![]() |
|
|
СкептицизмСкептицизмсмотреть на рефераты похожие на "Скептицизм" СКЕПТИЦИЗМ Одним из первых таких течений стал античный скептицизм. Как и всякое значительное явление философской жизни и мысли, скептицизм возник не на пустом месте: он сложился на основе идей. которые были выработаны предшествующим ему развитием философии. Уже наивная диалектика первых ранних школ греческих физиков и материалистов выявила постоянную текучесть всех вещей и явлений, обнаружила ряд противоречий между чувственными впечатлениями и понятиями. Были открыты не только относительность всех явлений, воспринимаемых посредством чувств, но также и отсутствие оснований, которые сделали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями, поскольку они опираются на свидетельства и данные чувств и чувственных восприятий. Элеаты установили противоречие между постигаемым посредством чувств изменением, движением и удостоверяемой умом неизменностью бытия. Демокрит утверждал, что, например, мед ничуть не более сладок, чем
горек, и т. д. Еще большее развитие эти идеи получили в разработанном
софистами учении об относительности и текучести всех вещей и их качеств. Но как бы ни было велико значение всех этих идей для подготовки
античного скептицизма, ни одно из этих учений не может быть
охарактеризовано как скептическое в истинном и полном смысле понятия. Пиррон Основателем скептицизма был Пиррон родом из Элиды на Пелопоннесе. Состав идей, образующих содержание пирронизма, не легко установить, так
как последующая традиция скептицизма приписала Пиррону ряд положений,
принадлежность которых ему вызывает сомнения и не может быть — за
отсутствием сочинений самого философа — проверена. Название течения
произошло от греческого глагола ?????????, который в первоначальном и
прямом смысле означает «озираться» или «осматриваться», а в производном — Исторические причины, породившие античный скептицизм и способствовавшие его последующему возобновлению через сто лет после его возникновения, определяются тем же социально-политическим и культурным упадком Греции, который был характерен для 4 и 3 вв. до н. э. Интерес к теории, к теоретическому выяснению картины мира, природы действующего в нем человека, к космологии, физике, астрономии повсеместно падает. Философов интересует не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ, который был ученым, исследователем, «созерцателем», становится теперь мудрецом, добытчиком не столько знания, сколько счастья, умельцем жизни. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от бедствий, опасностей, от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. По-видимому, именно Пиррону принадлежит характерная для всего последующего античного скептицизма формулировка философской проблемы. Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон
выводил ответ на второй вопрос? единственный подобающий философу способ
отношения к вещам может состоять только в воздержании (?????) от каких бы
то ни было суждений о них. Это воздержание, впрочем, не значит, будто для
нас не существует ничего достоверного. Скептицизм. Пиррона не есть
совершённый агностицизм: безусловно достоверными являются для нас, по Этим ответом на второй вопрос философии определяется, по Пиррону, и ответ на третий ее вопрос: результатом, или выгодой из обязательного для. скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей будет та самая невозмутимость (или безмятежность), в которой скептицизм видит высшую степень доступного философу счастья? Однако воздержание от догматических суждений вовсе не означает полной практической бездеятельности философа: кто живет, тот должен действовать, и философ так же, как все. Но от всех прочих людей философ-скептик отличается тем, что, приняв к руководству образ жизни, согласующийся с обычаями и нравами страны, в которой он живет, он не придает своему образу мыслей и действиям значения безусловно истинных. Последующая античная литература сохранила немало рассказов и легенд о моральном облике Пиррона, о его глубокой убежденности в своей правоте, о поразительной стойкости характера и невозмутимости, проявленных им не раз в минуты опасностей и испытаний. Тимон Из учеников и последователей Пиррона, образовавших вокруг него
небольшой круг, или общину, выделился Тимон, младший его современник (320 — Подобно Пиррону, и для Тимона наиболее животрепещущим, главным и высшим вопросом философии был вопрос практический — о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. Уступая Пиррону в величии характера и мощи духа, не будучи чужд некоторого практического цинизма и грубости, Тимон вошел в историю пирронизма как первый пропагандист его основ и, быть может, как один из первых его логиков, критиковавший правомерность гипотез и допущение делимости времени. После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников развитие
школы скептицизма прерывается. Возможно, как думает, например, Гааз, что в
течение этого столетия традиция скептицизма продолжала развиваться в Энесидем Учеником этого загадочного Гераклита был крупный теоретик античного
скептицизма Энесидем. Вопрос о времени жизни и деятельности Энесидема —
один из неясных вопросов античной историографии. Противоречия в сообщениях
античных и византийских авторов — Аристокла, Цицерона, Секста Эмпирика,
патриарха Фотия и др. — приводят к еще большим противоречиям опирающихся на
них новейших исследователей. Часть авторов относят время деятельности Энесидем происходил из Кносса на острове Крит, деятельность его
протекала в Александрии. Кроме главного сочинения «Восемь книг пирроновых
речей», известного нам по изложению в «Энциклопедии Фотия», источники
называют сочинения Энесидема «О мудрости», «Об исследовании», а также Замечательной чертой учения Энесидема и его последователей было то, что
все они, как указывает Секст, видели в скептицизме путь, ведущий к
материалистической физике Гераклита. И действительно, положению Гераклита,
будто противоположное существует в отношении того же самого, должно,
согласно Сексту, предшествовать утверждение, что противоположное прежде
всего кажется противоположным в отношении одного и того же. Именно такой
способ мышления является, по Сексту, предпосылкой, общей всем людям, —
