![]() |
|
|
Сковорода Г.С.p> Непознаваемых вещей и явлений, с точки зрения Сковороды, не существует: и вещи, и живые существа, и мысли – все подлежит познанию.Непознанные вещи нельзя считать абсолютно скрытыми от чувств и разума человека: «всякая тайна имеет свою обличительную тень». Философ считал, что за явлением скрыта сущность, познание которой составляет главную цель исследовательской деятельности. Провозглашение безграничной «околичности» познания – одна из важнейших черт гносеологии Г. Сковороды. Именно она отличает его от тех европейских и российских философов, которые в XVIII в. отстаивали идеи скептицизма вообще, агностицизма в частности. Главным в познании человека, учил Сковорода, является непосредственное общение с действительностью, следование самой натуре. «От природы, яко матери, легосенько спеет наука собою»27, - подчеркивал он зависимость науки от своего предмета – действительности, а не наоборот, как этому учили субъективисты – волюнтаристы XVIII в. Лучшей книгой является книга природы, жизни, книга рода человеческого. Прежде и помимо писаных источников она научает людей истине28. Вторым после природы наставником человека является наука. Открывая
истину, наука вооружает человека знанием дела, выступает в качестве
руководительницы практических интересов людей. Наука и просвещение, считал
украинский философ, должны стоять на службе человека, умножать реальные
блага людей, содействуя их освобождению от пут суеверий и вредных страстей. Он подчеркивал, что наука, а не слепая вера открывает человечеству
широкие просторы познания земных и небесных явлений: Коперник и Гарвей, Г. Сковорода придавал большое значение идее самопознания как
непременному условию правильного пути познания. Образно иллюстрирует он
свои мысли о самопознании в трактате «Наркисс». Человек – Наркисс – в итоге
своих усилий, через любовь к себе и самопознание должен полюбить и познать Г. Сковорода считал, что сам человек «внутри себя» должен измерить
собственные силы и найти средства познания. «Если хотим измерить небо,
землю, море, должны, во-первых, измерить самих себя… собственною нашею
мерою. А если нашей, внутри нас, меры не сыщем, то чем измерить, можем? А
не измерив себе прежде, что пользы знать меру в прочих тварях? Да и можно
ли?»31 Украинский философ и здесь не забывает о том, что самопознание своей
целью имеет познания неба, земли, моря и «прочих тварей», т.е. явлений,
внешних по отношению к человеку. В том же трактате «Наркисс», откуда взята
приведенная выше цитата, его автор указывает на самопознание как на
средство выяснения принципиальных возможностей индивидуального человека и
всего человечества постичь окружающую действительность32. Мыслитель
требовал освободиться от предвзятых мнений, аффектов, предрассудков,
суеверий, душевных слабостей (грусть, тоска, скука). Называя этих Выясняя вопрос о «силах» познания, философ называл, во-первых, Форма мысли – человеческая речь, понятия, слово. «Божественным» даром
речи, учил Г. Сковорода, человек выделяется в мире живых существ. Велика
роль языка в познании. В слове, как в семени растения, заключается огромная
сила. О значении слова и речи в процессе познания и общения людей друг с
другом Сковорода пишет в письме к священнику Я.И. Долганскому от Логическое мышление, считал Сковорода, есть высшая способность
человека, позволяющая проникать в сущность натуры, бога. Украинский философ
требовал доказательности выводов, строгой логической последовательности
выяснения истины. Человеческий разум, доказывал он в произведении «Беседа,
нареченная «Двое», всегда стоит перед выбором: ложь или истина, добро или
зло. Этот выбор предлагает ему, с одной стороны, сам предмет познания: пища
явно существует не только для тела, но и для души, песня для ушей и разума,
на смену зимы приходит лето, стужа сменяется теплом и т.п. С другой
стороны, в силу своих практических потребностей человек и духовные свои
стремления облекает в творческую форму поисков истины, которой в готовом
виде нет: она не дана богом вместе с рождением человека и не является ему
сама собою, или путем откровения, наития божьего. Знаниями естественной
истории, механики, физики, права, медицины и т.п., считал философ,
современники обязаны наследству многих предшествующих поколений людей. Так Считая, что в поисках истины залогом непременного успеха являются
активность пытливого разума и труд36, украинский философ стремился избежать
ограниченностей рационалистических систем в понимании критерия истинности и
целей познания. В отличие от рационалиста Декарта, в качестве исходного
основания своей теории познания Г. Сковорода выдвигал принцип: натура –
мать познания. В басне «Собака и Кобыла»37 он едко высмеивал «чересчур
обученных» сторонников идей: «искусство – выше действительности» или Нелишне указать, какой смысл вкладывал украинский философ в понятие В басне «Две курицы» понятие практики связано с понятием «сродности», присущей всем людям. «Сродностью» называются природные склонности, а также некое «назначение» каждого человека: землепашцу – возделывать землю, сапожнику – делать сапоги, ученому – трудиться над приращением знаний и т.п. Практика всегда должна быть в единении со «сродностью», «сродность» - с трудолюбием. «Как практика без сродности есть бездельная, так сродность трудолюбием утверждается»39. Познание себя с антропологической точки зрения – это познание человеком своих собственных «сил» и «средств», их организации. Теория самопознания Сковороды представляла собой не только
пантеистическое философское построение, но также, по форме, теологическое Гносеология Г. Сковороды – передовое учение своего времени. Главные ее выводы не только в условиях XVIII в., но и позднее играли большую роль в развитии естествознания и философии на Украине и в ряде других, прежде всего славянских, регионов мира. II. Социальная философия и нравственность. Г. Сковорода стремился обосновать принципы анализа общественной жизни, во многом основываясь на выводах своей философии, опираясь на доктрины просветителей Петровской эпохи, «Ученой дружины Петра I», передовые идеи Киево-Могилянской академии других отечественных и зарубежных мыслителей. Демократические идеи седой античности и народные идеалы XVIII в. станут предметом его философского синтеза. Поскольку философия должны служить ариадниной нитью познания и преобразования действительности в интересах человека, поскольку Г. Сковорода стремился дать посильный анализ действительности екатерининской России с ее вопиющим разгулом беззакония, нестерпимым произволом царских чиновников и военачальников, бессмысленной расточительностью русских дворян и украинских панов и наряду с этим нищетой крестьянских масс, в целом – мира несправедливости и зла. На плечах бесправного и обездоленного люда утвердился мир «благородных» дармоедов, паразитическая праздность которых и их безумная погоня за престолами, скипетрами, золотом, чинами и «грунтами» (землей) составляет смысл их жизни, ее закон. «Мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море волнующихся, ад мучающихся»40. Г. Сковорода в своем разоблачении современного ему мира угнетателей приходит к широким обобщениям. Царскую власть он считал главной виновницей того, что высокие чины, права и земли раздавались по принципу дележа военной добычи: военачальники-дворяне, забирали все, солдатам – крестьянскому «черному» люду – не оставалось ничего. Мыслитель-гуманист считал, что распространенные среди имущих и знатных членов общества сребролюбие и лихоимство порождены властолюбием и праздностью. В сочинении «Брань архистратига Михаила со сатаною» монахов- лихоимцев автор называет «лицемерами», «мартышками святости». В «Житии Григория Сковороды» М.И. Ковалинского приводится знаменитый Обличительные картины «Сна» Г.С. Сковороды возвышаются до степени гражданского протеста. В этом, как и в других произведениях, автор разоблачил грабителей народа – «шершней» (трутней), крепостников, родовитых тунеядцев, всех тех, кто стремился построить свое счастье на капитале или дворянском происхождении. Философ являлся прямым продолжателем Кантемира, предшественником Котляревского, Гребенки и Крылова. В песне 17 «Сада божественных песен» Сковорода указывал на источник
его «тоски», причину его удручающих мыслей. С одной стороны. Это отчетливое
понимание поэтом бед, горя, нечеловеческих испытаний современного ему
поколения простых людей; с другой – ощущение беспомощности каким-либо
образом, но существенно помочь перебороть это горе. Мыслитель вплотную
подходил к пониманию того трагического положения, в каком находились
передовые люди его эпохи, пребывавшие, как и он в условиях крепостного
рабства – этого «мрака ночи» томительного еще и тем, что спит народ. Стремясь поднять народ к лучшей жизни, Сковорода призвал его к Главная преобразующая сила общества – новая мораль, твердые убеждения,
мнения, которые «не видны, как будто их нет, но от сей искры, весь пожар,
мятеж и сокрушение; от сего зерна зависит целое жизни нашей древо…»41. Идея равенства перед законом, получившая громкое звучание в буржуазном
праве, социологии и этике, в учении Сковороды в виде требования социального
равенства сочеталась с моральной нормой всеобщности трудовой деятельности. Конечно, «трудовая» теория прогресса не является научной. Но в условиях второй половины XVIII в. эта теория была новым, положительным явлением. Направленная против паразитизма и праздного безделья дворянства она отражала прогрессивные требования эпохи. Кроме этической нормы «на зло отвечать злом, на добро – добром» Отсюда требования украинского философа распространять просвещение среди народа. «Я рассуждаю, - писал он, - что знание не должно унизить своего излияния на одних жрецов науки, которые жрут и обжираются, но должно переходить на весь народ, войти в народ и водвориться в сердце и в душе всех тех, кои имеют правду сказать: «и я человек, и мне, что человеческое, но не чуждо!»45. Украинский мыслитель четко представлял, что для полнокровной жизни народа нет условия, что первейшим из этих условия является свобода. Свободу он считал неотъемлемым правом человека, его воздухом и хлебом и желал ее всем, а прежде всего – закрепощенным массам. Восторженно философ-поэт воспел вольность в стихотворении “De libertate”46. При сем философ подводил к выводу, что подлинная свобода будет добыта в содружестве украинского народа с другими народами мира, в тесном единении с русским народом. И общие выводы он связывал с высокой похвалой Богдану Хмельницкому, боровшемуся за свободу и независимость Украины в союзе с Россией. В варианте «Разговора дружеского о душевном мире» один из двух собеседников говорит: «Я бы желал быть человеком высокочиновным, дабы мои подчиненные были крепки, как россияне, и добродетельны, как древние римляне»47. Образ «вихря» весьма ярко отражает тот смысл, которые в него
вкладывает автор. Вихрь свободы, волна народного гнева, наконец вихрь
времени – вот сила, которая в представлениях Сковороды выше силы тиранов. В «Потопе Змиином» Сковорода высказывает убеждение, что человечество непременно создаст себе подобающие условия жизни, что подлинное счастье людей не в прошлом, не на небе, а в будущем и на земле. «Мы сотворим, - писал он, - свет получший. Созиждем день веселейший»49. Конечное, украинскому просветителю-демократу идеал счастья
представлялся настолько широко и настолько предметно, насколько он
объективно раскрывался в общественных отношениях России и Европы, насколько
отчетливо проявлялись социальные стремления украинского и русского
крестьянства, интересы простых людей XVIII в. Раскрыть глубоко и в форме
научного предвидения будущее России и Украины он, конечно же не мог.
Отражая жизненные устремления народных масс в период достаточно развитых антифеодальных движений крестьянства в Великороссии (Пугачевское восстание) в Малороссии (Колеивщина), Григорий Саввич Сковорода выступал глашатаем наиболее передовых идей своего времени. Общественно-политические, философские, педагогические, этические и
эстетические взгляды украинского мыслителя из народа получили значительное
распространение при жизни, а еще большее - после его смерти. Они сыграли
значительную роль в пробуждении самосознание крестьянства, в развитии
демократического миросозерцания дворянской и разночинной интеллигенции IV. Библиографические ссылки. 1. Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М.. 1973. Т. 2. С. 373-414 С.46 V. Библиография. 1. Философия России XVIII века. П.С. Шкуринов, Москва, 1992г. Пб, 1994г.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |