий семинарских занятий по философии Сергей Иванович Тягунов
Содержание Часть 1. Практическая необходимость................................................. 3 1.1 Корпоративная идеология............................................................................................ 4 1.2 Нематериальное стимулирование............................................................................... 4 1.3 Самостоятельные поиски............................................................................................. 4 Табл. 1 Группировка найденных категорий................................................................. 5 Табл. 2 Процессы взаимопереходов.............................................................................. 6 Табл.3 Системы координат............................................................................................ 7 Постановка ключевых вопросов.................................................................................... 7 Часть 2. Теоретические возможности................................................... 8 2.1 Категории Аристотеля...................................................................................................... 8 Перечень категорий Аристотеля.................................................................................... 9 2.2 Система категорий Канта............................................................................................... 10 Соответствие категорий типам суждений.................................................................. 11 2.3 Система категорий диалектики Гегеля.......................................................................... 13 Принципы построения..................................................................................................... 13 Структура категориальной системы................................................................................ 14 Графическая структура категориальной системы Гегеля............................................... 14 Система категорий бытия................................................................................................. 15 Реальная мера............................................................................................................ 15 Система категорий сущности........................................................................................... 16 Система категорий понятия............................................................................................. 17 2.4 Современные системы категорий................................................................................. 18 Диалектический материализм.......................................................................................... 18 Пентабазис......................................................................................................................... 19 Диалектический монизм................................................................................................... 19 2.5 Выводы и перспективы.................................................................................................. 21 Направления развития диалектики................................................................................. 21 Ответы на ключевые вопросы......................................................................................... 22 На каких принципах основывается построение системы категорий?..................... 22 Принципы включения категорий в систему............................................... 22 Принципы взаимосвязывания категорий в системе.................................. 22 С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?..................... 22 Онтология...................................................................................................... 23 Гносеология................................................................................................... 23 Аксиология..................................................................................................... 23 В каких отношениях и соотношениях находятся категории?.................................... 23 Часть 3. Практические возможности.................................................. 24 3.1 Практика отображения.................................................................................................... 24 Стратегии познания.......................................................................................................... 24 От внешнего к внутреннему......................................................................................... 24 От формы к содержанию.............................................................................................. 24 Классификация исследуемых объектов........................................................................... 24 Система факторов риска................................................................................................... 25 3.2 Практика преобразования............................................................................................... 26 Развитие через определение и самоопределение.......................................................... 26 Организационное развитие.............................................................................................. 27 1. Понимание тенденций развития......................................................................... 27 2. Определение стратегии развития организации................................................. 27 3. Принципы корпоративной идеологии................................................................ 27 Список литературы............................................................................................................... 28 Часть 1. Практическая необходимость Интерес к системе диалектических категорий возник у меня в ходе решения задач организационного консультирования. Необходимость структурировать огромное количество эмпирической информации, а также принимать решения в условиях неопределенности подвигла меня к попытке разработать свою систему универсальных понятий и критериев классификации. Когда самостоятельные поиски зашли в «методологический» тупик, я обратился к классикам философской мысли: Аристотелю, Канту и Гегелю. Большое значение в осмыслении диалектических категорий сыграли лекции и семинары по философии для аспирантов СПбГУЭФ. Основная цель данной работы – понимание основных диалектических категорий и связей между ними, применимых для решения практических задач. Результатами работы я вижу · Блок-схему и таблицу, наглядно иллюстрирующих диалектические категории и связи между ними. · Алгоритм решения задач организационного развития, соответствующий системе категорий диалектики и использующий ее в качестве инструмента решения конкретных задач. Особенностями моей работы будет · Попытка синтезировать абстрактно теоретический материал философии с конкретным содержанием практических задач Попытка придерживаться диалектической стратегии познания (тезис – антитезис - синтез) Заранее благодарю всех, кому будет интересно прокомментировать и обсудить данную работу. 1.1 Корпоративная идеологияВпервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания. 1.2 Нематериальное стимулированиеЧерез полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие? 1.3 Самостоятельные поискиПонимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим: 1. Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами. 2. Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1) 3. Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям. 4. Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2) 5. Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно. Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий. В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии. Табл. 1 Группировка найденных категорий
Табл. 2 Процессы взаимопереходов
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |