«Славянофильство» как течение в русской философии XIX века
«Славянофильство» как течение в русской философии XIX века
«Славянофильство» как течение в русской философии XIX
века
«Славянофилы» (славянофильство) есть особое течение в
русской философской мысли. Центральной проблемой для славянофилов является
судьба и роль России, ее особое место в мировой человеческой истории.
Одним из основоположников славянофильства является
русский религиозный философ и публицист Киреевский Иван Васильевич (1806–1856).
Основная цель его философских воззрений – обосновать особенность пути
исторического развития России, радикально несовпадающего и отличающегося от
развития Европы. Субстанциональные основы развития России он видит в
православии, православной церкви, которые сохранили в чистоте первоначальную истину
христианства, искаженной католицизмом. В православии и православной церкви он
видит основы сохранения духовной цельности и личности, и народа, единства
познавательных и моральных начал, которые неотделимы от веры и религии. Поэтому
философия должна постигнуть фундаментальные основания русской самобытности,
благодаря чему она в противовес западной философии приобретает конкретность,
устраняя абстрактность западной философии. Другое основание самобытности России
он видит в общинном характере общественной жизни, общинном духе и самосознании
русского народа, опирающегося на православие. Им выдвигается идея «соборности»
русского народа, а православную церковь как институт, осуществляющий на деле
идею соборности, поскольку она олицетворяет собой чистоту христианства. Поэтому
уже у Киреевского на первый план нравственно-религиозного воспитания народа в
его самобытности выдвигается патриотизм, требующий от индивида служения цели
единства народа, его соборности. Ценность соборной личности выше и
предпочтительнее идеи индивидуальной личности. Как образованный и просвещенный
человек, он понимал значение «европейской образованности» как «зрелого плода
всечеловеческого развития», но ее нужно переосмыслить и преобразовать на основе
православия, единства веры и религии, единства личности и православной церкви.
Только в этом случае Россия не только сохранит свою самобытность, но и откроет
путь всемирной истории.
Другим основоположником «славянофильства» стал русский
мыслитель, поэт и публицист Хомяков Алексей Степанович (1804–1860). Основной
идеей его фундаментального труда «Записки о всемирной истории» – поиск и
обоснование исторической судьбы России, ее самобытности и ее роли в мировой
истории.
Рассматривая бытие как реализацию универсума Бога,
который представляет собой целостное единство, Хомяков считает, что этот
универсум Бога особым образом проецируется в человеческой истории. Основанием
единства общественной жизни и истории является «соборность» (собирание в единое
целое не только церкви, но и людей). Соборность реализуется посредством любви в
свободное и органическое единение людей. Необходимым условием такого единения и
соборности, которое включает в себя многообразие душевных и духовных сил
человека, конкретных индивидов, является вера. Притом «истинная вера», которая
в своей полноте проявляется в православии. Кроме православия основанием
соборности является русская крестьянская община, которая выступает как
коллективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым характером, душой,
обликом и особым историческим призванием. Хомяков явно идеализирует русскую
общину.
Мировая история, по Хомякову, представляет собой
борьбу, конкуренцию двух этногеографических и религиозно-культурных начал –
иранского и кушитского, между которыми есть принципиальное различие.
Иранский тип выражает собой свободную стихию духа
личности, устремленность народов к духовному богатству и минимизацию
устремлений к материальному богатству, меркантильности, рост творчества и
нравственного сознания. Иранскому типу свойственны устремленность к миру и
согласию с соседями. Иранский путь исторического развития наиболее полно
воплощается в православной России. Благодаря православной вере, которая
предшествует логосу, логическому осознаю бытия, сообщает православному человеку
особую, метафизическую, мессианскую любовь, которая лежит в основе отношений
между православными людьми и Богом. Любовь православного русского человека
носит жертвенный характер. Он готов пожертвовать собой ради ближнего и в этом
акте он достигает подлинного духовного блаженства. В этом, по его мнению,
заключается «загадка» и «широта русской души». Ей чужды меркантильные
устремления. Так сказать, русский человек, наделенный православным религиозным
самосознанием, готов отдать ближнему «последнюю рубаху».
Кушитскому типу развития и кушитскому характеру,
напротив, свойственно тяготение к материальному благу, прагматизм,
расчетливость, меркантильность, стремление к насилию и завоеванию. Кушитскому
типу не свойственно стремление к единству, гармонии многообразного. Хомяков
считает, что кушитский тип наиболее полно воплощается в католическом и
протестантском Западе. В католической церкви и мире все подчинено папе, а
протестантство утратило единство веры, распавшись на множество индивидуальных
вер. Наиболее органичным для Запада является индивидуализм, в то время
славянину, православному человеку и России свойственно тяготение к
коллективизму, к коллективистской психологии.
Для Хомякова характерна идеализация допетровской
эпохи, которая несла в себе подлинные черты самобытной национальной культуры и
национального самосознания. Уже в философских идеях А.П. Хомякова видны ростки
так называемой «русской идеи», которая достигает своей «зрелости» в конце XIX –
начале ХХ века.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.