общей «материей», которой пользуются не только скептики, но и другие
философы и даже все неученые люди. Согласно Сексту, Энесидем примыкал к Свидетельство Секста, сближающего учение Энесидема с физикой Гераклита,
породило много попыток истолкования близости двух мыслителей. В попытках
этих отражается тенденциозность буржуазных идеалистических исследователей. Другие исследователи пытаются объяснить связь Энесидема с гераклитизмом стадиальностью в развитии учения Энесидема, предлагают либо переход Энесидема от гераклитизма к скепсису (Сессэ), либо, напротив, переход от пирроновского скепсиса к гераклитизму (Брошар и Гааз). Идеалистическая тенденциозность этих гипотез состоит в том, что они основываются, особенно гипотеза Сессэ, на характерном для идеалистов и неверном утверждении, будто всякий сенсуализм влечет за собой, как следствие из принципа, скептицизм. Наконец, Герман Дильс и Эдуард Целлер попросту отвергают свидетельство Ко времени деятельности Энесидема скептицизм пресекается в прямой
традиции пирронизма, но начинает господствовать в так называемой Новой Вторая книга Энесидема посвящена выяснению известных уже элеатам
противоречий, таящихся в понятиях движения, изменения, рождения и гибели. Анализируя понятие причины во всех его видах, Энесидем приходит к
скептическому выводу, согласно которому одинаково вероятно как и то, что
причина существует, так и то, что она не существует. Причина существует,
так как если бы ее не было, то все могло бы происходить из всего, и притом
как попало лошади могли бы рождаться от мышей, слоны от муравьев, в
египетских Фивах мог бы идти обильный снег и дождь, а южные области были бы
лишены дождя и т. д. Если бы причины не существовали, то невозможно было бы
понять, каким образом происходило бы увеличение, уменьшение, рождение и Тем не менее вероятным в такой же степени следует. признать и то, что
причина не существует. Понятие причины заключает в себе явное противоречие,
которое делает невозможной самую попытку мыслить причину. Чтобы мыслить
причину, необходимо прежде воспринять ее действие как действие именно этой
причины: мы тогда узнаем, что она — причина действия, когда будем
воспринимать действие как действие. Но в то же время мы не можем воспринять действие причины как ее действие,
если не воспринимаем причины действия как его причины. Таким образом, чтобы
мыслить причину, нужно раньше познать действие, а чтобы познать действие,
нужно познать .причину. Из невозможности мыслить причину как причину и
действие как действие следует немыслимость этих понятий. Но даже если бы
кто-либо признал, что понятие причины может быть мыслимо, неизбежность
разногласий при любой "попытке его мыслить доказывает его неосуществимость. По-видимому, Энесидему принадлежит формулировка первых десяти так
называемых «тропов», т. е. «поворотов», или аргументов, направленных против
всех суждений о реальности, которые основываются на непосредственных
впечатлениях. Первый «троп» состоит в указании на разнообразие существ, на
различия в их происхождении и в их телесном строении. В силу этих различий
одинаковые вещи вызывают у них неодинаковые образы. Различия в главнейших
частях тела и особенно в тех, которые даны природой для ощущения и
суждения, могут производить сильную борьбу представлений. Не могут,
например, получать одинаковые осязательные впечатления и черепахообразные
животные, и животные, имеющие обнаженное мясо; и снабженные иглами, и
оперенные, и чешуйчатые. Приятное для одних кажется неприятным и даже
губительным для других. Муравьи, проглоченные человеком, причиняют ему боль
и резь, а медведи, заболевши, лечатся тем, что проглатывают их. Но если
одни и те же предметы кажутся неодинаковыми в зависимости от различия между живыми
существами, то мы можем говорить только о том, каким нам кажется предмет, и
должны воздерживаться от суждений о том, каков он по своей природе. Второй Третий «троп» основывается на различном — даже для одного и того же
человека — устройстве органов чувственного восприятия. Есть люди, которые,
соглашаясь с ненадежностью суждений других лиц, считают предпочтительными и
достоверными свои собственные суждения о вещах. Однако даже собственные
впечатления происходят от различных органов чувств, говорят различное об
одной и той же вещи. Так, картина живописца порождает впечатление глубины и
рельефа для глаза, но не для осязания, которому она представляется плоской
и гладкой. Мед, сладкий на вкус, может быть неприятен своим видом и т. д. Впоследствии, классифицируя «тропы» ранних скептиков, Секст Эмпирик объединил четыре «тропа» как аргументирующие от субъекта суждения, ибо субъект это есть либо животное, либо человек, либо восприятие, и притом в известной окружающей обстановке. Пятый «троп» исходит из зависимости суждений от положения, от расстояния и места. И здесь предпочитающий одно суждение другому не может обосновать это свое предпочтение, так как всякое явление созерцается на известном расстоянии, в известной среде и в известном положении, каждое из которых производит большие перемены в представлениях. Так, одно и то же весло кажется надломленным, если рассматривать его в воде, и кажется прямым, если рассматривать его на суше. Шестой, «троп» указывает на зависимость суждений от «примесей»: если из предметов, подлежащих суждению, ни один не воспринимается обособленно, сам по себе, а всегда лишь в соединении с каким-нибудь другим, то даже при условии, если бы судящий мог сказать, какова будет смесь, составленная из этих предметов, он не будет вправе судить о том, .каким окажется в «чистом» виде предмет, входящий в эту смесь. Седьмой «троп» рассматривает зависимость суждений от соотношений величин и от устройства предметов, подлежащих определению. Так, говоря о предметах, составленных из маленьких частиц, например о куче песка, чемерицы, вине и пище. мы можем обсуждать соотношение их с чем-нибудь, но никак не природу их саму по себе: песчинки, рассматриваемые каждая 9 отдельности, кажутся жесткими, собранные же в большую песчаную кучу, они производят впечатление мягкости и т. д. Восьмой «троп» базируется на относительности всех явлений. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |