|
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизмаp> Впервые этот вывод был сформулирован К. Мангеймом, пытавшимся выявить движущие силы исторического развития. К. Мангейм рассматривал молодежь в качестве стимулятора изменений. Он полагал, что история движется рывками, пока одно поколение не примет эстафету другого. Чтобы общественная жизнь не стояла на месте, необходим кто-то, кто должен постоянно «щелкать бичом», функцию которого и берет на себя молодежь[11].К. Мангейм рассматривал проблему молодежной культуры в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным ценностям, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый, связанный с определенными психологическими и иными трудностями. Это порождает особые жизненные устремления молодежи, присваивающей себе из культурного наследия «отцов» только то, что отвечает ее жизненным принципам. Так, по мнению К. Мангейма, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные в общем сменой поколений[12]. К. Мангейм идеализировал сознание и поведение молодежи, программа действий которой была, по его мнению, заложена в самой биологической природе поколений. Отсюда выходило, что любые действия, совершаемые молодежью, носят заведомо позитивный характер в силу самого факта их существования, так как, приходя на смену «отцам» молодые люди становятся творцами жизни и общества. Главная задача молодежи по К. Мангейму состоит в том, чтобы раскрепостить инстинкты и, отвергнув заповеди старшего поколения, выполнить свою «историческую миссию»[13]. В шестидесятые годы идеи К. Мангейма получили «подтверждение» в
молодежном движение, когда казалось, что юное поколение совершит тот Контркультура, употребляемое в литературе общее обозначение
разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп
молодежи, противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает
различные формы, от пассивных до экстремистских. Общедемократические цели
нередко сочетаются с анархизмом, «левым» радикализмом; Контркультура и комплекс явлений, обозначаемый этим понятием, стали
предметом активного обсуждения на Западе на рубеже шестидесятых-семидесятых
годов. Факт этот засвидетельствован появлением двух философско-
художественных бестселлеров: книг Т. Розака «Создание контркультуры» 1969 и Наиболее влиятельные деятели контркультуры не принадлежали к молодому поколению. Так что сама контркультура была созданием людей среднего и пожилого возраста, которые внесли ее в среду молодежи, так как верили, подобно К. Мангейму, в мессианскую роль молодого поколения. Средоточием контркультуры, как культурного феномена, стали общины хиппи, воодушевленных идеей о трансформации общества силой собственного примера[16]. В начале семидесятых годов американский публицист О. Тоффлер писал,
что современное общество переживает эпоху «взрывообразного роста
субкультур, дробления общества на мини-культуры»[17]. Мини-культуры, по его
мнению, способствуют духовной и социальной стратификации, усиливают влияние
моды и внешних символов, характерных для той или иной группы, обществу В восьмидесятые годы в западной культурологии происходит
переосмысление проблемы молодежной субкультуры. В трактовке этого
социального и культурного феномена возникают принципиально новые позиции, а
сама проблема перестает восприниматься как периферийная, частная. Западные
исследователи приходят к выводу, что само исследование данного вопроса
позволяет наконец приблизится к осмыслению самой культуры как явления. Парадокс, который удерживает внимание западных культурологов к проблеме молодежной субкультуры, состоит в том, что контркультурные ценности и идеалы, рожденные в конце пятидесятых – начале семидесятых годов, не исчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений. Несмотря на то, что молодежные движения в начале восьмидесятых пошли на убыль, жизненные ценности субкультур органично вплелись в контекст современной западной культуры[20]. Из этого следует, что молодежные субкультуры обладают высоким культуротворческим потенциалом и таят в себе возможности преобразования культуры вообще. Например, контркультура шестидесятых изменила взгляде человечества на то, какую одежду можно носить, какую музыку слушать, каково место молодежи в современной политической жизни. Современный религиозный и культурный плюрализм также берут начало в шестидесятых. 4. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма. Молодежная субкультура хиппи (англ. hippie) сформировалась в К предтечам хиппи можно отнести «движение перелетных птиц», гаммлер
или капелони, охватившее Германию в двадцатых – начале тридцатых годов. Непосредственными предшественниками хиппи являлись «битники» (от англ. beat generation – «разбитое поколение»), литературное и молодежное движение, появившееся в США в 1956 году, то есть одновременно с британскими тедами, но состоявшее преимущественно из представителей молодой американской интеллигенции. Битники провозглашали добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем, увлекались дзен-буддизмом. Поколение битников пустило в оборот идей пансексуализма и ввело в оборот марихуану, как «социальный наркотик» американской молодежи. «Разбитое поколение» дало Америке таких писателей, как Дж. Керуак, Л. Ферлингетти, А. Гинсберг, тяготевших в своем творчестве к бессюжетности, свободному стиху, метафоричности языка, шокирующей лексике, натуралистичности описаний[22]. Отчасти литературные традиции «разбитого поколения» нашли продолжение в «Тарантуле» Боба Дилана и поэзии Джима Моррисона. В начале шестидесятых неоавангардистские и нигилистические тенденции обусловили распад движения битников. Особой популярностью в среде хиппи пользовались такие города, как Нью- Основные принципы субкультуры хиппи могут быть сформулированы
следующим образом. Во-первых, – пассивное сопротивление технократическому
обществу потребления. Сопротивление происходит посредством ритуалов,
представляющих символическую угрозу символическому порядку (игра в
бунтарей, как способ социальной адаптации). Во-вторых, – движение,
понимаемое хиппи, как в географическом, так и в мистическом смысле – это
внутренние «путешествия», связанные с приемом наркотиков, концепцией Для субкультуры хиппи был характерен метафизический протест,
выражавшийся в трансформации сознания (с помощью магии и оккультизма, йоги
и наркотиков), преобразовании чувственности (посредством сексуальной
революции и наркотиков), перестройке межличностных отношений (путем Политизированность субкультуры хиппи, вылившаяся впоследствии в
движение «новых левых», стала ответом на негативные явления общественной
жизни стран запада эпохи «холодной войны» (таких как: расовая дискриминация
и социальное неравенство, милитаризм и война во Вьетнаме, ограничение
университетских свобод и манипуляция общественным мнением). Источником
бесчеловечности современной цивилизации хиппи считали технократическую
природу буржуазного общества, питаемого нововременным рационализмом. Решающую роль в борьбе хиппи против технократического общества играли
три составных элемента контркультуры: наркотическая культура (бегство в
себя, приобретение запредельного опыта, познание бога), восточный мистицизм Любопытно, что ситуация постмодернизма в философии не тождественна
ситуации постмодернизма в культуре и существование хиппи является ярким
тому примером. Выступая против технократического общества, сложившегося как
логическое завершение кризиса нововременного гуманистического
мировосприятия, то есть, являясь, по сути, возрождением «ренессансного
человека», движение хиппи впитало все идеи постмодернистской культуры,
выступив своего рода ретранслятором положений постмодернизма на культуру
последующих поколений. Пережив пик в 1967-1968 годах, движение хиппи практически сошло с
субкультурной сцены к 1971 году. Отчасти это связано с гибелью трех столпов
контркультуры, - Джэнис Джоплин, Джимми Хендрикса в 1970 и Джима Моррисона
в 1971 годах. Всем им едва исполнилось 27 лет (мистическое для
контркультуры число, так как в 27 ушли из жизни многие как западные, так и
отечественные рок-музыканты). Косвенной причиной смерти всех троих
послужило злоупотребление алкоголем и наркотиками. Однако точку в истории
движения хиппи на Западе поставили выстрелы Марка Дэвида Чепмена 8 декабря Но, как уже отмечалось выше, ценности и идеалы шестидесятых не исчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений, а органично вплелись в контекст современной западной культуры. Возрождение гуманистических идеалов, ярко выраженная экологичность движения хиппи, сейчас снова становятся, как никогда актуальны при решении проблемы выживания человека как биологического вида. Лозунги хиппи «назад к природе», к пасторальной невинности, к любви и миру, вместо ненависти и тотального разрушения стали основополагающими для экологических партий и антивоенных движений восьмидесятых. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: ИСТОЧНИКИ: 1. Дэвис Х. Битлз. Авторизированная биография: Пер. с англ.; Послесловие А.В. Макаревича. – М.: Радуга, 1993. – 416 с. Самойлова и В.Н. Цапкина – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. – 318 с. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ: ЖУРНАЛЫ: 1. Иностранная литература, 1972. ГАЗЕТЫ: 1. Комсомольская правда, 1990, 1991. ЛИТЕРАТУРА: 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь./Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1997. – 420 с. Издательство Радуга, 1994. – 304 с. ЛЕАН, 1997. – 288 с. Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 24 – 31. – М.: 1987. – 160 с. Наука, 1980. – 264 с. Наука, 1976. – 150 с. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997. – 352 с. 4.6) – В. Фридрих; Глава 2 – В. Гайер; Глава 3, глава 4 (4.7) – П. Фос; Пер с нем. Г.С. Черновой; Общ. ред. и предисл. Б.К. Лисина. – М.: Прогресс, 1982. – 335 с. – (Критика буржуаз. идеологии и ревизионизма). 16 – 23. – М.: 1987. – 160 с. Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. Редакторы), А.И. Мазурова. – М.: изд. АПН СССР, 1988. – 160 с. В.П. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». – М.: 1987. – 160 с. С. 16 – 25. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с. (отв. Редакторы), А.И. Мазурова. С. 131 – 147. – М.: изд. АПН СССР, 1988. – 160 с. И.С. Нарский. – М.: Просвещение, 1993. – 479 с. Сибирская издательская фирма, 1993. – 592 с.
[1] Современная западная философия: Словарь./Сост.: Малахов В.С., [2] Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь: [3] Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь: [4] Шпенглер О. Закат Европы./Авт. вступит. статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. – Новосибирск: ВО «Наука». [5] Современная западная философия: Словарь./Сост.: Малахов В.С., [6] Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 7. [7] Иконникова С.И. Критика буржуазных концепций молодежной культуры. [8] Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 7. [9] Орлова З.А. Субкультура в структуре современного общества.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 8 – 15. – М.: 1987. С. 8. [10] Курбанова А.А. Организационные формы молодежной субкультуры.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: [11] Рылеева С.И. Ограниченность социолого-культурологических интерпретаций молодежных субкультур.//Субкультурные объединения молодежи: [12] Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологии.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: [13] Рылеева С.И. Ограниченность социолого-культурологических интерпретаций молодежных субкультур.//Субкультурные объединения молодежи: [14] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: [15] Там же. С. 37. [16] Там же. С. 59. [17] Тофлер О. Столкновение с будущим.//Иностранная литература, 1972. [18] Тофлер О. Столкновение с будущим.//Иностранная литература, 1972. [19] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь./Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1997. С. [20] Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологии.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: [21] Цит. по Хёбнер Т. Волны развития неформальных молодежных групп в западном мире.//Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский [22] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: [23] Хёбнер Т. Волны развития неформальных молодежных групп в западном мире.//Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский [24] 1976 Год любви./«Record Hunter» из журнала «VOX», октябрь 1992. [25] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: [26] Капра Ф. Уроки мудрости. – Пер. с англ. В.И. Аршинова, М.П. [27] Там же. С. 6.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |